![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преступность, связанная с угоном и кражей автомобилей
Васильева А.С., Гайдаржи А.А. Студенты 3 курса юридического факультета НовГУ Работа посвящена выявлению и анализу криминогенных факторов, детерминирующих преступность, связанную с угоном и кражей автомобилей. В ходе исследования был проведен анализ состояния преступности, связанной с угоном и кражей автомобилей, личности преступника, приведены меры по предупреждению и пресечению преступности. Преступность, связанная с угоном и кражей автомобилей
Переход к рыночной экономике, связанное с ним усложнение отношений собственности привели к обострению криминологической ситуации в целом и к росту посягательств на чужое имущество. Преступления против собственности и борьба с ними превратились в одну из самых актуальных проблем современной юридической практики. Особенно актуальна проблема борьбы с кражами и угонами автомобилей.[1] На момент возбуждения уголовного дела, когда местонахождение автотранспортного средства не установлено, далеко не всегда возможно дать правильную квалификацию содеянного -кража или угон, поэтому представляется необходимым разрабатывать единые рекомендации по расследованию данных видов преступлений.[2] По данным статистики Управления Министерства внутренних дел по Новгородской области было зафиксировано: · в 2009 году 489 краж и угонов автомобилей; · в 2010 году 367 краж и угонов автомобилей; · в 2011 году 201 угон автомобилей.[3] Анализ информации о механизме совершения преступления, полученной на этапе возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий, позволяет выдвинуть обоснованные версии о лицах, совершивших данное преступление: · до 18 лет – 15, 3%; · от 18 до 24 лет – 31, 6%; · от 25 до 29 лет – 30, 3%; · от 30 до 40 лет – 22, 8%. Анализ социальных закономерностей показал, что: · 25, 83% задержанных нигде не работали; · 41, 33% трудились; · 20, 68% являлись учащимися(студентами); · 12, 16% предприниматели.[4] Жертвами анализируемых преступлений чаще всего являются собственники или владельцы автотранспортных средств физические лица (свыше 90%), реже - юридические лица и другие общности. Социально-демографические характеристики по полу и возрасту выглядят следующим образом: потерпевшими - заявителями чаще всего выступают мужчины (свыше 95%), так как в основном они управляют транспортными средствами, но в последние годы проявляется тенденция увеличения среди жертв-заявителей женщин-водителей. Среди потерпевших преобладают три возрастные группы: · лица в возрасте от 21 до 30 лет –24%; · лица в возрасте от 31 до 40 лет – 36%; · лица в возрасте от 41 до 50 лет – 23, 7%. Старше 50 лет составляют 13, 7%, лица в возрасте 19-20 лет - 1, 8% и несовершеннолетние - 0, 8%. Наиболее бережно к своим автомашинам относятся люди старшего возраста: от 40 и старше. Жертвы указанных преступлений по материальному положению делятся на бедных, со средним достатком и богатых. От материального положения напрямую зависят и их возможности по защите своей собственности. Виктимное поведение, то есть недостаточное внимание или беспечность, характерно для 23, 4% жертв. При этом временное оставление автомобиля на улице при поездках при отсутствии противоугонных устройств или других устройств, препятствующих угону, автор считает виктимным поведением, даже если водитель не имеет средств для их приобретения. Виктимность проявляют собственники и владельцы, ставящие машины в плохо укрепленные гаражи, в гаражи, закрытые ненадежными замками, в не охраняемые либо не оборудованные сигнализацией; не заботящиеся при строительстве гаражей об обеспечении невозможности проникновения в них.[5] Борьба с преступными посягательствами на автотранспортные средства представляет собой одну из наиболее сложных проблем, стоящих перед правоохранительными органами. Низкая эффективность деятельности органов внутренних дел по розыску угнанного или похищенного автотранспорта и лиц, их совершивших, говорит о том, что ее уровень невысок. Необходимо учитывать большую латентность и скрываемость от учета этих преступлений. Фактически их количество в десять раз превышает уровень официальной уголовной статистики. На состояние регистрационной дисциплины влияет множество факторов. При регистрации преступлений в сфере автобизнеса к их числу можно отнести: несообщение граждан о совершении угонов и краж автомобилей, сокрытие преступлений от учета. В результате произведенных исследований были выявлены следующие причины латентности о преступлениях данного вида: - отсутствие доверия правоохранительным органам (отсутствие доказательств, полиция плохо борется с преступностью, не хочется связываться с полицией из-за сложности процедур и т.п.); - возможность защитить свои интересы в альтернативных уголовному правосудию формах, в частности, прибегнув к «помощи» организованных преступных группировок; - профессионализм и организованность преступников; - мотивы личностно-ситуативного характера (опасение мести преступников, нежелание огласки факта по корыстным соображениям); - недостаточная штатная численность полиции; - подделка и изготовление документов, печатей, бланков на транспортные средства, подделка или уничтожение идентификационных номеров транспортных средств, а также сбыт автомобилей с измененными идентификационными номерами.[6] Обстановка совершения угонов и краж транспорта складывается из различных обстоятельств, детально рассматривать которые целесообразно применительно к конкретным фактам преступлений. Факторы, способствующие совершению краж автотранспорта можно условно разделить на общие и частные. К общим можно отнести социально-экономические условия, правовые, политические, демографические, такие как всеобщий правовой нигилизм, навязывание западной идеологии стяжательства и корысти, противопоставление ей низкого уровня жизни основного населения страны; противоречия между спросом и предложением на автотранспорт; несовершенство действующего законодательства, высокий уровень коррупции и низкий авторитет правоохранительных органов. К специальным факторам следует отнести: нехватку гаражей и платных стоянок, надлежащее количество которых способствовало бы обеспечению сохранности транспортных средств от преступных посягательств. Одним из путей решения данной проблемы является инициативная информация органов внутренних дел в администрации о включении мероприятий по строительству охраняемых стоянок в комплексные планы социального развития городов и районов.[7] Одной из важных задач правоохранительных органов и, прежде всего, органов внутренних дел, является предупреждение корыстных посягательств на личную собственность граждан и собственность организаций. На фоне значительного увеличения количества автотранспорта беспокойство вызывает рост количества его краж и угонов. К предупреждению данного вида преступлений можно отнести следующие меры: 1. Меры безопасности, которые затрудняют совершение краж и угонов автотранспорта. К ним относятся: - повышение технической защищенности автомобиля; - страховое стимулирование; - строительство новых гаражей, стоянок и других охраняемых мест парковки и хранения по специальным стандартам безопасности; 2. Меры, снижающие заинтересованность в совершении хищения автотранспорта. К ним относятся: - маркировка. Эта мера способствует собственно предупреждению преступлений, если преступнику заранее будет известно о сложности последующей реализации украденного автомобиля; - осознаваемой угрозы разоблачения - может быть обеспечен расширением различных форм наблюдения.[8] Для успешного предупреждения краж и угонов автотранспортных средств система профилактики правонарушений должна быть сплошной (по всей территории страны), всеобъемлющей (затрагивать все стороны и области жизнедеятельности населения), иметь строгую структуру, обеспеченную специализированными кадрами, материально-техническими ресурсами для всех подразделений, информационными взаимосвязями между всеми субъектами, с четкими правами, обязанностями и ответственностью за невыполнение своих обязанностей.
[1] Лопашепко H.A. Преступления против собственности: теоретико-прикладное исследование. М.: Изд-во «ЛексЭст», 2005. С.408 [2] Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под общей редакцией Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. [3] Статистические данные УМВД РФ по Новгородской области за 2009-2011 годы. [4] https://www.psj.ru [5] https://www.law.edu.ru [6] https:// www.fpa.su [7] Чуфаровский Ю.В. Криминология: в вопросах и ответах.М.: «Проспект», 2011.С.108 [8] https://www.dissercat.com
|