Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественная сущность личности






Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. Личность как объект общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности. Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Идеология, или система идей об обществе, формирует психологию личности, ее мировоззрение, социальные установки. Овладение общественными науками помогает личности правильно ориентироваться в общественных событиях и осознать свое место и роль в общественном развитии. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций. На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. Следовательно, отражение личностью материальных и политических условий жизни опосредовано идеологией и психологией больших и малых социальных групп, при социализме - всего общества в целом. Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разнообразнее ее связи с различными сторонами жизни, тем глубже она проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что " действительное духовное богатство индивида в целом зависит от богатства его действительных отношений". Продолжая эту мысль в " Немецкой идеологии", К. Маркс и Ф. Энгельс утверждают, что индивиды неизбежно вступают во взаимоотношения друг с другом на основе своих потребностей и способов их удовлетворения и что общение является фактором их духовного, нравственно-психологического развития. Личность как субъект общественных отношений. Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

" Идея детерминизма, - писал В. И. Ленин, - устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю. Равным образом и идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей" 2.

Личность-существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить личными интересами. Это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей общественного развития. По мере ускорения общественного развития ширилась борьба масс за человеческие права. Эта борьба не просто увлекала личность, но и формировала ее, активизировала ее общественную деятельность. Раскрепощение человека от пут феодализма было революционным шагом в развитии личности, повышало ее роль в обществе; освобождение от капиталистического рабства явилось новой и самой величайшей революцией, открывшей необъятные просторы для развития личности и превращения ее в подлинного деятеля общественного развития. Личность в социалистическом обществе. Между общественным развитием и развитием личности существует органическая и непосредственная связь, взаимообусловленность. Но только в социалистическом обществе эта связь приобретает все более и более гармонический характер. Общество работает на каждую личность, ибо в центре его забот стоит личность, удовлетворение ее материальных и духовных потребностей; в свою очередь каждая личность работает на общество и работает с тем большей энергией и инициативой, чем полнее удовлетворяются ее духовные, социальные и материальные запросы. Развитие личности при социализме и коммунизме тесно связано с развитием коллективных начал жизни. Только в коллективе, писал К. Маркс, возможна подлинная свобода личности, ее социальная защищенность и только в коллективе возможно всестороннее развитие, расцвет всех ее способностей и дарований '. Вполне понятно, что в коммунистическом обществе, как ни в каком другом, возникает органическое единство личности и общества, личных и общественных интересов. Отсюда потребность жить и работать в коллективе и коллективизм станут первейшими жизненными проявлениями человека. Проблема личности в современной буржуазной психологии. Личность стоит в центре внимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Знаки личности -предпосылка эффективного управления ее деятельностью. Наука о личности затрагивает политические интересы общества. Естественно поэтому, что создаваемые теории носят характер идеалистический или материалистический в зависимости от сознательной или бессознательной идеологической ориентации их авторов. В буржуазной психологии бытуют самые разнообразные, нередко противостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяются такие, как биологическая, биосоциальная и социальная. Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальным влечением. Из влечений Фрейд выводит и неизбежность войн, будто бы отвечающих природе человека с его инстинктами смерти и разрушения. Концепция Фрейда является концепцией сугубо биологического индивидуализма личности. Эта концепция служит реакции. Представители биосоциальной концепции (а их большинство) разрывают личность как бы на две половины и считают, что психические процессы человека ичеют биологическую природу, в то время как направленность личности определяется социальными явлениями. Такое понимание является ошибочным, так как уже элементарный процесс ощущения осложнен социально детерминированными вкусами и установками человека, зависит от степени развитии сенсорики, достигаемой только в труде. Широко распространена в буржуазной психологии социальная концепция личности (Дюркгейм). В США особенно разрабатывается так называемая теория социализации. Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных." условий жизни. Решающее значение при этом отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время как экономические и политические отношения людей и их влияние на личность не учитываются. Представители этой концепции большее внимание уделяют исследованию явлений конформизма, или влиянию социальной группы на личность. Буржуазные психологи, исследуя поведение человека в группе, объявляют всеобщей закономерностью сознательное или неосознанное стремление личности приспособиться к требованиям группы, иными словами, к буржуазным порядкам. При этом конформизм считают универсальным механизмом приспособления личности к общественным порядкам.

В действительности влияние группы, коллектива на личность может иметь различный характер. Это зависит как от особенностей личности, ее идейных позиций, характера, так и особенностей воздействия. Взаимоотношения коллектива и личности в условиях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи являются принципиальными, а действие члена коллектива в интересах группы - действием коллективиста по убеждению. Такое действие не имеет никакого отношения к конформному поведению. Другой социально-психологической концепцией служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения - результат научения, усвоения суммы знаний (Э. Торндайк и др.). Обучение в школе и учение, безусловно, имеют огромное жизненное значение, в том числе и для формирования личности. Однако все развитие личности нельзя свести к влиянию обучения. Решающее влияние на ее формирование оказывает сама жизнь, труд, человеческие взаимоотношения. Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношений с другими людьми. Безусловно, исследование роли личности важно как для психологической теории, так и для понимания социальной практики. Однако в буржуазной психологии роль рассматривается только в системе психологических отношений, без учета материальных, политических и идеологических отношений, определяющих как позиции личности, так и ее место в общественной жизни. Внеклассовый подход к пониманию социальной роли личности – характерное явление для всех последователей теории ролей. Как видим, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств личности или среды. При этом совсем не учитываются объективные общественные условия жизни человека, детерминирующие его поведение. Эти теории, по существу, игнорируют действительные закономерности развития общества, социальных групп и личностей. Советская психология личности опирается на учение исторического материализма. Классики марксизма-ленинизма раскрыли социальную природу личности, дали правильное толкование взаимоотношений общества и личности, закономерностей ее формирования. Для разработки теории личности большое значение имели труды русского психолога А. Ф. Лазурского, который впервые в отечественной психологии поставил проблему отношений и довольно четко показал зависимость системы отношений от социальных условий жизни. Марксистско-ленинскую концепцию отношений успешно разрабатывал В. Н. Мясищев.

Список литературы

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 2002.

.

13. Немов Р.С. Психология. Кн.1 Основы общей психологии. – М., 2006.

19. Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003.

23. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2003.

24. Смысловое поле категории «индивидуальность», 2003.

25. Смысловое поле категории «личность», 2003.

26. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал