Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что я знаю об отцеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Александр Матвеевич Малышев родился 6 июля 1912 года, он уроженец Славковского района Ленинградской области. Окончил Лесной техникум, член ВЛКСМ с 1928 года, член ВКП(б) с 1939 года. Проживал в Ленинграде по адресу: ул. Ткачей, д.29. кв.133. На военно-морскую службу был призван осенью 1934 года Кировским РВК г.Ленинграда. О службе 1934-1935 гг. – курсант Электроминной школы КБФ 1935-1936 гг. – курсант Учебного отряда подплава им.Кирова 1936-1938 гг. – младший командир, 1-й дивизион бригады торпедных катеров КБФ 1938-1939 гг. – ответственный секретарь бюро ВЛКСМ 1-го дивизиона бригады торпедных катеров КБФ Октябрь 1939 г. – младший командир Александр Матвеевич Малышев был зачислен в кадры РКВМФ и назначен ответственным редактором многотиражной газеты Политотдела бригады торпедных катеров с присвоением военного звания младший политрук 04 июля 1940 г. – младший политрук Александр Матвеевич Малышев назначен заместителем командира БЧ-5 по политчасти эскадренного миноносца «Артём»
Глава I Эскадренный миноносец «АРТЁМ» Технические данные:
Эскадренный миноносец «Артём» («Азард») был из плеяды эсминцев дореволюционного периода – эсминцев «Новиков» («Азард»). Эскадренный миноносец «Азард» был заложен в июле 1915 года на Ижорской верфи Металлического завода в Петрограде. 22 мая 1916 года он был спущен со стапелей на воду. 10 октября 1916 года эскадренный миноносец «Азард» вступил в строй кораблей Балтийского флота и был зачислен во 2-й дивизион минной дивизии. 25 октября 1917 года экипаж эсминца «Азард» перешел на сторону советской власти. 27 ноября 1928 года эсминец получил новое наименование «Артём» в честь Федора Андреевича Артёма (Сергеева) – видного государственного деятеля, профессионального революционера. Артём – это его партийная кличка. Великую Отечественную войну эскадренный миноносец «Артём» встретил под командованием старшего лейтенанта Александра Борисовича Сея в составе эскадры Краснознаменного Балтийского флота, куда входил 3-ий дивизион эскадренных миноносцев типа «Новик». Дивизионом командовал бывший командир эсминца «Артём» капитан 2 ранга Л.Н.Сидоров. В начале Великой Отечественной войны эсминец «Артём» участвовал в минно-заградительных операциях флота, нес конвойную службу (в июле – августе 1941 года). Участвовал в обороне Таллина, Риги и в операции по защите Моонзундских островов. Эсминец «Артём» входил в состав сформированного для минных постановок специального отряда кораблей под командой контр-адмирала Юрия Федоровича Ралля (1890-1948).
Глава II Эсминец «АРТЁМ» в Великой Отечественной войне Карта из географического атласа Главного управления геодезии и картографии при СНК СССР, 1940 года, Москва
Глава III Участие эсминца «АРТЁМ» в Таллинском прорыве Прорыв кораблей и судов из Таллина в Кронштадт В течение 26-го и 27-го августа 1941 года продолжались ожесточенные кровопролитные бои под Таллином. В ночь на 27-ое августа части противника уже просочились в район парка Кадриорг. Подтянув артиллерию и тяжелые минометы, противник начал обстрел кораблей у причалов и на рейде. Ввиду угрозы, нависшей над Ленинградом, не хватало войск, чтобы усилить гарнизон Таллина свежими частями. Поэтому, а также учитывая крайне тяжелое положение, в котором оказался Краснознаменный Балтийский Флот с выходом противника на побережье Финского залива. Ставка 27-го августа отдала приказ об эвакуации Таллина, рассчитывая использовать его гарнизон для усиления обороны Ленинграда. Краснознаменному Балтийскому флоту при отходе на восток предстояло прорываться в чрезвычайно трудных условиях обстановки, через созданную врачом минно-артиллерийскую позицию противником в районе Юминда-Кери. Погрузка частей, учреждений, подразделений, гражданского населения на транспорт и корабли началась в 16 часов 27 августа 1941 года. К этому времени противник усилил артиллерийский и минометный огонь по кораблям, и подвергал их одновременно массированным ударам авиации. Несмотря на большие трудности и помехи со стороны противника, погрузка, в основном, закончилась к утру (06 часам 28 августа). Неподвижный заградительный огонь с кораблей был очень эффективен и полностью обеспечил прикрытие посадки и выход транспорта на рейд. По плану выход отрядов кораблей, конвоев и транспорта должен был назначен с 22 часов 27 августа. Этот план не был реализован из-за неожиданно налетевшего шторма (ветер до 7 баллов), исключавшего возможность перехода малых кораблей. Днем 28 августа, когда ветер поутих, и установилась летная погода, над рейдом появился самолет-разведчик. В это же время в 16 часов 28 августа был отдан приказ о начале движения. Таким образом, было потеряно около 15-ти часов, за которые можно было начать движение транспорта со слабой зенитной артиллерией вне воздействия авиации противника. Первыми вышли главные силы, а корабли арьергарда вели огонь по артиллерийским батареям противника и принимали людей со шлюпок, выходящих из Таллина. Вышли из Таллина 225 кораблей и транспорта (судов) с 42 000 человек на борту. К 20-ти часам в море вышли остальные отряды кораблей и транспорт. Они вытянулись в одну линию длиной около 15 миль. Эсминцы «Артём», «Калинин» и «Володарский» входили в состав арьергарда – 3-его отряда кораблей под командованием командира минной обороны флота, контр-адмирала Юрия Эдуардовича Ралля. Эти корабли должны были конвоировать транспорт с войсками, ранеными, имуществом и эвакуируемыми гражданскими лицами. В 21 час 15 мин эсминцы арьергарда вышли в Кронштадт самыми последними. Эсминец «Артём» помимо экипажа имел на борту 235 пассажиров, принятых на Таллинском рейде. В районе маяк Кери – маяк Мохни корабли попали на минное заграждение противника, подверглись атакам самолетов, торпедных катеров и были обстреляны 150-мм батареей с мыса Юминда. С наступлением темноты походный порядок кораблей и транспорта нарушился, и управление силами было потеряно. Кроме того, из-за нехватки тральщиков и недостаточного трального обеспечения по некоторым источникам было потеряно 62 единицы кораблей, транспорта и прочих судов, подорвавшихся на минах. Погибло около 15 000 человек. 28 августа в 23 часа 15 мин в северном районе мыса Юминданина – остров Мохни подорвались на минах почти друг за другом эсминцы «Калинин», «Володарский». Эсминец «Артём» при оказании помощи эсминцу «Калинин» последним подорвался на мине и практически мгновенно затонул. В момент гибели эсминца «Артём» произошел взрыв большой силы с яркой вспышкой и высоким столбом огня. Эскадренный миноносец «Артём» - это последний балтийский «Новик» эскадры, на котором и погиб мой папа – Малышев Александр Матвеевич. Ему было всего 29 лет. Подрывы происходили на плавающих минах, подсеченных тральщиками, идущими впереди отрядов боевых кораблей. Противником в этом районе было поставлено минное заграждение из 1818 контактных мин и 901 минного защитника.
Что рассказывали свидетели о гибели эсминца «Артём»: Флагманский артиллерист отряда легких сил КБФ капитан 2 ранга Артавазд Арамович Сагоян (1904 – 1971гг.), находившийся на эсминце «Артём», вспоминал: «… Миноносцы «Артём», «Калинин», «Володарский» в 21 час 15 мин последними оставили рейд, подавляя на ходу огонь батарей врага, прорывавшегося к Кадриоргу, Пирите». Следуя в арьергарде, миноносцы прикрывали идущие впереди конвои и главные силы. Около полуночи (приблизительно в 23 часа 15 мин), пока видимости почти не было, нарушив походный порядок, форсируя минные поля, у мыса Юминданина начался настоящий ад. Все эсминцы стали взрываться друг за другом и погибли в короткий срок. Исключительное мужество и выдержанность в момент гибели эсминца «Артём» проявили личный состав корабля и находившийся на мостике командир дивизиона Л.Н.Сидоров. «Мне, – писал Сагоян, – довелось быть вместе с ним в момент гибели. В считанные минуты до погружения корабля Сидоров спокойно, волевым голосом, с исключительной выдержкой отдавал последние распоряжения по спасению экипажа и, не покидая ходового мостика, погиб. Это были страшные мгновения. Моряки оказались в кроваво-мазутной воде Балтики, так безжалостно готовой поглотить и полностью накрыть их. Но никто не сдавался, стоило одному запеть «Интернационал», тут же смело подхватили остальные. А воды холодной Балтики смыкались над головами моряков-героев, которые находили на морском дне свою последнюю обитель…» Слава и память им! Игорь Григорьевич Алепко, бывалый моряк, «фанат» моря помимо пятитомника «Корабли Балтийского Флота в годы войны с 1939 по 1945 годы», где в первом томе написал о Таллинском переходе, посвятил ему поэму в стихах. В последней главе «Реквием» есть изумительно правдивые слова следующего содержания:
«… Печально, что память об этих, Безвестно пропавших в волнах, Сегодня на всем в белом свете Ни в чьих не теплится умах. А надо бы, надо сквозь годы, Чтоб совесть свою не терять, Нам в память о том переходе ПОГИБШИХ ПО ИМЕНИ ЗНАТЬ!..»
|