Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замена референтных индексов






Очевидно, что работа с историями/повествовани­ями и метафорами связана с символизмом. Символы - это любые объекты, ситуации или люди, кото­рые становятся якорями определенных реакций. Многие повседневные метафоры имеют вид «Когда-то я знал человека, который..». Что здесь является символом? Слово «человек». Дальнейшие связи воз­никнут на основе сходств, имеющихся в истории. Та­кие символические связи иллюстрируют понятие «замена референтных индексов».

Это означает, что когда кто-нибудь рассказывает о своем опыте, но делает это с достаточной неопре­деленностью (искусной неопределенностью), мы, как слушатели, воспринимаем историю в терминах своего собственного опыта. Вы сами знаете, что де­лаете это! При этом мы сдвигаем или заменяем ре­ферентный индекс. (Не волнуйтесь, полиция разума не арестует вас за это!) Когда мы делаем это, мы на­чинаем слушать историю с сопереживанием. Это по­зволяет истории влиять на нас и «обращаться к нам».

Сдвиги референтных индексов происходят все время. Все мы делаем это ежедневно много раз. Это происходит и на сознательном, и на подсознательном уровнях. Мы искажаем наши сенсорные репрезента­ции, меняем референтный индекс, «входим» в исто­рию, и история накладывает свои чары. Затем в дей­ствие вступает магия.

Истории, рассказы, метафоры и т. д. стимулируют замену референтных индексов. При этом истории приобретают качество «как если бы» и затем начи­нают свою работу внутри нашего разума и тела. Ко­гда это происходит, мы внезапно чувствуем, что пе­реносимся в другое время, место, в другое тело и т. д. «Заклинание» вводит нас в транс. Мы теряем ощу­щение времени, места, себя, окружения и т. д., так как переносимся в новые, другие миры и реальности.

Весь язык функционирует метафорически.

Истории, рассказы, метафоры и т. д. стиму­лируют замену референтных индексов.

Затем животное, другой человек и даже неодушев­ленные объекты внутри истории трансформируются и принимают специальные значения. Они часто ста­новятся для нас влиятельными символическими ре­презентациями. В истории мы попадаем в мир леген­ды. Темы, главные и побочные сюжетные линии, драмы, комедии, трагедии, победы, героические путешествия и т. д. определяют, описывают, ограничи­вают и/или освобождают нас. Уайт и Эпстон (White & Epston, 1990) на основе этого удивительного явле­ния недавно разработали абсолютно новую психоте­рапевтическую модель. Конечно, притчи Иисуса существовали еще до Уайта и Эпстона. Развитию нарративной психотерапии также способствовали Фридмен и Кумбз (Freedman & Combs, 1990, 1996), занимающиеся НЛП.

«Изоморфизм включает формальное сходство между репрезентациями различных реакций... Рассмотрев функционирование других систем, люди могут многое узнать о возможностях собственного поведения. Если мы представим себя в определенной ситуации не львом, а птицей, это откроет нам множество различных вариантов реакций, а многих других лишит. В общем, символы определяют структурные аспекты метафо­ры, в то время как изоморфизм имеет дело с относительными или синтаксическими компонен­тами.

Нейронная сеть мозга постоянно обобщает информацию, делая возможным обучение. Изоморфизм описывает способность мозга вклю­чать информацию о поведении одного класса в другой похожий класс. Это является обучением с помощью перекрестных классов»

Изоморфизм описывает способность мозга включать информацию о поведении одного класса в другой похожий класс.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал