Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре принципа якорения






ЕСТЬ четыре принципа якорения

1. Используйте уникальное положение для установки якоря.

2. Устанавливайте якорь в момент наивыс­шей интенсивности состояния.

3. Делайте якорь как можно более обособ­ленным и чистым.

4. Точно выбирайте время для установки якоря.

В отличие от научения по принципу «стимул—ре­акция», якорение может произойти в результате од­норазового научения. В некоторых случаях якорь

может сохраняться годами или всю жизнь. Если якорение происходит в определенных условиях (высо­кая интенсивность состояния, уникальный стимул, эффективная связь между якорем и соответствую­щим поведением), достаточно одного повтора, чтобы процесс стал перманентным. Ранее мы упоминали рекламный слоган «Вкус у " Винстона" хорош...». За­якорил ли вас этот стимул продолжать «как заку­ришь, так поймешь?» Какова длительность этого якоря? Ниже описаны четыре принципа эффектив­ного якорения.

1. Уникальность: используйте уникальное положение для установки якоря.

Устанавливая якорь, выбирайте для него уникаль­ный стимул. Тот факт, что рукопожатия являются элементом общепринятого поведения, объясняет, почему рукопожатия не действуют в качестве якоря. Мы постоянно пожимаем кому-то руки, но разным людям и по-разному. В противном случае, кто бы ни устанавливал первый якорь, он бы навсегда закреп­лял «смысл/значение» рукопожатия! Рукопожатие всегда вызывало бы определенное состояние! В дей­ствительности же рукопожатию недостает уникаль­ности даже для того, чтобы установить якорь. Напро­тив, чем более уникально положение якоря, тем луч­ше. В этом случае у якоря больше шансов «зацепиться» и продолжиться.

Чем более уникален стимул, тем лучше якорь. При кинестетическом якорении обращайте внимание на то, с каким местом связан якорь, каковы его размер, сила прилагаемого давления, длительность прикос­новения и т. д. Выбирай то положение, в которое вы легко и с точностью можете вернуться. Избегайте якорения на одежде человека - одежда смещается, ее часто меняют, таким образом, будет меняться ее положение по отношению к телу.

При якорении собственных состояний выбирайте удобный для вас стимул. Выбирайте уникальный якорь, что-нибудь такое, чего вы обычно не делаете. Например, сожмите мочку уха или коснитесь боль­шим пальцем мизинца. Для кинестетических якорей выбирайте на вашем теле точки, до которых редко дотрагиваетесь. Я (Б. Б.) создал якорь релаксации, нажимая большим пальцем на мизинец. Уникальное положение якоря удлиняет период его действия.

В связи с усилением якорей Дилтс (Dilts, 1983) отмечал, что подкрепление якоря повышает его эффективность. Однако эффективность якоря зависит от исходного переживания.

«Наложение» якорей подразумевает сочетание дополнительных ресурсных состояний с заякоренным ресурсным состоянием. «Наложение» увеличи­вает способность якоря вызывать сильные позитивные состояния. Якоря также можно освежать. Я пе­риодически освежаю якорь релаксации. Пребывая в состоянии глубокой релаксации, я жму большим пальцем левой руки на мизинец левой руки, освежая, таким образом, якорь релаксации.

«Наложение» якорей подразумевает сочета­ние дополнительных ресурсных состояний с заякоренным ресурсным состоянием.

2. Интенсивность: устанавливайте якорь в момент наивысшей интенсивности состояния.

Мы создаем якорь, применяя стимул в момент, когда человек переживает интенсивное состояние. Благодаря этому якорь связывается с этим состояни­ем. Это означает, что воздействие и функционирова­ние якоря зависит от физического и психологичес­кого состояния человека в момент установки якоря, и его последующего воспроизведения.

«Интенсивность» состояния связана с тем, на­сколько сильно, эмоционально, живо, глубоко и т. д. человек переживает это состояние. Предположим, вы хотите заякорить у клиента ресурсное состояние. Вы просите его вспомнить момент, когда он чувствовал себя обладающим необходимыми ресурсами. «Вспомните момент, когда вы чувствовали, что мог­ли бы завоевать весь мир!» По мере того как клиент входит в это состояние, оно приобретает интенсив­ность, клиент словно бы заново переживает состоя­ние, полностью восстанавливая то, что видел, слы­шал и чувствовал в тот момент.

Разным людям требуется разное время, чтобы из­менить свое внутреннее состояние, также различает­ся и интенсивность, с которой они переживают его. Некоторые меняют состояния быстро, а то и мгно­венно! Для того чтобы уследить за ними, требуются навыки оценки сенсорных сигналов.

Вспомните переживание полугодовой или годовой давности. Попытайтесь увидеть себя в момент пере­живания и обратите внимание на то, что ваше воспо­минание об этом переживании (испытывая которое, вы были несколько моложе) диссоциированно. Теперь войдите в этот «фильм» и переживите его, находясь в нем. Тем самым вы переживаете состояние, как если бы оно имело место здесь и сейчас. Диссоциация значительно снижает эмоциональность переживания. Многие методы НЛП используют мыслительно-эмо­циональную способность к ассоциации и диссоциа­ции. Хотя в иных случаях диссоциация весьма эф­фективна, когда мы стремимся заякорить состояние, нам требуется ассоциированное состояние.

При якорении состояния эффект будет силь­нее, если опираться на ассоциированное со­стояние, а не диссоциированное.

Когда человек входит в ресурсное состояние, ис­пользуйте сенсорную остроту, чтобы провести калиб­ровку по мере того, как он это делает. Отмечайте из­менения цвета лица, мышечного тонуса, дыхания. Затем, в момент наивысшей интенсивности состоя­ния, установите якорь. Таким образом, на уровне нервной системы устанавливается связь между со­стоянием и якорем. Сознание и тело всегда связаны. Якорение работает, поскольку оно позволяет полу­чить доступ к заякоренному состоянию. Воспроизво­дя якорь, мы активизируем те нейроны, которые от­ветственны за хранение запомнившегося состояния.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал