Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало. За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии. Сегодня традиционный народный художественный промысел " Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики " Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла. Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В первой половине XIX веке резьба по дереву была еще популярной, хотя и очень трудоемкой. К росписи пришли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба. Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия - прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность. Орнаменты решались в два - три приема. Наложит мастер основной цвет одним мазком, рядом положит другой, оттеняющей или контрастный, а сверху свободным движением нанесёт “оживку”. И зацветут на тоненьких стебельках цветы, заблагоухают сказочные розы и нежные купавки. Придёт мастер по работе ещё один раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городские цветы. Очень интересно решались фигуры людей на городских изделиях. Все лица писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги - брови, черточки - глаза, дуги - губы. В начале зарождения промысла изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масленая краска стала применяться позже, только в начале XX в. Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что она построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия декоративно – прикладного искусства с жизнью, вырабатывает у них способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи, что важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промысла, техники росписи и основных композиционных приемов. Так как охватить все необъятное море народного искусства невозможно, в программе для обучения детей выбрана Городецкая роспись. Такая узкая направленность отнюдь не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий росписи творческого отношения к работе. Цели 1. Организовать содержательную и творческую деятельность учащихся для развития художественных навыков. 2. Создать условия для развития личности ребенка по средствам декоративно-прикладного творчества. 3. Способствовать освоению навыков Городецкой росписи. 4. Показать перспективы и возможности, которые можно достичь, благодаря занятиями росписью. Задачи 1. Изучить с учащимися историю и традиции Городецкой росписи 2.Разобрать с воспитанниками основы цветоведения. 3. Показать, какие цветовые решения характерны для Городца. 4. Научить учащихся выполнять элементы росписи по дереву в соответствии с народными традициями. 5. Научить учащихся составлять композицию из элементов росписи, подходящую для конкретного изделия. 6. Помочь в изготовление расписных работ. Данная рабочая программа опирается на основные принципы обучения, которые формулируются на основе исследования всего исторического опыта образовательной деятельности и призваны поддерживать существующую практику, служить ее теоретической основой. В наши дни содержание среднего образования определено в утвержденном Правительстве РФ Государственном стандарте, который опубликован в московском издательстве «Прометей» в 1998 году. Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Главные принципы обучения росписи это: принцип усложнения элементов, орнаментов, форм, на которых создается узор и т. д.; принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений, склонностей; принцип активного вовлечения детей в разнообразную художественно-творческую деятельность; Принцип включения выполненных детьми работ в жизнь: создание эстетической среды. Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. В росписи используются все известные методы обучения. Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе. Средства обучения для занятий росписи самые простые. Посадочные места – столы и стулья, технические средства – видеоаппаратура, индивидуальные принадлежности – краски, альбомы и кисти, которые ученики приносят с собой. На занятиях целесообразно применять поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию (по модели или в стиле), авторской творческой работе по самостоятельно изготовленному эскизу. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному искусству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности школы. Срок реализации данной программы рассчитан на 1 года. Содержание программы состоит из 216 часов. Занятия могут проходить 3 раза в неделю и длиться 2 часа, либо 2 раза в неделю – по 3 часа. Т.к. это дополнительное образование, занятия будут проходить в свободное от основной школы время. Перерыв между занятиями основного и дополнительного образования составляет три часа для младших школьников, и два – для средних школьников. Так же для занятий может быть задействован один из выходных дней. Количество детей в группе 15 человек. Возраст детей, обучающихся по данной программе 8-10 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети быстро усваивают цветовую палитру. Формы в Городце достаточно просты для исполнения, цветовая гамма насыщенная, что привлечет внимание детей данного возраста. Программа содержит 4 раздела, включающие в себя 16 тем. Так же ребятам предстоит выполнить ряд практических и самостоятельных работ. К концу года обучения каждый ученик узнает основы цветовединия и историю возникновения Городецкой росписи. Научится самостоятельно расписывать деревянные предметы, составлять творческие композиции и воплощать их в жизнь. Организовать учебно-познавательную деятельность без оценки невозможно: она является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. Традиционная система оценивания при помощи четырех-пяти показателей мало способствует эффективному обучению. Ее существенные недостатки: неполнота, ограниченность, а также несориентированность на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп. Недостатки школьной системы оценок заставляют обратиться к иным формам оценивания. Одной из таких форм является рейтинговая система оценивания знаний. Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов: влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам; расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга. Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности. Так, в классном уголке оформляется раздел " Лучшие в классе": определяется 5 учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Классный руководитель ведет ведомость, в которой учитывается средний балл и рейтинг учащегося в классе. Такая система способствует вовлечению детей в жизнь коллектива и школы и стимулирует их творческую деятельность.
Ученик должен знать: - виды росписей по дереву; - особенности Городецкой росписи; - истоки возникновения росписи; - этапы развития росписи; - мастеров Городецкой росписи; - холодные и теплые цвета; - основные цвета; - пары контрастных цветов; - основные цвета Городецкой росписи; - инструменты и материалы, используемые в росписи; - инструкции техники безопасности при работе с красками; - элементы для выполнения цветов (розан, купавка и ромашка); - алгоритм выполнение простых элементов (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки); - последовательность выполнения Городецкой птицы; - последовательность выполнения Городецкого коня; - роль «оживки» и «привязки» в Городецкой росписи; - инструкции техники безопасности при работе с лаками; - этапы подготовки изделия к работе; - особенности росписи по дереву; - деревянные изделия, используемые в быту; - возможности использования росписи в современном мире; - разновидности сувениров; - особенности росписи акриловыми красками; - особенности работы с мелкими элементами; - особенности росписи по пластику и металлу; - особенности росписи украшений. Ученик должен уметь: - организовать свое рабочее место; - отличать Городецкую роспись от других; - следить за правильной посадкой при выполнении росписи; - правильно держать кисть; - рассказать о Городецкой росписи; - получать оттенки цветов; - определять доминирующие цвета в композиции; - составлять цветы из выученных элементов; - использовать цветовые контрасты в работе; - комбинировать цвета; - соблюдать последовательность при выполнении задания; - выполнять простые элементы (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки); - использовать подмалевок; - использовать прим «оживка» и «привязка»; - составлять из выученных элементов животных; - составлять любые композиции Городецкой росписи; - обрабатывать деревянную поверхность наждачной бумагой; - покрывать поверхность лаком; - составлять композицию, подходящую для данного изделия; - переносить эскиз с листа бумаги на поверхность изделия; - самостоятельно подготавливать и расписывать изделие; - стилизовать сказочных героев для Городецкой росписи; - стилизовать традиционные элементы Городецкой росписи; - подобрать нестандартные предметы для росписи; - расписывать мелкие детали; - подбирать узор, соответствующий размеру изделия. Для успешной реализации программы занятия должен проводить грамотный педагог, отлично ориентирующийся в народном искусстве, знающий народные традиции и обычаи. Не маловажным является личная заинтересованность педагога, любовь к своему делу. Педагог во время проведения занятий должен использовать наглядные пособия, схемы и таблицы, которые частично приобретаются школой, частично создаются самим педагогом. Таблицы, карточки и образцы с элементами росписи различной сложности готовятся заранее и раздаются детям на занятиях. Так же в качестве методического пособия могут быть использованы лучшие работы учеников. Реализация данной программы требует оснащенность кабинета стульями и столами. Индивидуальные принадлежности, такие как краски, кисти, альбомы для рисования, ученики приносят с собой. Как и Городец, Курганская область – область сельскохозяйственная, и основное занятие населения – прежде всего, труд на земле. Любовь к малой Родине и патриотизм в художественном творчестве выражается в жанрах пейзажа и сюжетах, связанных с местной флорой и фауной. В контексте актуальной современной культуры творчество художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства стабильно держится в рамках традиционной народной культуры с ее практической целесообразностью и ручным трудом. Культура области складывалась из обычаев славянской и тюркской культур. На сегодняшний день мы не можем констатировать глубокую непрерывную семейную, коллективную традицию в том или ином виде народного массового творчества. Революции, репрессии и войны XIX – XX века не раз прерывали связь времен. Иногда с уходом из жизни последнего мастера исчезала технология обработки материала и каноны орнаментальных и сюжетных композиций. Народное массовое искусство остается очень важным наполнителем свободного времени современного человека и средством реализации его творческих амбиций. А рукотворная природа и положительная энергетика мастера, – несомненно, главная ценность произведений народного искусства. Сегодня на территории Зауралья существуют несколько объединений самодеятельных художников (в городах Кургане, Далматове, Шадринске, селе Глядянском Притобольного района). Такие объединения дают возможность обмена опытом и знаниями художникам разных поколений и профессиональной подготовки, способствуют популяризации этого вида деятельности среди населения и позволяют открыть уникальные имена самобытных мастеров. Можно отметить, что в некоторых случаях такое увлечение становится семейной традицией. На выставках любительского творчества мы можем увидеть работы Леонида и Юрия Разбойниковых из Кургана, Андрея и Владимира Прониных из Глядянского. Большинство художников приходят к этому увлечению из разных сфер деятельности. Есть среди них инженеры, механизаторы, врачи, домохозяйки, пенсионеры… Их объединяет любовь к творчеству, стремление выразить свое отношение к окружающему миру, поделиться радостью жизни.
Тематический план
Содержание программы
|