![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование гостиничной деятельности
В соответствии с рекомендательным определением ЮНВТО, Гостиница - это средство размещения, которое регулярно или эпизодически предоставляет туристам места для ночевки. Под средством размещения понимают любой объект, предназначенный для временного проживания людей. Так, ГОСТ 1994 года «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» дает следующие определения видов размещения: гостиница - предприятие, предназначенное для временного проживания (допустимое минимальное число номеров в гостинице – 10); мотель - гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги. В другом нормативном документе 1997 года — «Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», дается следующее определение. Гостиница - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг». Согласно ГОСТу Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» под средством размещения туристов понимается любой объект, предназначенный для временного проживания туристов (гостиницы, турбазы, площадка для кемпинга и другие). Таким образом, совершенно очевидно, что современное законодательство РФ, определяющее услуги размещения, не раскрывает в полном объеме значения понятий «средство размещения» и «гостиница». Следовательно, уместным может быть следующее определение гостиницы: Гостиница - это хозяйствующий субъект (предприятие), представляющий собой средство размещения, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых являются услуги размещения и питания. В данном определении указывается на обязательное наличие двух главных услуг в гостинице - размещения и питания. Гостиницы характеризуются следующими признаками: • обладают номерным фондом, объем которого превышает определенный минимум, имеют единое руководство; • характеризуются определенным перечнем обязательных услуг: уборка номера, ежедневная заправка постелей, уборка санузла, обслуживание в номерах; • обладают определенным ассортиментом дополнительных услуг; • сгруппированы в классы и категории в зависимости от оснащенности и особенностей предоставляемых услуг. Исходя из определений ГОСТа Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», услуги средств размещения - деятельность организации, индивидуального предпринимателя по размещению туристов и оказанию гостиничных, специализированных (лечебно-оздоровительных, санаторных, спортивных, туристских и др.) услуг. Если говорить о гостеприимстве как о составной части туризма, то все туристские услуги можно разделить по функциональному назначению, и они подразделяются на: материальные и социально-культурные. К социально-культурным услугам относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (укрепление и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. С другой стороны, в создании туристских услуг принимают участие и транспортные компании, предприятия питания и другие организации, услуги которые относятся к сфере материальных услуг. Рассмотрим основные услуги из определения «гостиница»: размещение, питание и дополнительные услуги. 1. Содержание услуги размещения состоит в том, что: - во-первых, в пользование клиентам предоставляются специальные помещения (гостиничные номера), - во-вторых, предоставляются услуги, выполняемые непосредственно персоналом гостиницы: портье по приему и оформлению гостей, горничным по уборке гостиничных номеров и т.д. Что является основным элементом услуги размещения? Гостиничные номера являются основным элементом услуги размещения. Номер — помещение, состоящее из одного или нескольких мест, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории. Койко-место — площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком. В гостинцах имеются различные категории номеров, отличающиеся площадью, меблировкой, оборудованием, оснащением. Однако независимо от категорий каждый гостиничный номер должен иметь следующую мебель и оборудование: - кровать; - стул или кресло в расчете на одно место; - ночной столик или тумбочку в расчете на одну кровать; - шкаф для одежды; - общее освещение; - информацию о гостинице и план эвакуации на случай пожара и т.д. 2. Услуги по предоставлению питания состоят из комбинации различных процессов: - производственного (приготовление блюд на кухне), - торгового (продажа готовых к употреблению продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков), - сервисного (обслуживание гостей официантами в ресторане, баре, кафе, гостиничных номерах) К законодательным основам, регулирующим деятельность гостиничного хозяйства в России, относятся: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья), определяющий основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивающий и защищающий экономические и личные права граждан, устанавливающий правила об имущественном и рыночном обороте. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая, определяющий финансовые обязательства перед государственными органами, муниципальными учреждениями. 3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого тур. рынка в РФ, регулирующий отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. 4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) 5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» вступил в силу 01.07.2003 г. 7. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» Статья 5. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. 8. Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами, вступившая в силу 15 июня 1979 г., призванная регулировать подписание и исполнение гостиничных контрактов международного характера. 9. Международные гостиничные правила, одобренные советом Международной гостиничной ассоциации 2 ноября 1981 г., призванные информировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях. 10. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г.). В нашей стране данное постановление является основным нормативным документом для таких предприятий, как гостиница. Исходя из требований, предъявляемых этим документом, хозяйствующие субъекты, предоставляющие гостиничные услуги, организуют процесс их оказания. 11. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36. 12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 г. №1004-р «О системе классификации гостиниц и других средств размещения». Приказ Федерального агентства по туризму Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения». - о прекращении применять на территории РФ ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» в связи с распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2005 года № 1004-р с 1 августа 2006 года. 13. Госстандарт России Постановлением от 27 нюня 2003 г. №63 постановил «признать национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2000г. для применения в Российской Федерации». Перечень основных национальных стандартов сферы туризма: ГОСТ 30335-95 «Услуги населению. Термины и определения». ГОСТ 28681.1-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». ГОСТ 28681.3-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов». ГОСТ 30389-95 «Общественное питание. Классификация предприятий». ГОСТ 30523-97 «Услуги общественного питания. Общие требования». ГОСТ 30524-97 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу». ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования». ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества». ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования».
|