![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разделы курсаСтр 1 из 2Следующая ⇒
I. Организационно-методический раздел
Курс «Введение в театроведение» предусмотрена национально-региональным компонентом цикла общепрофессиональных дисциплин (квалификация «Театровед») Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности 070211 «Театроведение», утвержденного Министерством образования в 2003 году. Курс состоит из двух частей. Первая - лекционная, вторая представляет собой семинар, в котором реферируются и обсуждаются выбранные студентами книги и статьи о театральной науке и театре. Курс преподается в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами студентам: очной формы обучения в 1 семестре – 34 часа, во П семестре – 34 часа, всего – 68 часов; очно-заочной формы обучения в 1 семестре - 25 часов, во П семестре - 26 часов; всего - 51 часов; заочной формы обучения в 1 семестре – 6 часов, во П семестре - 5 часов; всего - 11 часов
Цель Цель лекционно-семинарского курса «Введение в театроведение» - внедрение в сознание начинающих театроведов научных критериев предстоящей работы в избранной ими профессии.
Задачи Главные задачи курса - определение базовых театроведческих и театральных понятий и установление связи между ними, первоначальное знакомство с литературой о науке и о театре.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника «Введение в театроведение» открывает цикл специальных дисциплин, дает установки на освоение историко-театрального и теоретико-театрального знания и включение в практические научно-театроведческие и театрально-критические исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса Студент должен освоить основы системного подхода к научному и художественному материалу, представлять в общих чертах его объем и характер, ориентироваться в литературе.
II. Содержание курса
Разделы курса Раздел 1. Театроведение. Раздел 2. Театр.
Темы и их краткое содержание
Раздел 1. Наука о театре.
1.1. Театроведение в системе культуры. Духовная культура общества. Искусство и наука. Природа и задачи науки. Объект и предмет научного познания. Отрасли научного познания. Науки естественные, общественные и гуманитарные. Понятия о точности науки и научной строгости. Общие закономерности научного познания. Логика научного исследования.
1.2 Вопросы методологии. Понятие о научном методе. Общенаучные методы. Специфические конкретные способы анализа общественных и художественных процессов. Методы театроведения. Современные методы и методики в сфере науки о театре. Аппарат театроведения.
1.3. Сущность, состав и границы театроведения. Связь театроведения с философией, эстетикой, историей и теорией культуры, общим искусствознанием, гражданской историей.
1.4. Объект и предмет театроведения. Современный состав науки о театре и театроведения в целом. История театра, теория театра, театральная критика; история науки о театре, история мысли о театре, история театрального дела. Пограничные области знания: психология художественного творчества, социология искусства и, в частности, театра, науки об управлении. Анализ художественных результатов и творческого процесса в театре. Вспомогательные дисциплины: историография, источниковедение, библиография. Науки о смежных искусствах, их связь с театроведением.
1.5. Главные отрасли театроведения. Наука об истории театра, теория театра, театральная критика. Специфика предмета каждой дисциплины и особенности ее материала. Наука об истории театра, ее место в системе знаний о театре. Предмет науки об истории театра. Материал этой отрасли театроведения. Специфика театрального искусства и особенности построения науки об истории театра. Разделы театрально-исторической науки. Теория театра, ее состояние и перспективы. Предмет теории театра. Общая теория театра и теория театрального искусства. Связь театрально-исторической и теоретической частей театроведения. Историко-теоретический комплекс знаний и театральная критика. Общность и различия между ними. Научные основы современной театральной критики. Предмет и материал театральной критики. Критерии оценки.
Раздел 2. Театр.
2.1. Театр как социальный феномен. Театр и общественная жизнь. Жизненный материал театрального искусства, театральный предмет. Общество как объект целенаправленней деятельности театра. Социальная детерминированность предмета, содержания, форм и языка театра. Мировоззрение художника и сценический художественный образ.
2.2. Понятие о театральней жизни. Главные составные части театральной жизни - театральные организмы, публика, критика. Общественная действительность, художественная культура и театральная жизнь. Государство и театр. Эстетическая сущность и социальные функции театра. Театральная деятельность. Театр как организация. Театральный репертуар, производственно-художественная и эксплуатационная деятельность театра. Театральный организм. Этика театра.
2.3. Театр как искусство. Пратеатральные формы культуры. Игра и зрелище. Феномен драматического действия. Генезис театра. Драма и театр, диалектика их взаимоотношений. Первоначальный театральный синкретизм и его разложение. Рождение самостоятельного театрального искусства. Профессиональный актер и возникновение видов театра. Режиссура. Спектакль нового и новейшего времени.
2.4. Предмет и структура спектакля. Ролевые отношения и предмет театра. Актер, роль, публика как основные элементы театральной системы. Понятие о структуре спектакля. Субъективно-лирическое и эпически объективное, поэтическое и прозаическое на сцене. Содержательность театральных структур.
2.5. Актер и театральная роль. Зритель театра. Социологические, психологические и художественные аспекты его изучения. Пространственное оформление спектакля. Сценография. Музыка и шумы на драматической сцене. Спектакль и его представления. Сценический жанр.
2.6. Художественные характеристики спектакля. Театральнее содержание. Жанр спектакля. Композиция спектакля. Типы сценических композиций. Мизансцена и ритм. Язык театра. Стиль спектакля.
2.7. Виды театра. Общее между ними; их специфические особенности. Драматический театр, музыкальный театр и его разновидности, театр пантомимы. Театр актера в " живом плане», театр куклы, театр теней. Театр на перекрестке искусств.
|