Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исповедь с комментариями
(Краткий перечень самых распространённых в наше время грехов) Я (имя) согрешил(а) перед Богом: слабой верой (сомнением в Его бытии). Не имею к Богу ни должного страха, ни любви, а поэтому: (каяться не умею, грехов не вижу, особо и не стараюсь узнать, что греховно, а что спасительно, не исполняю Его святые Заповеди, не вспоминаю о смерти, не готовлюсь предстать на Суд Божий и вообще равнодушен (на) в отношении к вере, к Богу и своей горькой участи в Вечности): Согрешил(а); не благодарю Бога за Его милости. Приписыванием успехов себе, а не помощи Божией. (В самомнении и гордыне) надеялся на себя и на людей более, чем на Бога. Непокорностью воле Божией (желаю, что бы всё было по-моему). Нетерпением скорбей и болезней (боюсь страданий, попущенных Богом за мои грехи, забывая, что даны они мне для очищения души от них и спасения). Ропотом на свой жизненный крест («судьбу»), на людей, (Бога), обвинением Его в жестокости. Малодушием, унынием, печалью, ожесточением сердца, отчаянием в спасении, мыслями о самоубийстве, попыткой самоубийства. Согрешил(а): оправдываю свои грехи (ссылаясь на житейские нужды, болезнь и телесную слабость, и что меня в молодости никто не научил вере в Бога). Будучи неверующим(ей), совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) места безбожия (мавзолей, атеистические мероприятия...), участием в них. Хулой на Бога и на всякую святыню. Неношением нательного креста. Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением без разбора газет..., в которых было написано имя Божие... Называл (а) животных именами святых: «Васька», «Машка». Согрешил(а): редким посещением церкви в воскресенья и праздники. Проводил (а) эти дни в работе, торговле, пьянстве, многоспании и развлечениях (от этого бывает помрачение ума, бесстыдство, плотская похоть, ссоры, повреждение здоровья...). Нехождением в церковь (из-за дождя, грязи, мороза... по лености и нерадению). Опаздыванием в церковь и ранним уходом из неё. На службе - согрешил(а) разговорами, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, хождением по храму без нужды. Проходя по храму, толкал(а) людей, грубил(а). Слушал(а) проповеди с чувством критики и осуждения проповедующего, уходил(а) с проповеди. Редко размышляю о слышанном в храме и читанном в Священном Писании. Во время женской нечистоты дерзала ходить по церкви и прикасаться к святыне (у мужчин - после ночного осквернения). Согрешил(а): редко исповедуюсь. Совершив грех, не укорял(а) себя и не каялся(лась) сразу (этим доводил (а) душу до окамененного нечувствия). К Причастию дерзал (а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, без поста, во вражде...). Не читал(а) благодарственных молитв. Не проводил (а) дни Причастия свято (в молитве, в чтении Слова Божия, в благочестивых размышлениях, а предавался(лась) объедению, многоспанию, празднословию...). Согрешил(а): по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Не всегда молюсь перед едой, работой и после. Молюсь рассеянно. Молилась с непокрытой головой, в шапке, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Господних. В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор... Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения. Согрешил(а): в жизненно важных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам). Находясь под руководством духовного отца, жил(а) по своей греховной воле. Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям... Своими грехами соблазнял(а) окружающих (моим нехристианским поведением хулилось имя Господне). Согрешил(а): нарушением постов, а также среды и пятницы (они по важности приравниваются к Великому посту как дни воспоминания страданий Христовых). Пресыщением в пище и питии, тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому). Ел(а) кровь животных (кровянку...). В постный день праздничный или поминальный стол был скоромным. Усопших поминал(а) с водкой. Согрешил (а): совместной[2] молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество...), унию, секту. Суеверием (вера снам, приметам, гороскопам...). Обращением к «бабкам» (вшивание воска, качание яиц, сливание страха...), экстрасенсам (для чего?). Пил(а) и ел(а) наговоренное ворожеями и экстрасенсами. Осквернял(а) себя уринотерапией. Гаданием на картах (таро...), ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше, нежели Бога. Кодированием (от чего?). Увлечением восточными религиями, оккультизмом или сатанизмом (указать, чем). Посещением сектантских, оккультных... собраний. Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову... занятием восточными единоборствами[3]. Чтением и хранением запрещённой Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева «Диагностика кармы», Андреева «Роза мира», Аксёнова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, графини Маковий, Асауляк[4]... Понуждением (советом) и другим к ним обращаться и этим заниматься (указать, на что давался совет). Согрешил (а): леностью к труду и ко всякому доброму делу. Не навещал (а) одиноких, больных, стариков, детей в детских домах, заключённых... Желанием телесного покоя, негою в постели. Скорбью, что не могу наслаждаться мирской, греховной, роскошной жизнью. Пристрастием к азартным играм, зрелищам и увеселениям (карты [5], домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, видеосалоны, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино...). Упиванием допьяна, сквернословием, курением[6], употреблением наркотиков. Слушанием эстрадной и рок-музыки (возбуждает низменные чувства). Согрешил (а): чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах...) эротического бесстыдства и садизма. Смотрел (а) нескромные игры, зрелища, танцы[7], сам(а) танцевал(а). Принимал(а) участие в «конкурсах красоты», фотомоделей, маскарадах (« маланка », «вождение козы», праздник «хеллоуин»...), а также в танцах, сопровождаемых бесстыдством (указать, каким). Не удалялся(лась) от греховных свиданий и соблазна. Замедлял(а) и услаждался (алась) блудными мечтаниями и воспоминаниями прошлых грехов. Похотным воззрением и вольным обращением с лицами другого пола (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела...). Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие (онанизм), позы, оральный и анальный блуд). Содомские грехи (гомо..., лесбиянство, скотоложество, кровосмешение (блудное сожительство с родственниками)...). Торговлей своим телом, сутенёрством, сдачей помещения для блуда. Следуя безбожным обычаям мира сего, а также желая нравиться и прельщать: стриглась и красилась (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины), бесстыдно одевалась (в короткое, с разрезами, брюки, шорты, слишком облегающее, просвечивающее...). В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий. Был(а) нескромен (на) в жестах, телодвижениях, походке. Купанием и загоранием в присутствии лиц другого пола (противоречит понятиям христианского целомудрия). Сознательным соблазнением на грех (какой?). Согрешил(а) прелюбодеянием (измена в браке). Невенчанным браком. Похотливой невоздержанностью в супружеских отношениях (в посты, воскресные и праздничные дни, при беременности, в дни женской нечистоты). В супружеских отношениях допускал(а) извращения (указать, какие). Употреблением про- тивозачаточных[8] средств. Желая жить в своё удовольствие и избегая жизненных трудностей, убивал(а) своих детей (аборты). Советом (принуждением[9]) других на аборт. Был(а) причиной семейных скандалов, оскорблял (а) домашних... Нежеланием нести совместные обязанности по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом... Согрешил(а): губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал (а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию и другим заповедям Божиим, а также чувство долга, чести, ответственности..., не смотрел(а) что читают, с кем дружат, чем занимаются, как ведут себя.). Наказывал (а) их слишком жестоко (вымещая злобу и раздражение, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а). Своими грехами соблазнял(а) детей (руганью, сквернословием, сплетнями, просмотром безнравственных телепередач, интимными отношениями... в их присутствии). Согрешил(а): непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их. Небрежным уходом за престарелыми (больными) родителями, родственниками... (оставлял(а) без присмотра, пищи, денег, ле карства... сдал(а) в дом престарелых...). Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием. Леностью к учёбе. Небрежно относился(лась) к своей работе (общественной должности). Свои таланты и общественное положение (работу) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод. Расхищал(а) государственную и коллективную собственность. Даванием и принятием взяток, вымогательством (что могло привести к вреду государству и частным трагедиям). Притеснением подчиненных (с какой целью?). Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении нехристианских обычаев (разлагающих нравственность народа); обучение в школах безнравственным предметам... Не оказывал(а) посильную помощь Православной Церкви (был(а) равнодушен (на) к засилью православного народа ложными верованиями, не способствовал (а) распространению Православия, не защищал (а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей, уборке церковной территории...). Согрешил(а): осуждаю живых и мёртвых (а своих грехов не вижу). Празднословием (пустые разговоры о житейской суете...). Рассказом и слушанием пошлых и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). Неумеренным смехом, хохотом, красованием перед людьми собственным остроумием, приводящим их к смеху. Призыванием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках). Осуждением священников, монахов. Слушанием и пересказом сплетен о священнослужителях и церковных делах (этим через меня хулилось имя Божие среди людей). Разглашением чужих грехов и слабостей, клеветой, распространением худых слухов, сплетен. Ложью, обманом, неисполнением обещаний, данных Богу (людям). Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде. Несправедливым судом (оправданием преступников и осуждением невиновных...). Согрешил(а): воровством (каким?). Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству). Неуплатой долгов. Жадностью, скупостью на милостыню (а на прихоти, суетные развлечения трачусь не скупясь). Не употреблял(а) излишки своих доходов на душеполезное (милостыню, покупку духовных книг...). Корыстолюбием (пользование чужим... из всего извлекать пользу). Желая обогащаться, давал(а) деньги под проценты. Губила души людей, торгуя водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно... Обсчитывал(а), обвешивал (а), выдавал(а) плохой товар за хороший... (указать и другие грехи вашей торговли). Согрешил(а): самолюбием, завистью, подозрительностью, злорадством, лестью, лицемерием, лукавством, человекоугодием, неискренностью. Слушал (а) злословие с удовольствием и согласием. Одобрением и оправданием греховного. Принуждением других ко греху ( солгать, украсть, подглядеть, доносить, пересказывать, подслушать, выпить спиртное..). Участием в худых делах и беседах. Деланием добра напоказ, желанием славы, благодарности, похвал. Исканием первенства и уважения... Занятие спортом[10] и боевыми искусствами ради славы, денег, разбой (рэкетирство)... Хвастовством, любованием собой ( внешностью, способностями, одеждой...). По гордости унижал(а) ближних насмешками (подколки), глупые шутки... Смеялся(лась) над нищими, калеками, чужим горем... Согрешил(а): гордостью, обидчивостью, злопамятством, мстительностью, ненавистью, непримиримостью, враждой, вспыльчивостью, гневом. Грубым обращением с ближними. Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(лась). Руганью (в том числе матерной, с упоминанием нечистой силы), рукоприкладством, избиением, убийством. Покупкой прав на вождение автомобиля, нарушением правил дорожного движения, вождением автомобиля в нетрезвом виде... (чем подвергал(а) опасности жизнь людей). Причинением вреда ближнему (какого?). Незащитой слабых, избиваемых, женщины от насилия... Жестокостью к животным. Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что оскорблял(а) Господа своими грехами, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться. (Ввиду обширности перечня грехов исповедь в них можно разбить на несколько раз, начиная с самых тяжких. Подлинное перед Богом покаяние предполагает не формальное и равнодушное перечисление каких-то своих плохих поступков, а осуждение своей греховности, искреннее, с сокрушением сердца исповедание грехов и решимость исправляться). На улице возле главного храма нас поджидали отец Мартиниан и Володя. Мы очень тепло попрощались. Звучали дорожные наставления (в основном, давал их Володя): мол, тут два часа, не больше, как выйдете, сразу направо, и по дороге направо, всё будет хорошо, примут нас в Ватопеде, примут. Отцы благословляли. И уходить не хотелось, и в то же время, как ни странно, хотелось: я чувствовал себя легко, светло... и мне не терпелось скорее идти к Владыке. Собственно, выходя из Ксилургу, я и делал первый шаг. И ведь не было такого чувства, что прощаемся навсегда и больше никогда не встретимся. Здесь даже дело не в том, что возможна встреча в ином мире (где будут они и где мы!), а в ощущениях присутствия человека в твоей жизни. У меня есть один близкий человек, который жил в другом городе. Он очень много для меня значит. Я всегда представлял его мнение по тем или иным вопросам, ссылался на него: он поступил бы тут так, а тут бы сказал это. Мы переписывались, изредка созванивались. Совсем уж редко ездили друг к другу в гости. Этот человек болел и, случалось, наша переписка замирала на время. Но у меня не прерывалось ощущение его присутствия. Со временем мы стали писать реже, звонить почти перестали, про поездки в гости забыли совсем. Но от этого он не стал менее значим для меня, я так же продолжал апеллировать к его мнению, приводить его в пример окружающим, передавать другим то, чему он меня научил. И вот узнал, что он умер несколько месяцев назад. А я всё это время продолжал общаться с ним. День я провёл в тягостном состоянии, а потом вдруг понял, что ничего в общем-то не изменилось: я так же ценю его мнение, так же привожу его примеры и, если бы не это случайное известие о его смерти, то я так бы и считал его живым. И тогда, не знаю уж как это получилось, я вычеркнул это известие, и всё стало на свои места. Дело даже не в сохранившихся фотографиях и оставшихся в записях его голосе (я не люблю фотографии и вообще музейные ценности), а в моих ощущениях его присутствия. Для меня он остаётся живым. Нечто подобное я ощутил при расставании в Ксилургу: я точно знал, что эти люди никогда не уйдут из моей жизни. Я не знаю, приведёт ли Господь меня ещё раз на Святую Гору (хотя я желаю этого с самого момента, как сошёл с парома в порту Уранополиса), не знаю, застану ли я их, да и Бог весть, что может статься на месте Ксилургу, - но они навсегда в моём сердце. С этим чувством я вышел за ворота скита. Мы прошли мимо неработающей бетономешалки - воскресенье, перед выходом повернулись, ещё раз низко поклонились чудесному русскому скиту Ксилургу и, свернув направо, вошли в лес. Дорога была знакома - по ней мы пришли, настроение самое великолепное, и пока поднимались в гору, делились восторженными эмоциями, подхватывая слова друг друга. Когда вышли на макушку горы, с которой виден скит, ещё раз поклонились, обрели каменную тропу и стали спускаться к большой дороге - весь переход занял минут двадцать. Да мы и не заметили его, настолько увлечены были рассказами. Ну, не могли мы молчать, каждого из нас так и распирало от радости, которой хотелось делиться с товарищами. В основном восторгались отцом Николаем, его провидческим даром: как он затопил печку, предвидя, что будут гости; я вспомнил, что, показывая нам комнату, он сказал про четыре кровати: «Может, ещё кто придёт», - и пришли именно двое. Отец Борис, разумеется, восторгался подаренной камилавкой. Серёга раскололся про деньги, оказывается, когда отец Николай сказал ему: «Не всё же время тебе деньги считать», - к бизнесу это не имело никакого отношения - Серёга-то бухгалтер. (Честно говоря, меня это несколько удивило, Серёга больше походил на погрязшего в Интернете хакера или неделю бродившего по участку лесника). Алексей Иванович глубокомысленно молчал и время от времени вздыхал, как бы намекая, что и ему есть что сказать, но дело это сокровенное и поделиться он сможет, только если его сильно попросят. Но у нас пока и своего хватало. Когда вышли на дорогу, отец Борис ничтоже сумняшеся повернул направо. Мы, разумеется, за ним - тоже нисколько не сомневаясь. Алексей Иванович спустился последним и спросил: - Вы куда? - Володя сказал: как выйдем на дорогу, надо направо идти. - А Ватопед-то должен быть там, - и Алексей Иванович качнул рукой в левую сторону. - Он вечно сомневается - натура такая, - извиняясь, пояснил я отцу Борису. - Вообще-то море действительно там, - подтвердил Серёга. - Но тут такие дороги... Мы сейчас, скорее всего, обойдём эту гору справа и, по идее, выйдем к морю. - Пошли, - скомандовал отец Борис. Алексей Иванович смиренно двинулся за нами, про «сомневающуюся натуру», он, кажется, расслышал. Идти было одно удовольствие. Дневной жар ещё не наступил, лёгкий ветерок, как весёлая собачонка, то и дело лез поиграться, да и весь окружающий мир радовался, словно только что с нами отстоял Литургию. И разве могло быть иначе воскресным днём здесь, где каждый кустик пропитан благодатью. И мы дышали ею, и шли по широкой петляющей дороге, укатанной европейскими грузовиками. Когда дорога в очередной раз, огибая гору, пошла налево, Алексей Иванович, пыхтя сзади, подал голос: - Этак мы к Ильинскому скиту выйдем. Отец Борис нахмурился. Я снова, извиняясь, развёл руками: мол, кого Бог послал в попутчики, тому и рады. Отец Борис ускорил шаг. Мы зашли за гору, закрывшую солнце, стало прохладнее, и пыл наш поостыл. Я тоже уже чувствовал, что идём не туда, но верить не хотелось - мы же идём направо! Я настолько был уверен в правильности нашего пути, что когда мы дошли до сложенных столбиком камушков, откуда мы вчера начали спуск в «урочище», а потом уткнулись в ограду Ильинского скита, я смог вымолвить к делу совсем не относящееся: - А чего же нам монах вчера не сказал, что можно нормальной дорогой обойти эту ямину? - Ну, во-первых, широкий путь, сам знаешь, куда ведёт, а во-вторых, мы бы не нашли знак, по которому надо было подниматься в гору, - Алексей Иванович, в отличие от нас, чувствовал себя уверенно. - Я говорил, надо было налево идти, - и как будто ничего неожиданного, для него, по крайней мере, не произошло, предложил: - Зайдём, что ли? - И в самом деле, - поддержал я. - Раз уж дошли... Вообще-то пауза была нужна: час-то мы, хоть и в приятном режиме, но оттопали, но более требовалось морально прийти в себя и разобраться: почему так получилось? Что мы сделали не так? Может, слишком самоуверенно повели себя, слишком много болтали по дороге, вместо того, чтобы молиться? - Пожалуй, - согласился немного сконфуженный отец Борис и тут же приободрился: - Как раз и дорогу у кого-нибудь спросим. И мы прошли на территорию скита. Разумеется, тут же встретился монах, отправлявший нас вчера в Ксилургу. Надо сказать, что в первую секунду на лице его отразился страх: одно дело знать, что есть привидения, другое - увидеть их. Мы радостно бросились под благословение, тот снова сказал, что монахи не благословляют, но, судя по всему, успокоился, однако всё же что-то робко спросил и в вопросе совсем уж тихо прозвучало слово «Ксилургу». - Да ничего, слава Богу, дошли до Ксилургу. Кала, кала. Монах с облегчением вздохнул и перешёл на более-менее понятную речь из смешения языков, объясняя, что мест нет и они сегодня ждут большую делегацию. То ли и впрямь от делегаций у них продыху нету, то ли это единственная причина, которую он мог изъяснить на русском - нам было без разницы, мы объявили, что идём в Ватопед и попросили показать дорогу. - Ватопеди-и... - протянул монах и, судя по повисшей паузе, вчера, отправляя нас в Ксилургу, он сомневался меньше. Искренность победила в нём, и он сокрушённо покачал головой и тут же затянул песню про делегацию. - Мы всё равно пойдём в Ватопед! - решительно произнёс отец Борис. «Вот молодец! - подумал я. - Мне бы его пренебрежение к обстоятельствам». Монах снова вздохнул и стал жестами показывать, что для начала надо спуститься в урочище. Всё-таки некая неуверенность в его объяснениях присутствовала, скорее всего, он никак не мог понять, почему, если мы шли в Ватопед, то оказались тут. - Нам бы кофейку перед дорожкой, - напомнил о гостеприимстве Алексей Иванович, а заодно как бы пояснил причину нашего появления. Монах спохватился, закивал головой и завёл нас в небольшую комнатку, похожую на маленькое кафе: несколько летних лёгких столиков, барная стойка в глубине. Комнатка оказалась так мала, что рюкзаки пришлось оставить перед входом. На возглас монаха появился послушник, монах объяснил ему, что за почётные гости мимоходом оказались в их скиту, и тепло попрощался с нами. В самом деле - тепло, без всякой иронии. И мы его попросили помолиться. В конце концов, именно он молился за нас, пока мы пробирались в Ксилургу. Мы сели за ближний столик, и скоро нам принесли кофе и по рюмочке раки. Все тревоги и сомнения, которые не оставляли меня с тех пор, как я увидел столбик из сложенных камушков при спуске в урочище, растаяли с первым глотком (собственно, один глоток и был - рюмки у них...) раки, а с первым глотком кофе вернулись бодрость и уверенность: мы обязательно дойдём до Ватопеда! Урочище мы преодолели стремительно, словно гладкую стометровку, и вышли на то же место дороги, только два часа спустя. Теперь пошли налево, к морю. Несмотря на то, что мы теперь побаивались вести праздные разговоры (я так вообще воспринял плутание как вразумление), но идти в безмолвии нам, мирским людям, непривычно. Хотя, казалось, что лучше: иди себе, читай Иисусову молитву. Наверное, если бы мы шли вдвоём с Алексеем Ивановичем, с которым столько переговорено, так и было бы. Но с людьми не столь близкими благостного молчания не получалось. Возникало ощущение тяжести паузы. Но и разговоров о мире не хотелось. И я спросил: а слышали ли мои спутники, как ночью подъезжала машина? Отец Борис и Серёга дружно сказали «нет», а Алексей Иванович прокомментировал: - Это у тебя глюки были. Мне стало обидно. - Я даже видел свет фар. И голоса слышал. - Точно - глюки. Ты, Сашулька, как только головку на подушку опустил, так в свои обе свистульки и засвистел, словно пожарник на покое. Я ещё больше обиделся: ну, бывает, что шумно сплю, но зачем сообщать интимные подробности окружающим? Однако Алексею Ивановичу сейчас не возразишь: он сразу предлагал налево идти. Алексей Иванович решил добить меня. - Там ни одна машина не проедет. -А как же туда бетономешалку доставили? - возмутился я. - И куда делись рабочие? Действительно: мы же видели, как рабочие прикладывались к иконам, как уходили из храма, но больше мы их в скиту не встречали. - Там ещё одна дорога есть, - дошло до меня. Некоторое время шли молча, переваривая открывшееся знание и размышляя, что из этого следует. - Поздно, - ответил за всех Алексей Иванович. И мы наконец-то погрузились в молчание. Между тем дорога пошла вверх и скоро перед нами открылся изумительный вид на Ильинский скит. Это было настолько величественно и красиво - среди гор и зелени пятикупольный красавец-храм, что мы невольно остановились и минут пять любовались им. - Может, Господь нас специально этой дорогой направил, чтобы мы такую красоту увидели, - опять за всех сказал Алексей Иванович. И отец Борис поддержал, протянув: -Да-а... Мы двинулись дальше, нет-нет да и оглядываясь на Ильинский скит, который, словно добрая мама, вышедшая провожать нас, всё смотрел, как мы уходим всё дальше, и тихонько крестил наш путь. Когда дорога в очередной раз сделала крутой поворот и мы попрощались с Ильинским скитом, нам встретились два монаха. Молодые, чернобородые и жизнерадостные. Но мы всё равно обрадовались встрече больше. - Ватопеди? - переспросил более бородатый монах и задумчиво посмотрел на нас. Меня эта задумчивость при поминании Ватопеда начинала настораживать. Но монах махнул рукой как раз в том направлении, куда мы шли: -Тэсере ора. - Чего-чего? - переспросил Алексей Иванович, а я-то сразу понял и притих. Монах показал нам четыре пальца и попытался сказать по-английски: - Фо хос. Серёга машинально перевёл: - Четыре часа, - и тут же недоумённо посмотрел на монаха: - Четыре часа? - И тоже для верности выставил четыре пальца. Монах, оттого, что его поняли, радостно закивал137. Серёга обернулся к нам. - Он что, шутит? - Путает, наверное, - беспечно махнул рукой отец Борис. Монахи, выполнив свою миссию (а я не сомневался, что Господь послал их только для того, чтобы сообщить нам, что идти по этой дороге до Ватопеда четыре часа и чтоб мы не отчаивались), пошли дальше. Их явление я понял так, что мы всё-таки дойдём, но будет непросто. Я покосился на две сумки отца Бориса: одна висела у него на плече, другую он пока поставил. С другой стороны, что такое четыре часа? Кажется, Алексей Иванович думал так же и он тоже внёс лепту в прославление отца Николая. - Помните, отец Николай нам рассказывал, как к нему гости ехали и сказали, что через два часа будут, а сами только через семь часов добрались? Это ведь он про нас говорил. - Ну что ж, два с половиной часа мы уже прошли, плюс четыре, плюс полчаса... - я опять посмотрел на сумки отца Бориса, - на непредвиденные расходы. Дойдём. Воцарилось молчание, которое прервал отец Борис. - Ничего, мы быстро пойдём. И обойдёмся без непредвиденных расходов! Его оптимизм меня восхищал! - Отец Борис, - сказал я, - давайте мы одну сумку вместе понесём, вы - за одну ручку, а я -за другую, удобнее будет. - Нет, свои грехи надо самому носить. Отец Борис мне нравился всё больше. В том, что люблю его, я давно не сомневался, наверное, с первой встречи в Ивере, что отчасти оправдывало немного ироничное к нему отношение, и то, нравится он мне или нет, на мою любовь никак не влияло, но согласитесь: хорошо же, когда ты человека любишь, а он тебе ещё и нравится. - Батюшка, а можно нескромный вопрос? - поинтересовался я. Отец Борис насторожился, но постарался ответить, как будто только и ждал, когда ему начнут задавать нескромные вопросы: - Конечно-конечно. - А сколько вам лет? Господи! Я думал, ему лет на десять меньше! И тут уже не мог им не восхититься: как удалось сохранить такую детскую непосредственность, это лёгкое преодоление мира?! Он ведь, поди, и на Афон поднялся легко: поехали, мол, Серёга. Серёга кивнул, батюшка покидал вещи в сумку, в одну не уместились, взял вторую - и на вокзал. - Батюшка, а как вы на Афон попали? - Да вот решили с Сергеем... Прихожане съездили, рассказали, дали телефон, мы позвонили, и всё получилось. Я кивнул, где-то через полчасика надо будет напомнить ему про сумки. Пока думал, что ещё спросить у симпатичного батюшки, раздался восторженно-тревожный возглас идущего впереди Серёги: -Змея! - Где?! - с задних рядов, сметая всё и вся на своём пути, то есть меня с батюшкой, бросился Алексей Иванович. Так летят на роковой огонь мотыльки. - Батюшка предупреждал про змей... Всё, что предупреждал, сбылось. Говорил, без послушания ничего не делай, палки не бери, в море не купайся, дождевики... а змеи спят, - как заклинание повторял он, глядя на вытянувшуюся вдоль дороги небольшую - в полметра - змеюгу. - И - вот она! Ползучий гад никак не реагировал на бормотания Алексея Ивановича и, развалившись посреди дороги на солнышке, больше напоминал сытого кота, нежели коварного змея. Алексею Ивановичу такое пренебрежительное невнимание не понравилось, и он разочарованно произнёс: - Вот, а батюшка предупреждал насчёт змей... - Но он же не говорил, что она обязательно должна тебя укусить, - заметил я. - К тому же, она действительно спит. - И лучше её не трогать, - предупредил Серёга. - А вдруг она сдохла? - Тебе-то какое дело? - изумился я. - Пусть спит, - заключил отец Борис и изрёк ещё одну мудрость: - Мы её не трогаем, она нас не трогает. - По этому поводу, кстати, есть анекдот, - сказал я и мы, обойдя так и не шелохнувшегося гада, пошли дальше. Минут через десять открылся вид на Пантократор138. Тоже красивый - внизу, у моря, монастырь больше напоминал суровую средневековую крепость, но с нашим (мы упорно называли Ильинский скит нашим), конечно, не сравнить. По логике, чтобы выйти к Ватопеду, нам теперь надо было двигаться вдоль побережья. Дорога, однако, снова уходила круто в другую сторону, но мы уже привыкли к выкрутасам афонских дорог - не они здесь определяют путь. Решили сделать привал. Час как вышли с Ильинского скита, а тут тебе и вид прекрасный. и новый поворот дороги, так что самое время передохнуть, обсудить дальнейшее, а заодно и сфотографироваться на фоне Пантократора. Мы посбрасывали рюкзаки и сумки, отец Борис достал фотоаппарат, Серёга - карту, Алексей Иванович - пачку «Беломора». Отец Борис чуть фотоаппарат не выронил: мало того, что мы чуть ли не каждый Божий день причащаемся, так ещё и курим. Алексей Иванович смутился и стал махать рукой, рассеивая дым по Афону. - Батюшка, давайте я вас сфотографирую, - попытался я переключить внимание отца Бориса. Тот поднял руку, набрал в лёгкие воздуха, но, видимо, так и не найдя подобающих слов, только потряс перстом. Алексей Иванович поднялся и отошёл от греха подальше, а мне пришлось за него заступаться: вот, мол, для того и на Афон поехал, чтобы оставить пагубное пристрастие. Это несколько утешило батюшку, и в это время отошедший Алексей Иванович воскликнул: - Смотрите-ка, - и все повернулись к нему. Алексей Иванович стоял у противоположной стороны дороги, откуда поднимался покрытый редким кустарником склон горы, и указывал на едва приметный указатель: посеревшая от солнца и ветра деревянная палочка и на ней изржавевшая, с тёмными пятнами табличка, точно в тон серо-буро-зелёному склону горы. Мы подошли и внимательно осмотрели табличку: когда-то, в давние-стародавние времена на ней определённо было написано «Ватопед». Более того, под словом угадывалась стрелка. И стрелка указывала на склон горы. Мне не хотелось лезть в гору. Я представил себе каменистое бездорожье, свои похрустывающие при каждом неверном шаге разболтанные коленки и предложил не уходить с наезженной дороги. Алексей Иванович как человек, обретший знак, естественно, настаивал на том, что знак нам послан не просто так. Отец Борис посмотрел на Серёгу. Тот пожал плечами: - Дорога, судя по всему, как раз огибает эту гору, - он показал карту, на которой линии и кружки напоминали более карту гидрометцентра, то есть совершенно непонятную, - а тропа, наверное, пересекает гору напрямки, и мы должны будем выйти на эту же большую дорогу, только с той стороны горы. - А где ты видишь тропу? - спросил я. - Ну, если присмотреться... то - вот. Действительно, «если присмотреться». Горный склон представлял нагромождение разновеликих и разномастных камней. Не разваливалась эта каменная куча, видимо, только потому, что держал её то там, то сям пробившийся сквозь камни кустарник. Весьма, между прочим, жидкий и колючий. И глазу виделась картинка, которую обычно показывают офтальмологи; когда из множества разноцветных кусочков надо выделить главное и правильно назвать фигуру. Тут же надо было угадать, какие камни лежат неестественно и выстраиваются в некую единую цепочку. Серёга эту цепочку видел. Вообще-то после того, как они в темень прошли «урочище», я Серёге доверял. - Вот и сократим дорогу, - подхватил отец Борис и пошёл за сумками. Нет, всё-таки нельзя так беспечно относиться к миру, горько вздохнул я и снова позавидовал отцу Борису. Он первым и вступил на горную тропу. Его первым мы и потеряли. Отец Борис сразу рванул вверх, и я засомневался, что он сказал правду о своём возрасте. Бывает такое с молодыми людьми, когда хочется казаться старше. Серёга еле поспевал за ним, но он всё-таки периодически приостанавливался и вглядывался в каменную мозаику. Алексей Иванович шёл ещё медленнее, изучая каменный рисунок тщательнее. Я плёлся последним, дорога меня вообще не интересовала, без очков разгадывать офтальмологические загадки возможным не представлялось - я ориентировался на большой рюкзак Алексея Ивановича и его сопение. Для меня куда важнее было не наступить на какой-нибудь слабый камень, всё-таки я сильно переживал за испорченные в счастливую пору юности спортом коленки и пару раз, оступившись, замирал, прислушиваясь: не хрустнуло ли чего? В какой-то момент я совсем отстал, услышав встревоженный голос Алексея Ивановича, отозвался. Оказалось, я забрал вправо. - Давай сюда, мы тебя подождём. Скоро я выбрался к двум товарищам, которые, сняв рюкзаки, мирно о чём-то переговаривались. - А где отец Борис? - спросил я. На лице Серёги мелькнул ужас, но Алексей Иванович спокойно сказал: - Да тут где-то впереди, - и крикнул: - Отец Борис! Голос у Алексея Ивановича зычный - недаром столько лет проработал в механическом цехе. Но никто не отозвался. Теперь ужас на Серёгином лице задержался подольше. - Попробуем все вместе, - предложил я. И мы начали орать. А в ответ - тишина... как будто мы совсем одни на Афоне. Даже эха не было. Серёга подхватил рюкзак и бросился вперёд. - Куда ты? - успел крикнуть Алексей Иванович. - Мы так совсем растеряемся. Бухгалтеры вообще народ рациональный, и Серёга остановился. Далее он выдвинул следующее разумное предложение: - Давайте чуть разойдёмся, пойдём цепью и будем кричать. - Увы, мой друг, у нас уже потери, но жизнь -дуэль, чего же мы хотели... - не удержался и фальшиво пропел я. Серёга неодобрительно посмотрел на меня. - Да никуда он не денется, - попытался успокоить я его, но вышло неубедительно. Я попытался высказаться более аргументированно: - У него две сумки, с ними далеко уйти невозможно. - Это Серёгу тоже несильно утешило, и я сказал: - Чего стоим? Мы разошлись небольшой цепью и пошли вверх. Серёга, конечно, сразу убежал вперёд, голос его становился всё глуше, но оставался в пределах слышимости. Мы уже почти взобрались, взмыленные, на гребень горы, как увидели средь груды больших валунов Серёгу. Вид у него был поникший. - Нету его, - предупредил он наши вопросы. - Я вас стоял ждал. - Может, ещё покричим? - ничего больше я придумать не мог. Серёга снова неодобрительно посмотрел на меня: мол, он ждал более мудрых предложений. Но трижды проорал с нами. - Слушай, а сотовый у него есть? - вдруг спросил Алексей Иванович. «Вдруг», потому что воспоминание про сотовый получилось совершенно неожиданным, я уже стал забывать про это чудо техники, хотя отец Николай только что утром напоминал нам про него. Точно! Но Серёга наших надежд не разделил. - У него деньги на сотовом кончились. Ещё два дня назад. Ну да, это стоило предположить. - Давайте ещё покричим, - снова предложил я и пояснил: - А что нам ещё остаётся? Покричали ещё, но уже вяло и без энтузиазма. - Ну, что ж, - подвёл черту Алексей Иванович, - надо начинать молиться. Я чуть было не брякнул: «За упокой!», - но вовремя посмотрел на Серёгу. И тут откуда-то снизу донеслось нечто похожее на «Э-эй!», мы недоумённо переглянулись: это ещё кто? Никто не предполагал, что мы может оказаться выше отца Бориса, да ещё настолько. Но уже в следующую секунду мы заорали так, что отдыхающий после ночных бдений Афон должен был содрогнуться. В ответ «Э-эй» донеслось более отчётливо, и Серёга ломанулся вниз. Поспешили за ним и мы, и скоро обрели в братских объятиях батюшку и его духовное чадо - вот где радости-то было! У Серёги утроились силы, он выхватил у сопротивлявшегося отца Бориса одну из сумок, водрузил на плечо и зашагал вверх уже известной дорогой, дальше двинулись отец Борис, затем Алексей Иванович и я. Мы снова вышли к валунам и теперь осмотрелись. Вид, конечно, был потрясающий. Прямо перед нами на фоне ярко-синего неба возвышалась Гора. Вершина и углы её были чётко очерчены. На груди Горы лежало небольшое живое облачко. Под нами, слегка приправленный жёлтой и красной красками, стоял лес. Далеко виднелся Ильинский скит. Отсюда он казался совсем игрушечным, но всё равно красивым. Хорошо просматривалась впадина, через которую мы уже дважды переходили, и, если продолжить глазами направление, то угадывался купол Ксилургу, куда, как казалось, ведёт по гребню тропа, на которой мы стояли. - А вон и пасека, - указал Алексей Иванович. Действительно, внизу, по направлению к Ксилургу, можно было различить десятка два пчелиных домиков. - Откуда про пасеку знаешь? - спросил я. - Володя рассказал, пока мы посуду мыли. - Этак мы к Ксилургу выйдем, - определил я. - А там выйдем на другую дорогу и - два часа до Ватопеда, - продолжил мысль Алексей Иванович. - Может, всё же эта дорога чуть дальше раздваивается: та, что по гребню, пойдёт на Ксилургу, а другая будет спускаться с горы, - сказал Серёга. - Ведь на указателе было написано «Ватопед», а не «Ксилургу». Мы посмотрели на отца Бориса. Его ответ оказался неожиданным: - Сами решайте... Видать, недолгое время, проведённое на Горе в одиночестве, здорово его тронуло. - Мне всё равно, - сказал Алексей Иванович. - Куда-нибудь да выйдем. К тому же, впереди лес - хоть какой-то тенёк. Солнце и в самом деле припекало уже не по-осеннему. Тропинка средь леса видна была чётче, и идти стало легче. Огибая понемножку пасеку, мы точно выходили на Ксилургу. Когда это стало очевидно всем, я сказал: - Нет, в Ксилургу возвращаться не хочется. И, как ни странно, все меня дружно поддержали, словно ждали, кто же первый произнесёт крамолу. Мы развернулись и пошли назад. Поначалу я даже гордился нашим поступком: столько пройти в гору и повернуть назад, признав свою неправоту! Но не в ложном ли стыде дело? Нам стыдно вновь объявиться в Ксилургу и признать, что сами мы ни на что не годимся. Сейчас-то мы признали своё поражение друг перед другом и никто об этом не узнает (если, конечно, я не разболтаю), а там наша несостоятельность открывалась всем. Будут потом за чаем рассказывать, как два сочинителя, бухгалтер и поп, не расспросивши точно про дорогу, понадеялись на себя, четыре часа плутали по Афону и вернулись обратно. С другой стороны, раз уж благословили, так чего возвращаться? И тут, увлечённый самокопанием, я споткнулся. Щелчок в коленном суставе отдался в голове, и коленка не зафиксировалась в обычном положении. «Приплыли», - подумал я и остановился. На глазах выступили слёзы, не от боли, никакой физической боли я не чувствовал, а от отчаяния - до Ватопеда не дойти. -Ты чего? - оглянулся Алексей Иванович. Так хотелось разрыдаться по-настоящему. - Оступился, - прошептал я. Не знаю, расслышал Алексей Иванович или нет, но он пошёл ко мне, остановились и двое товарищей. - Помочь? - спросил Алексей Иванович. А я представил все хлопоты: как меня придётся поддерживать, как я буду скакать на одной ноге, потом, наверное, и нести придётся... до Ксилургу. «Господи, помилуй!» - возопил я и осторожно поставил ногу на землю, потом нагнулся и пощупал коленку: всё, вроде, было на месте. Я согнул ногу - ничего. Тогда я твёрже опёрся на неё, что-то там снова щёлкнуло, и я почувствовал, что встало на место. И сразу наступило несказанное облегчение, словно был на краю пропасти и чудесная сила отвела от неё. «Никаких рассуждений, надо идти, смотреть под ноги и молиться» - это само собой чётко сформулировалось и высветилось в мозгу. - Нормально, - ответил я Алексею Ивановичу и пошёл. Когда мы вышли к указателю, повернувшему нас на гору и перед нами снова предстал Пантократор, я сказал: - Для чего-то это нам было нужно. Я пока не знаю, для чего, но мы обязательно дойдём до Ватопеда, - и зашагал по дороге. Остальные шли за мной, а я знал одно: главное теперь не вставать, нужно двигаться в одном ритме, смотреть под ноги, молиться -и мы обязательно дойдём. В гору подниматься было тяжело, хотя, конечно, не так, как по неровным камням, но зато на дороге мы стали открыты распалившемуся солнцу. Мы поснимали куртки, свитера, я шёл в майке, Алексей Иванович и Серёга - в рубашках, труднее всего приходилось отцу Борису, который так, как мы, разоблачиться не мог. Пот с него лил в три ручья, но дарованную скуфейку он не снял ни разу. Самую большую сумку они несли вдвоём с Серёгой, потом Серёга понёс эту сумку с Алексеем Ивановичем. Меня не припахивали, видимо, помнили о моей остановке, а Алексей Иванович - ещё и о моём диабете. Я чувствовал, что они справляются, и хотя им было тяжело, лучше идти так, как сложилось само собой. Я снял с руки подаренные Серафимом чётки и начал читать молитвы, во мне всё напряглось и обострилось. Мне начинало казаться, что я чувствую дорогу так же, как прилипшую к телу майку, и что за хребтом уже различаю желанный Ватопед. Вдруг помыслил, что за такой переход хорошо бы в Ватопеде мне не один, а два пояска Богородицы получить. Один - жене, а другой - начальнице (у меня тоже может быть начальник). Я вот всё думал, что ей с Афона привезти, а что может быть лучше? Икону всякий подарить может, а вот Богородичный поясок, да ещё добытый таким трудом... В общем, пока молился, попросил у Богородицы два пояска139. Дорога тем временем вывела нас к очередной развилке. Левый рукав поднимался вверх, а правый шёл к морю, вдалеке виднелся похожий на Пантократор монастырь, за ним спускалась в море гора. Серёга достал карту. - Странно, никакого монастыря тут не обозначено, а Ватопед, по идее, за этой горой. - И поправился: - Должен быть. Ну, куда пойдём? И все посмотрели на меня. Я, кстати, точно знал, куда идти, пока не встали у развилки. Опять налезли сомнения, смущал ещё очередной ржавый указатель, стрелка которого показывала на промежуток между дорогами, но всё-таки больше склонялась влево. Я прикрыл глаза и постарался вернуть состояние, в котором пребывал несколько минут назад. Со стороны могло показаться, что я пытаюсь угадать, но я же только что точно знал, куда идти. Да что же это за наваждения такие! Яко тает дым от лица огня! 140 И я решительно шагнул влево. Отряд, не проронив ни слова, двинулся следом. Когда забрались на самый верх и дорога снова поворачивала ещё левее, я опустил рюкзак на обочину и объявил привал. Отец Борис, где стоял, там и рухнул. Вернее, сначала рухнула сумка, которую он нёс, а за ней, как привязанный, последовал и он. Рядом присел Серёга. Алексей Иванович отошёл в тенёк и закурил. Отец Борис не то чтобы не протестовал, он даже не обратил на факт табакокурения никакого внимания. Я отнёс рюкзак к обочине, но садиться боялся, мне казалось, что если присяду, подняться уже не смогу. Я чётко представлял, что должен двигаться в одном и том же ритме без всяких пауз, тогда у меня есть шанс дойти, привал же я объявил по непонятным причинам: то ли из-за человеколюбия, то ли человекоугодия. Копаться, однако, как я понял, в своих чувствах неполезно, а надо просто принимать как данное: я почувствовал, что отряд на пределе и все мои подбадривания типа «вот сейчас дойдём до поворота» или «вот ещё один подъёмчик» уже не вдохновляли. Сейчас совпало - мы были на вершине и на повороте, дорога дальше шла явно под уклон и поворачивала опять-таки, как это неудивительно, налево. Впрочем, меня уже ничто не удивляло. Как, кажется, и остальных. Минуты две провели бездвижно и в молчании, только лёгкий дымок «Беломорканала» сизо потягивался в сторону спуска. - Ты думаешь, нам туда? - первым начал приходить в себя Алексей Иванович. - Я не думаю, я иду. - Сядь, отдохни. - Боюсь, - честно признался я. - Потом не встану. - Встанешь... - протянул Алексей Иванович и пообещал: - Поможем... Я подумал: чего это, действительно, я выпендриваюсь, и подсел в тенёк к Алексею Ивановичу. - Чего вы на солнце-то? - спросил я сибиряков. Серёга поднялся, перекинул свой рюкзак через плечо и, поддев сумки отца Бориса, переместился к нам. Вернулся за батюшкой и проделал с ним то же самое, что с сумками, потом сказал: - А у меня орешки есть. - А у меня - сухари, - сказал Алексей Иванович. - Ты ж сказал, что всё съестное в Ксилургу оставил? - Да как-то сухари стрёмно было им оставлять, этого добра у них и своего хватает. - Вот и славно. А воды из родника, которую мы набрали по дороге, у нас было полно. Серёга протянул литровую бутылочку отцу Борису, тот сделал несколько жадных глотков, оторвался, обвёл нас неузнавающим взглядом, снова припал к бутылке и, опорожнив её наполовину, с трудом отстранил от себя, ещё раз, уже более осмысленно, посмотрел на нас, глубоко выдохнул, как штангист перед рекордным весом, тряхнул головой и сказал: - Ну что, пошли? И столько было в его голосе решимости и вместе с тем надежды, что его будут удерживать и не позволят никуда идти, что мы невольно рассмеялись. - Сначала - обед, - заключил Серёга. Мы перекусили орешками и раскрошившимися сухариками, получилось очень похоже на лакомство, которое подают в конце трапезы. Запили сладкой родниковой водой, и силы появились. Я хотел уже подняться, но, посмотрев на товарищей, понял - рано. Алексей Иванович расстегнул рубашку, разулся и, притоптывая по придорожной траве, чесал пятки. Серёга тоже расстегнулся и, вытянувшись к солнцу, улыбался. Отец Борис, привалившись к сумкам, тихо блаженствовал. Так прошло минут пять. И снова будто кто-то толкнул меня - я поднялся и сказал: - Подъём. Нам ещё два часа топать. И все безропотно стали подниматься, оправляться, завязывать ботинки, подтягивать лямки - через пару минут отряд был в полной боеготовности. Только Алексей Иванович уточнил: - Почему два часа? Отец же Николай сказал: семь. Значит, получается полтора. - Он не имел в виду привалы, - безапелляционно отрезал я и скомандовал: - Вперёд! Дорога пошла под уклон и низкорослым лесом, тени особой он не давал, но среди зелени всё равно идти было приятнее, да и вообще после привала с трапезой шагалось веселее. Не прошло и часа, как мы вышли на большую афонскую дорогу, щедро присыпанную гравием и щебнем. Машинам, конечно, по ней ездить приятнее, а вот идти ножками... Но главное не это - мы увидели нормальный европейский столбик, поставленный прямо на нашем спуске, который чётко указывал, где Ватопед. Разумеется, направо. Всё - мы уже почуяли запах моря. Отец Борис снова ускорился, Алексей Иванович и Серёга с его сумкой еле поспевали за ним. А я опять отстал - никак не мог переключиться на более высокую скорость, словно не было у меня такой передачи и я продолжал двигаться в усвоенном темпе. Впрочем, приближение Ватопеда охватило и меня, чем-то это напоминало афонскую Литургию, когда после длительной службы она подхватывает и возносит выше, выше, быстрее, быстрее и всё рвётся в тебе туда, сам боишься признаться, куда... Но сейчас-то я знал, куда всё рвалось - в Ватопед. Только если на Литургии плоть моя, повинуясь законам притяжения, удерживалась на земле, то теперь, повинуясь закону правильного ритма, не позволяла нестись вперёд как угорелому. Нас охватило общее веселье. Мы радостно поприветствовали промчавшуюся мимо нас маршрутку. Она ехала из Ватопеда, получалось, она была его вестником. И водитель весело помахал нам рукой, прокричав что-то в ответ. В салоне машины сидели несколько человек, и мы всем пожелали доброго пути. Знали б мы, что это была за маршрутка! Слава Богу, кстати, что не знали. А так мы дошли до очередного правого поворота, обогнули гору и увидели - Ватопед! Нет, это был не Ватопед. Это был рай. Изумрудную морскую бухту обнимали две мохнатые горные руки, а там посерёдке - золотые купола. И как много! И сам монастырь, даже отсюда, с верхотуры, казался большим и уж точно больше самой Великой лавры и даже Пантелеимона. Неужели мы заслужили награду? А какая тогда награда уготована тем, кто пройдёт не один день, а всю жизнь... Господи... Я чуть не плакал. И не один я, потому что у Алексея Ивановича вырвалось изумлённо-восторженное: - И нас туда пустят?! - А почему нас должны туда не пустить? -удивился Серёга. - Одежды не брачные141, - в очередной раз решил я блеснуть остроумием. - Я там у ворот лягу и никуда не сдвинусь, -сообщил отец Борис. Я представил картину и вздохнул: - Вас-то, может, и пустят, у вас диамонитирионы ещё действуют, а у нас три дня как просрочены. - Ничего, - покровительственно утешил отец Борис, - мы скажем, что вы с нами. На том и порешили. Отец Борис решительно вернул себе вторую сумку и зашагал к Ватопеду. Когда мы уже почти спустились с горы, Алексей Иванович подождал меня и сказал: - Я думаю, нас всё-таки должны пустить. Тебе вот поясок Богородицы необходим. Ты же ради него шёл на Афон - как раз жене привезёшь. Вот, оказывается, зачем я на Афон шёл. - Я вообще-то по дороге два пояска у Богородицы просил. - Зачем два-то? - удивился Алексей Иванович, но тут же сообразил по-своему: - Ну да, у тебя же дочка будет. О дочке-то я и не подумал. Не то чтобы пот прошиб меня, но как-то нехорошо сделалось: что же я за скотина, о всяких начальниках думаю, а о близких, о дочке, которая вот-вот должна появиться на свет, не вспомнил ни разу. И не молился за неё. А как молиться, если имени ещё нет? Я за жену молился. Со чадом. Но ведь действительно, как хорошо бы дочке поясок-то ко дню рождения! Так ведь уже начальнице пообещал. Что же, отбирать теперь? Не то чтобы я растерялся от нахлынувших терзаний, но смутился изрядно. Алексей Иванович заметил. - Ты чего? Плохо стало? - Я ведь второй поясок-то уже начальнице пообещал, - признался я. - Ну и подхалим же ты, - прищурился на меня Алексей Иванович. - Я - искренне. Она человек хороший. - А сколько ей лет-то? - Да Бог её знает, у начальниц разве может быть возраст? - Смотри, поясок-то этот при родах помогает. Подаришь ей, а она родит. - Где ты видел, чтоб начальницы рожали? - Ну, так те без пояска были... - Пошли, а то братия уже вон куда ускакала... Я немного успокоился. - Какие вообще пояски? Во-первых, мне и один-то никто не дал, а во-вторых, молиться надо, чтобы в Ватопеде приняли. - И то верно, - согласился Алексей Иванович. Ватопед - настоящий город, и, как положено городу, у него есть пригород и даже выселки. По дороге попался сарай с огороженным выгоном для скота, потом пошли домики, потом - сад, и вот, наконец, мы вступили на замечательную аллею, предваряющую ворота. Длинная дорожка была выстлана камнем, по бокам стояли Бог весть какие деревья, но очень красивые, высокие, со склонёнными гибкими ветвями. Деревья уже выглядели по-осеннему, и сухая листва шебуршала под ногами. Дополняло картину солнце, которое незаметно для нас коснулось края хребта и выглядело уставшим и красным. Всё - и длинная осенняя аллея, и поблекшее солнце, и прохладный ветерок - говорило о конце пути, и, с одной стороны, радостно было оттого, что путь этот - с трудностями, плутаниями, ошибками - пройден, а с другой - томило тревожное ожидание: пустят ли? Я и не заметил, как мы оказались перед невысокими воротами обители. Честно говоря, рисовалось что-то более величественное - например, Пётр с ключами142. Мы помолились и вошли в тёмную узкую арку. Откуда-то сбоку замахали на нас руками. «Попались», - мелькнуло в голове. Из боковой двери вышел монах и стал что-то толковать нам, как всегда, эмоционально размахивая руками и непонятно. Отец Борис сбросил на землю сумки и, казалось, приготовился осуществить задуманное: лечь перед входом в монастырь. Монах показал, что сумки можно и в сторону поставить. Отец Борис подвинул сумки с дороги, и у стены как раз оказалась не примеченная поначалу в темноте лавочка. Отец Борис сел на неё и пообещал: - Вот тут и лягу. Монах тем временем продолжал что-то требовать от нас, наконец, услышалось знакомое слово «диамонитирион», мы дружно закивали головами и, составив рюкзаки возле сумок отца Бориса, полезли за «афонскими паспортами». Серёга сообразил: - Давайте, кучей отдадим и наши сверху положим. Так и сделали. Монах принял документы и снова замахал руками: - Церква, церква! Поначалу мы не сообразили, но тут раздался деревянный стук била, созывающий на молитву. Монах перстом указывал внутрь обители: - Церква, церква! - Он нас что - на службу отправляет? - первым догадался Алексей Иванович. - Пошли, - сказал я братии. -А вещи? - спросил Серёга. - Пошли, и как можно быстрее, - настойчиво повторил я и пояснил: - Пока не передумал. Бросив вещи, мы поспешили внутрь монастыря, но поняв, что никто догонять и возвращать нас не собирается, успокоились и осмотрелись. Ватопед из всех виденных нами монастырей более всех похож на город. Мощёные улицы, а не улочки: широкие площади, а не площадки; сады, а не пара-тройка деревьев; а уж сколько самых разных зданий! И над каждым - купол, значит, в каждом есть церковь, во всём чувствовалась мощь, основательность и незыблемость. И не случайно: Ватопед, по сути, первый монастырь на Афоне, основанный ещё в IV веке. Основание его было чудесно. Монахи, историки и богомольцы рассказывают об этом по-разному, но в главном сходятся все: сын царя плыл на корабле из Рима в Константинополь; корабль попал в бурю, и отрока смыло волной, так что его посчитали погибшим, а местные поселяне обнаружили отрока мирно спящим под кустом. «Ватопеди» по-гречески - «куст». Отсюда и название монастыря, который основал в благодарность за спасение отрока василевс143. В эту главную канву, и без того чудесную, каждый, в зависимости от того, монашествующий или учёный, вплетает свойственные его образу жизни нити. Так, монахи говорят о явлении отроку Богородицы, учёные считают это плодом фантазии, монахи же, в свою очередь, склонны жалеть тех, кто Богородицу не воспринимает как реальность. Ну да оставим разночтения. В чудесном спасении отрока сходятся все, а нам остаётся только верить и жалеть неверующих. Мы как раз вовремя подошли к главному собору, монахи и миряне стекались к нему, как всё живое тянется к восходящему солнцу. С солнцем, правда, сравнение неудачное - солнце-то как раз садилось. Тени уже были длинны, и только золотые купола огненно отражали последние лучи. Мы входим в притвор и встаём подле завесы. Начинаются часы. Молитвы, радостный звон кадильницы, завеса раскрывается - и мы входим в главную часть храма. Собор высок, просторен. Идёт вечерня, читают Псалтырь. Мы проходим и прикладываемся к иконам, в том числе и на царских вратах. Потом встаём в уголок и молимся. Как хороша всё-таки греческая служба! В самом деле забываешь, что на земле находишься. Так ведь и не на земле сейчас, храм - это и есть частичка неба. Дабы утишить задетые патриотические чувства, замечу: я не сказал, что греческая служба лучше нашей. Категории «лучше - хуже» здесь вообще неуместны. Всё равно, как спрашивать ребёнка: кого ты больше любишь - маму или папу? Я просто сказал, что хороша. И вспоминая её сейчас, повторю: хороша! Полтора часа пролетели, как миг. И тысяча лет у Него как час, и час у Него как тысяча лет144. На середину храма вынесли большие столы, и из алтаря стали выносить ковчежцы. Мы рты пооткрывали: на длинных, метров в десять, столах плотно стояли мощи святых, длани, главы... И мы потихоньку подходили, прикладывались... Я отошёл от мощей в смешанном состоянии: тут была и раздавленность, словно от упавшего камня145, и ощущение силы, к которой прикоснулся и которая входит в тебя. Но как вместить, как удержать хотя бы частичку? - А вы что за поясками не идёте? - спросил отец Борис и помахал небольшим пакетиком. Не понял. Неужели служба уже закончилась?! К нам подошёл монах. - Русия? - и показал в сторону правого клироса: - Туда, туда идите. У правого клироса уже стояло пятеро соотечественников (я подумал, что наши и правда выделяются - по жизнелюбивым лицам и пренебрежению к одежде). Мы дополнили их число. Подошёл молодой монах и на приличном русском, но с мягким южно-славянским акцентом начал рассказывать про монастырь. Я всё никак не мог поверить, что служба закончилась, и то и дело отвлекался на уносимые ковчежцы с мощами. А больше всего смотрел на небольшие полиэтиленовые пакетики в руках соотечественников. Такой же пакетик с Богородичным пояском был у отца Бориса. Чувство могущей вот-вот случиться ужасной несправедливости всё более поглощало меня. И когда монах сказал, что сейчас мы перейдём к одной из самых почитаемых здесь икон, я поймал его за рукав и сказал как есть: - Нам поясков не дали... Монах удивился, потом махнул рукой: - Идите к выходу, я сейчас подойду. Сколько вас? - монах окинул группу и ушёл в алтарь. Соотечественники послушно двинулись к выходу, но я застыл возле правого клироса, рядом остался Алексей Иванович. Монах вышел и посмотрел на нас. - А вы что? - Нам пояски бы... от Богородицы... - Вот, - и он протянул по пакетику Алексею Ивановичу и мне и спросил: - А где остальные? - Как велено, пошли к выходу. - Ну, вот вам, - он дал нам ещё по одному пакетику. - Один остался. Возьмите, - и монах протянул пакетик мне.- Идёмте. Я держал в руках три небольших полиэтиленовых пакетика, в которых лежали три пояска Богородицы. - Идёмте же! - Пошли, - потянул меня Алексей Иванович. Признаюсь, я плохо слушал нашего доброго монаха. Впрочем, всё - и рассказы про царицу, которой сказано было, что на Святой Горе не место женщинам146, и про икону, которая предсказала нападение разбойников и тем уберегла обитель147 (мы молились, прикладывались), потом пошли в дом, где произошло чудо с маслом148 (тоже прикладывались к иконе и там нам дали маслица) - всё было, как в тумане. Может, это оттого, что я не особо люблю музеи и экскурсии, когда ты должен слушать то, что можно найти в справочниках, а не то, о чём нигде не написано. А скорее всего, от того, что в руках я держал три Богородичных пояска. При этом я влюблёнными глазами смотрел на старательно рассказывающего историю Ватопеда монаха, старался стать поближе и задавал вопросы, хотя ничего толком не соображал, но помнил, что лекция тогда считается удачной, когда слушатели эти вопросы задают. Вот и я старался подфартить монаху и, кажется, порядком надоел не только ему, но и соотечественникам, которые стали подозревать во мне обмирщвлённого интеллигента. Но вот они три - три! - пояска-то! Нас всех спасла необходимость идти на ужин. За трапезой я стал приходить в себя, то бишь возвращаться на землю. А когда в конце сделал добрый глоток вина, вернулась способность изъясняться на человеческом языке, и я, обратившись к Алексею Ивановичу, торжественно изрёк: - Ты понял: три пояска! Алексей Иванович смотрел на меня снисходительно, как старший брат на младшего, сделавшего первое жизненно важное открытие, давно уже, впрочем, известное человечеству. И я понял, что он понимает меня. - Между прочим, - склонился ко мне Алексей Иванович, - мы сегодня ничего такого не вкушали. Я улыбнулся. - Вино-то за скоромное не считается? - Вино - заслуженное. Когда мы вышли из трапезной, вечерний сумрак пробрался по улицам и площадям монастыря, как пробирается холод по рукавам осеннего пальто. - Ну, теперь-то нас должны оставить ночевать, - сыто произнёс Алексей Иванович. А я и забыл, что мы ещё нигде не ночуем. - А мне всё равно, - отозвался отец Борис -беспечное восприятие мира и жизнерадостность, кажется, никогда не покидают его. И я был с ним солидарен - так хорошо было. Мы отправились за вещами и обрели их там, где и оставили. Монах, возвращая нам диамонитирионы, проворчал что-то, видимо, о том, что пускает нас вопреки всяким правилам и только по величайшему снисхождению. Так ведь в рай иначе и не попадают. Он записал нас и направил в архондарик. Архондарик... Нет, то, к чему мы подошли, нельзя именовать таким архаичным легковесным, как старая деревянная дача на шести сотках, словом. Если Иверон мог гордиться входной дверью, снятой с ремонтируемого министерства, то в Ватопеде, видимо, была как раз та новая дверь, которую собирались на министерство поставить, но пожертвовали ватопедской гостинице. Да и фасад высоченного здания вызывал уважение и даже некоторую робость... Что же с нами было, когда мы, грязные путники, из вечерних сумерек шагнули в блистающий вестибюль?! Огромная люстра заменила солнце, белоснежный мрамор стен отражал свет и умножал его, а золочёные канделябры добавляли тысячи искорок. По периметру почтительно выстроились фикусы и пальмы, меж ними приглашали отдохнуть диванчики. Да мы не то что присесть, мы сумки-то не знали куда поставить - не на этот же блистающий мраморный пол? - так и держали в руках. Подошёл метрдотель, то есть высокий монах с аккуратной бородой и в величественном клобуке, и показал направление в сторону мраморной же лестницы (вот лестница в Ивероне была погубернатестее). Мы так поняли, что нам на самый верхний, пятый этаж. - Здес
|