Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Будет ли разрушен Введенский храм в Мурманске?






 

Введенский храм – домовая церковь пограничной воинской части на улице Бабикова в Мурманске. Совершенно неожиданно для прихожан храма высокое военное начальство отдает приказ назначить на 15 июля этого года ремонтные работы – прокладку труб. Прокладка должна почему-то именно под храмом и для этого военные требуют разрушить крыльцо и притвор храма. Планируется производить работы с помощью экскаватора. Выдержит ли Введенская церковь такой натиск или же в результате ремонтных работ обрушится вся конструкция – это, похоже, никого, кроме прихожан и священников не интересует.

 

А теперь давайте обратимся к истории храма. Построен он был в 2008 году по инициативе самой воинской части. На стройке работал в качестве плотника (храм – деревянный) прапорщик-контрактник. Церкви дано было название в честь двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (отмечается 4 декабря). Почему именно такое? Праздник Введения во храм почитался в Императорской России как день пограничных войск.

 

Со временем в храм была принесена икона святого праведного адмирала Феодора Ушакова с частицей его мощей. На Литургиях и молебнах здесь возносятся молитвы о пограничниках, читается список имен. Кроме того, во всем окраинном районе Мурманска «Южное Нагорное» ни одного православного храма до 2008 года не было. Так как Введенский храм окружен девятиэтажками, то каждое воскресенье и по праздникам он переполнен. Очень много приходит сюда родителей с грудными младенцами, чтобы причастить их. Идут и идут люди с малышами и для того, чтобы окрестить своих детей во Введенском храме. Приезжают и из других районов. Например, в соседнем Северном Нагорном до сих пор нет православного храма, вот и крестят детей во Введенском. Теперь они могут увидеть свою церковь развороченной.

 

К сожалению, тот командир, по инициативе которого был создан храм, больше здесь не служит. А новое начальство относилось к церкви все безразличней, пока от безразличия не перешло к действиям.

 

Можно смело сказать, что история России – это история Православия. Русский – значит православный. Первым человеком, избравшим православное христианство, был именно военный. Князь Владимир с юности был отважным полководцем и защищал Русь от кочевников, за что пользовался любовью и уважением русских людей. Что и помогло им радостно и без колебаний по примеру своего правителя принять веру от Византии.

 

Потомок Владимира, святой Александр Невский, восстанавливал русские храмы, порушенные во время татарского ига. Перед битвой со шведами, а потом и с немецкими рыцарями, Александр усердно молился в соборе Святой Софии в Новгороде и просил благословения у Новгородского архиепископа. Ныне мощи князя покоятся в Троицкой Александро-Невской Лавре Петербурга.

 

Благоверный князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой приехал в Троицкий монастырь и взять благословения и просить молитв у Сергия Радонежского. Сергий отправил с ним послушников Александра Пересвета и Андрея Ослябю (в прошлом – воинов). Всем известно, что начался бой поединком Пересвета с Челубеем, и Челубей был сбит с коня. Мощи святого Дмитрия – в гробнице Архангельского собора Кремля в Москве.

 

Святой праведный адмирал Федор Федорович Ушаков начинал свои дела молитвой и по окончании морских сражений заказывал в храме благодарственный молебен. Этот адмирал по праву считается непобедимым.

 

Под руководством Александра Васильевича Суворова наши солдаты не только одержали десятки блестящих побед над турками и поляками, но и построили храм в Новгородской губернии. Суворов создал канон Спасителю на основе покаянного канона Великого поста.

Михаил Илларионович Кутузов на коленях молился перед чудотворным Смоленским образом Богоматери, которую привезли в войска накануне Бородинской битвы.

 

В Российской Империи сложился институт военного духовенства, священники служили молебны, благословляли русских офицеров и солдат на битвы, перевязывали раны, исповедовали и причащали умирающих воинов, ободряли войска. Были случаи, когда при потери командира и поднимали в атаку. Постепенно в Армии появились походных храмы в виде палаток. Со времен Императора Петра Великого на военных кораблях ходили в море священники, первоначально – иеромонахи Александро-Невской обители. У многих полков Императорской Армии был свой полковой храм, чаще всего – каменный.

 

Замечательный собор Феодоровской иконы в Царском селе возвел Государь Николай Александрович, полковник Лейб-гвардии Преображенского полка, Главнокомандующий русскими войсками в период 1915 – 1917 годов. В 1895—1896 годах в районе Египетских ворот Царского Села разместился Сводный пехотный полк. Для него были построены деревянные казармы. Рядом был размещён и Собственный его императорского величества конвой.

В конце 1908 года император Николай II лично указал и отмерил шагами место для постройки постоянного храма на поляне, прилегающей к парку, неподалеку отАлександровского дворца

.

20 августа (2 сентября) 1909 года состоялась закладка храма. Торжественный молебен по этому случаю совершил Феофан (Быстров), епископ Ямбургский. Первый закладной камень был положен императором Николаем II.

Основные средства для постройки собора (150 000 рублей) предоставили Николай II и Александра Фёдоровна. Они постоянно следили за стройкой и присутствовали в важнейшие моменты. Например, 26 февраля (11 марта) 1910 года, когда на собор поднимали кресты, и 4 (17) марта — колокола. Полная стоимость строительства собора 1 миллион 150 тысяч рублей. Эту сумму, кроме указанного вклада императорской семьи, составили добровольные пожертвования купечества и промышленников[3].

Торжественное освящение нового собора состоялось 20 августа (2 сентября) 1912 года в присутствии императорской семьи; было совершено протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским.

26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор»[9].

Фёдоровский Государев собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, а также был «приходом семьи императора». Во время пребывания в Царском Селе семья императора посещала храм в праздничные и воскресные дни. В пещерном храме император молился в дни говения.

В 1899 году Государь Николай Второй пожертвовал 15 тысяч рублей на строительство храма Трифонов-Печенгского монастыря на Кольском полуострове. (Священник Сергий Поливцев, Святая обитель за Полярным Кругом, М. 2010)

 

Русские традиции, которые веками поддерживали наши цари и войска – это возведение храмов, почитание святых икон, священнослужителей, защита нашей православной веры и святынь, молитва.

 

Будут ли сохранены традиции России сегодня? Будет ли сохранен домовой храм пограничников – Введенская церковь в городе Мурманске? Бог знает. Но есть надежда, что совесть у военных все же проснется.

 

Галина Сиротинская, журналист паломнического сайта «Спас», Мурманск

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал