Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. доктора Маргарет Мюррей
доктора Маргарет Мюррей в прошлом доцента кафедры египтологии Университетского колледжа (Лондон) В этой книге доктор Гарднер утверждает, что обнаружил в самых разных частях Англии группы лиц, по сию пору отправляющих те же самые ритуалы, что и так называемые «ведьмы» Средних Веков, и что ритуалы эти доподлинно сохранились до наших дней, а не были просто возрождены по книгам. Своим приятным для чтения, легким слогом он дает очерк сходных практик Древней Греции и Рима, а богатый личный опыт работы с культурами Дальнего Востока позволяет ему наглядно продемонстрировать, что многие народы, будь то на Дальнем Востоке или на Британских островах, до сих пор практикуют поклонение Всемогущему Подателю Жизни в соответствии с древними ритуалами. И хотя ритуал Европы сейчас вполне созвучен современной цивилизации, чувство, стоящее как за первобытными обрядами, так и за цивилизованными, остается неизменным: это благодарность Создателю и надежда на постоянство Его милости. Личное поклонение может принимать любые формы, но группа лиц, поклоняющихся совместно, неизбежно разрабатывает некие разновидности ритуала, в особенности если практика принимает вид танца. Для ритуального танца, представленного как акт поклонения или зримое выражение молитвы, характерна ритмическая составляющая. Танец-молитва бывает чаще всего направлен на обретение изобилия пищи, и потому воспроизводит в стилизованной форме движения животных или рост растений, количество которых практикующий желает увеличить. Танец-поклонение даже еще более ритмичен, чем молитва. Все движения пляски ритмичны, а в качестве аккомпанемента выступает пение, или же он исполняется на ударных инструментах, позволяющих четко и ясно отмечать ритм. Ритмические движения, ритмические звуки и эмпатия членов ковена, занятых одним и тем же процессом, вызывают состояние оживления и подъема чувств, иногда доходящее до опьянения. Эта стадия обычно рассматривается участниками ритуала как особая божественная милость, знаменующая собой действительное нисхождение божества в тело поклоняющегося. Вакханки Древней Греции достигали опьянения посредством пития вина и через то обретали единение со своим богом. В этой книге доктор Гарднер продемонстрировал, что так называемое «ведовство» является наследником древних ритуалов, не имея ничего общего с наведением чар и прочими вредоносными практиками, но будучи, напротив, искренним выражением того же отношения к Богу, что являет — быть может, более благочинно, но отнюдь не более искренне — современное нам христианство в своих церковных службах. И все же пляски-процессии пьяных вакханок, неистовые прыжки вокруг Гроба Господня, описанные Мондреллом в конце XVII века[5], скачущие танцы средневековых «ведьм», торжественный зикр[6] египетских крестьян, кружения танцующих дервишей — все это уходит корнями в горячее желание верующего оказаться «ближе, о, мой Господь, к тебе» и своими действиями показать ту величайшую благодарность, которую не всегда возможно претворить в слова.
|