Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности и функции внутрифирменного рынка труда.






Многие люди на протяжении всей своей трудовой деятельности или достаточно долгого периода времени работают в одной и той же организации. При этом они не остаются на одном и том же рабочем месте, а переходят на новое или в результате повышения, или из-за того, что осваивают новые знания и навыки, овладевают новыми профессиями. Фирмы также предпочитают искать кандидатов на существующие вакансии среди уже нанятых работников. Складывается ситуация, когда многие работники защищены от внешней конкуренции. Анализ внутрифирменной мобильности работников привёл к созданию концепции внутренних рынков труда.

Внутренний рынок труда — это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которой назначение цены (заработной платы) рабочей силы и её размещение определяются административными правилами и процедурами.

В противоположность внутреннему рынку труда классический рынок труда — внешнийсуществует за границами фирмы, для него характерна межфирменная мобильность рабочей силы.

Внутри многих фирм можно найти более или менее детально разработанную иерархию видов работ. Каждая иерархия влечёт за собой последовательность перемещений или продвижений вверх, что называется цепочкой продвижения или служебной лестницей. Новый работник начинает свою карьеру как стажер, получив работу, требующую наименьшего уровня мастерства и находящуюся в самом начале служебной лестницы. Позиция, на которой работники получают доступ к служебной лестнице, называется «входной пopт». Для начальной позиции ставку заработной платы могут устанавливать рыночные силы спроса и предложения, но они заменяются административными правилами при определении заработной платы для следующих ступеней служебной лестницы на внутреннем рынке труда.

Американские исследователи П. Доренгер и М. Пиор, которые первыми в 1970-х гг. дали развернутый анализ внутренних рынков труда, выделили три причины их возникновения и существования: специальную квалификацию работников, профессиональную подготовку на рабочем месте и обычаи и традиции, существующие на данном предприятии.

Формированию внутренних рынков труда способствует также существенная неоднородность благ, обмениваемых на рынке труда. Практически не существует двух людей, одинаковых по производительности, способностям и навыкам. Рабочие места также сильно дифференцированы. За время работы какого-либо работника на предприятии работодатель неформальным образом получает подробную информацию о его способностях и возможностях, которую он не смог бы получить при отборе и тестировании вновь поступающего на работу. Столь же подробную информацию об условиях, режиме, оплате труда получает и работник. Это положительные стороны продолжительного трудового контракта, которые побуждают работника и работодателя к долгосрочным соглашениям и делают эффективными внутренние рынки труда.

Обоюдные преимущества внутреннего рынка труда для фирм и работников заключается в следующем:

Преимущества работодателей. Сокращение текучести рабочей силы повышает отдачу для фирмы от затрат на обучение. Если фирма заполняет вакантные места с помощью внешнего рынка, ей придётся финансировать все обучение вновь нанятых работников. Можно избежать этих издержек, просто продвигая по службе претендента, который, проработав на фирме определённое время, уже получил некоторые навыки, что является предпосылкой для доступа к следующей, более сложной работе.. Преимуществом внутреннего рынка труда для предприятия является также наличие четко определённой служебной лестницы, создающей стимулы для работников поддерживать дисциплину, производительность и повышать квалификацию.

Преимущества работников. Работники, которые уже приняты, получают гарантии занятости и возможности продвижения по службе. Работникам не нужно покидать фирму в поисках места работы, они могут добиться успеха внутри своего предприятия. При этом они защищены от конкуренции со стороны внешнего рынка труда.

Итак, причинами возникновения и развития внутренних рынков труда являются, во-первых, экономия на издержках на труд, связанных с обучением и переподготовкой работников,, во-вторых, экономия на транзакционных издержках на рынке труда (издержки на наем или увольнение, на рекламную информацию о вакансиях или поисках работы, на отбор кандидатов (оценка, аттестация).

На внутренних рынках труда важную роль играют профсоюзы. Существует несколько причин, по которым внутренние рынки труда способствуют созданию профсоюзов. Во-первых, это повышение стабильности состава коллективов. Во-вторых, рабочие на внутреннем рынке труда обладают особой подготовкой, которая дополнительно сплачивает их и способствует созданию профсоюза. В-третьих, внутренний рынок регулируется административными правилами в сфере трудовых отношений, при формировании управленческих решений.

Образование профсоюзов — это логичный ответ на необходимость контроля за возможным девиантным поведением работодателей, за отклонением действий администрации от принятых правил, достигнутых соглашений. Коллективные договоры и соглашения формализуют и делают более жесткими правила, которые существуют на внутреннем рынке труда.

Однако, несмотря на все стабилизирующие факторы, внутрифирменный рынок труда подвержен дисбалансу, ибо определяется наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри него, причинами перемещений, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. Кроме того, положение работника на этом рынке обусловлено тремя состояниями: степенью подготовленности к работе (обучение, переобучение, инструктаж); предложением на рынке товара – рабочая сила; занятостью в трудовом процессе на конкретном рабочем месте. В этой связи важное значение приобретает проведение маркетингового анализа внутреннего рынка.

Маркетинговый анализ внутренних рынков труда предполагает исследование политики внутрифирменного управления трудовыми ресурсами, исследования системы регулирования социально-трудовых отношений на уровне предприятия. Этот анализ включает в себя рассмотрение проблем управления персоналом на предприятии, нормирования труда, организации труда, управления производительностью труда, систем оплаты труда. Их изучение дает конкретные ответы на следующие вопросы:

1) как на уровне управленческих технологий функционирует внутренний рынок труда;

2) как организованы административные правила и процедуры, определяющие размещение рабочей силы внутри предприятия;

3) как формируется иерархия рабочих мест; каков механизм продвижения по служебной лестнице;

4) какие стратегии управления персоналом оказываются наиболее эффективными с точки зрения минимизации издержек и повышения производительности труда;

5) как определяется вознаграждение для каждой ступени служебной лестницы;

6) насколько заработная плата формируется рынком, а насколько административными правилами


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал