Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская империя на рубеже веков и ее место в мире






Территориальная структура Российской империи.К началу XX в. Российская империя по размеру территории—22, 2 млн. км2 (16, 8 % обитаемой суши) — занимала второе место в мире, уступая только Британской империи (31, 9 млн. км2).

Центральная часть Российской империи состояла из 29 европейских губерний с преобладанием русского населения — это так называемая Великороссия. С запада к ней примыкали 15 губерний, населенных преимущественно родственными восточнославянскими народами — украинцами и белорусами, имеющими с русскими общие историко-этнические корни и религию — православие. Вместе эти губернии составляли Европейскую Россию. С востока к Великороссии примыкали 12 сибирских и дальневосточных, а с юга — 3 северокавказские губернии и области, где большинство населения составляли переселенцы из Европейской России и их потомки.

Геостратегическое положение Российской империи.С точки зрения военного фактора, положение Российской империи было очень уязвимым в силу ее материкового расположения на севере и в центре Евразии, особенно по сравнению с другими державами. Так, США находились за пределами двух океанов — Тихого и Атлантического, Великобритания и Япония — на островах, что делало их практически недосягаемыми для сухопутных армий противника, представлявших основной вид вооруженных сил начала XX в.

Поэтому в силу своего геостратегического положения Россия была вынуждена содержать самую большую по численности (в мирное время) армию, доходившую в отдельные периоды до 1, 4 млн. человек.

Население.К 1914 г. по сравнению с переписью 1897 г. население Российской империи увеличилось примерно на треть. По численности населения—185, 2 млн. (10 % от общемировой) — Российская империя занимала третье место после Британской империи и Китая.

Однако по такому показателю, как плотность населения — 8, 3 человека на 1 км2, Российская империя уступала многим странам мира.

В этническом отношении население империи состояло из 80, 5 млн. русских (43, 4 %), 33, 4 млн. украинцев (18, 1 %), 7, 4 млн. белорусов (4 %), которые суммарно составляли свыше 121 млн. человек (65, 5 %), численность же других народов и народностей достигала 64 млн. человек, что составляло одну треть населения империи. Надо отметить, что в начале XX в. в Российской империи не было крупных волнений на национальной почве. Правда, по-прежнему демонстрировали сепаратистские настроения поляки, болезненно реагировали на малейшие попытки посягательства на свою конституцию финны, не прекращались внутренние трения среди кавказских народов.

Уровень индустриализации.Индустриальное общество характеризуется прежде всего следующими показателями:

— преобладанием доли промышленной продукции в национальном доходе;

— преобладанием городского населения над сельским;

— высоким уровнем грамотности населения.

Каковы же были эти показатели в Российской империи к 1914 г.?

Национальный доход страны равнялся 16, 4 млрд. рублей (7, 4 % от общемирового). По этому показателю Россия занимала четвертое место после США, Германии и Британской империи. Однако по темпам прироста национального дохода Россия опережала многие страны, а в отдельные периоды, например с 1908 по 1916 г., они были самыми высокими в мире (свыше 7 %).

По валовому промышленному производству — 5, 7 млрд. рублей (3, 8 % от общемирового)— Российская империя уже уступала и Франции, находясь на пятом месте в мире.

Однако уровень развития страны характеризуют не столько количественные, сколько качественные показатели. По этим позициям Российская империя значительно уступала ведущим странам мира. Так, национальный доход в расчете на одного человека составлял 89 руб. в год, что было в 5—8 раз меньше, чем в развитых странах. По объему промышленного производства на одного человека и уровню производительности труда в промышленности Россия также уступала этим странам в 5—10 раз.

По длине, железных дорог Российская империя занимала второе место в мире, уступая только США (правда, в 5 раз). Однако качественные показатели (такие, как протяженность железных дорог на 100 км2) были намного ниже, чем в европейских странах.

В целом же модернизационные процессы охватывали лишь незначительный сектор народного хозяйства. Они почти не коснулись глубинных пластов народной жизни. Страна оставалась преимущественно аграрной. Сельское хозяйство давало 51 % национального дохода, промышленность — 28 %, остальное приходилось на торговлю и транспорт. На мировом рынке Россия выступала главным поставщиком сельскохозяйственных продуктов.

Урбанизация.По такому важному качественному показателю, который наиболее ярко отражает процесс перехода общества от аграрного к индустриальному, как степень его урбанизации (доля городского населения), Российская империя оставалась сельской страной. В городах проживало свыше 30 млн. человек (18 % населения). При этом треть городских жителей сосредоточивалась в крупных городах. В Петербурге насчитывалось более 2 млн. человек, в Москве — чуть меньше. Значительная часть населения проживала в небольших торгово-ремесленных городах и не была связана с работой на промышленных предприятиях. Вместе с тем большое число промышленного и промыслового населения страны продолжало оставаться в деревне.

Уровень образования населения.Уровень образования только 20 % российского населения соответствовал общеевропейским стандартам элементарной грамотности, лишь 30 % детей регулярно обучались в школе.

В то же время наблюдалась значительная тяга всех слоев населения к получению образования. К чести царского правительства эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз. Правительство имело намерение ввести всеобщее начальное образование. Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях было увеличено количество часов на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступления в высшие технические учебные заведения, а после сдачи дополнительного экзамена по латинскому языку — на физико-математические и медицинские факультеты университетов. Значительно расширилась сеть коммерческих училищ, в которых было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек.

В 1908 г. в Москве на средства и по инициативе либерального деятеля народного образования генерала А. Л. Шанявского был открыт народный университет, получивший его имя. В университет принимались все желающие, достигшие 16 лет, без предъявления какого-либо свидетельства о предыдущем образовании. Университет имел два отделения: на научно-популярном давалось общее среднее образование, на академическом — высшее. В университете им. А. Л. Шанявского читали лекции крупнейшие ученые России. В 1912 г. в нем обучалось 3600 студентов.

В то же время расширилась сеть традиционных высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет. Для обеспечения намеченной реформы начальной школы были открыты педагогические институты в Москве и Петербурге, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914 г. в России насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек.

Тем не менее, несмотря на значительные сдвиги во всех сферах российского общества конца XIX — начала XX в., Россия значительно отставала от развитых держав. Несоответствия между объективными потребностями и существовавшим уровнем экономического, политического и культурного развития страны настоятельно требовали от власти радикального обновления, модернизации России.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал