Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Н. Милюков о символизме






Новое искусство характеризуется «тремя главными элементами: мистическим содержанием, символами и расширением художественной впечатлительности... Это жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным в нашей чувствительности...» (Д. Мережковский). Все это «неуловимое», «бессознательное» и «неизведанное»... лучше всего выразить стихами. И. Ф. Сологуб поет: «Я сокровенного все жду и с тем, что явлено, враждую». А 3. Гиппиус еще усиливает: «Мне нужно то, чего нет на свете», «чего не бывает»...

Русская литература, оттеснившая с конца 30-х гг. стихи на задний план, снова возвращается к этой форме. Восстанавливаются репутации поэтов, вовремя не замеченных и забытых. Появляется масса начинающих. И над всем этим изобилием воздвигается лозунг «символизм».

Вопросы и задания: 1. Чем характеризовалась культурная и духовная жизнь российскою общества начала XX в? Каковы наиболее значительные достижения культуры этого периода? В чем причины взрыва творческой активности в этот период? 2. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в. 3. Вопрос о судьбе и предназначении России стал в начале XX в., особенно после революции 1905 г., ключевым вопросом русской философской мысли. Как вы думаете почему? 4. Дайте характеристику ведущих направлений в литературе и живописи. Чем было вызвано появление авангардных стилей в этих отраслях культуры? 5. Определите общие черты художественной культуры России рубежа веков.

Расширяем, словарный запас:

Абстракционизм — отказ or изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике.

Биосфера — область распространения жизни на Земле.

Догматизм —\ метод мышления, опирающийся на догмы — непреложные истины, не подлежащие критике, без учета конкретных условий.

Идеализм — направление в философии, противоположное материализму в решении основного вопроса философии.

Идеология — система идей и взглядов, отражающих отношение классов и различных групп людей к окружающей действительности и друг к другу.

Мессианство —вера в пришествие Мессии — спасителя, который установит добро и справедливость на Земле.

Нигилизм — отрицание общепризнанных ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

Нобелевская премия— премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской Академией наук за счет средств, оставленных шведским изобретателем и промышленником А Нобелем

Ноосфера — новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разум пая деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Символизм — направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Социализм — в широком понимании - общественный строй социальною равенства и социальной справедливости, обеспечивающий всем людям счастливую жизнь. В марксистской интерпретации низшая фаза коммунистической формации, воплотившаяся в лозунге «От каждого — по способности, каждому — по труду».

Футуризм — направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание повой современной урбанистической цивилизации.

Раздел II. РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 гг.)

Период с 1917 но 1928 г. был временем мучительного поиска Россией своею места в мировой цивилизации. Втянутая в войну страна не смогла решить стоящие перед ней модернизационные задачи. Более того, война породила новые противоречия. Усиливающаяся экономическая разруха, угроза голода, миллионные жертвы и вызванные войной серьезные изменения в психологическом настроении общества стремительно приближали страну к революционному взрыву.

В феврале 1917 г., в отличие от первой русской революции, самодержавию не удалось* переломить ситуацию в свою пользу. Более того, императорская власть, окончательно утратившая свой авторитет, полностью сдала государственные позиции либералам. Перед страной открылась перспектива реализации либеральной буржуазной модели развития общества. Однако эта альтернатива с самого начала была осложнена двумя обстоятельствами. Во-первых, войной. Русские либералы, прежде всего кадеты, озабоченные последующей перспективой существования России как полноправного члена международного сообщества, не могли допустить и мысли о выходе страны из военного передела мира. Во-вторых, русский народ с самого начала революции не захотел вести себя по правилам либеральной игры. Не удовлетворившись главными либеральными ценностями —- демократическими правами и свободами, дарованными новой властью, он стал настоятельно требовать то, что недополучил еще со времен первой революции — землю и социальные гарантии, а теперь еще и мира.

Народные массы, не вдаваясь в идеологические тонкости, готовы были пойти за любой политической силой, твердо пообещавшей им мир и землю. При этом русский народ значительно облегчил большевикам задачу завоевания политической власти, создав весьма специфические органы народного представительства, не имеющие аналогов в западной политической культуре — Советы.

Захват власти большевиками привел к гражданской войне. Но гражданская война в России была не столько полем классовых битв, сколько сражением альтернатив будущего устройства страны. На полярных полюсах были «белые» и «красные». «Белые» — это не только отвергнутые Февральской революцией монархисты, но и прибитые к ним октябрьской волной либералы. Собранные под одним знаменем идеей возврата к добольшевистским ценностям, они так и не смогли переварить в едином котле столь различные идеологии и создать привлекательный для народа образ будущей России. «Красные» — это не только сторонники большевиков из числа пролетариев, но и все те, кто поверил в возможность быстрого и «справедливого» социального переустройства страны.

Но победа «красных» еще не означала автоматической поддержки всем народом большевистской альтернативы будущего устройства России. Более того, большевистская практика была значительно скорректирована в соответствии с народными требованиями. Так появился нэп с его экономическим плюрализмом, который) тем не менее, так и не стал основой для плюрализма политического. А страх перед народным бунтом понуждает большевиков расправиться не только с политическими соперниками, но и с критиками в собственных рядах. Утратив иные перспективы, Россия обрела социализм в его сталинской интерпретации. Попытаемся понять, как и почему это произошло.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал