Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завешивание зеркал






В доме, где соблюдают шива, завешивают зеркала (это обычно делают сразу после получения известия о смерти).

Когда смерть уносит близкого человека, скорбящие должны внимательнее всмотреться в отношения между человеком и Богом, между созданием и Создателем. Поэтому человеку, понесшему утрату, не пристало погружаться в суетное самолюбование, глядясь в зеркало, и продолжая заботиться о своем внешнем облике. Психологическая линия соблюдения траура, согласно еврейским обычаям, - это уход в одиночество. Скорбящий молча погружается в себя, сосредоточиваясь только на постигшей его потере. Завешивание зеркала символизирует таким образом удаление от всего суетного и погружение в траур.

Этот обычай имеет и иной, более глубокий смысл. Смерть близкого человека и скорбь по нему пробуждают в нас чувство вины, раскаяния, сознание несовершенства нашего собственного образа. Завешивание зеркал символизирует то, что человеку стыдно смотреть на самого себя. В эту тяжелую минуту он ощущает, что ему еще многое надо исправить в себе. Умер близкий нам человек - и наш собственный образ померк, мы не хотим видеть его отражение.

Обычно завешивают также картины и особенно портреты. В наше время принято завешивать и экран телевизора.

5.8.4. " Трапеза сочувствия"

По возвращении домой скорбящих кормят " трапезой сочувствия" - сеудат hавраа. Обычай этот упоминается в Танахе, в рассказе о том, как народ пришел утешить царя Давида, скорбящего о смерти сына (2-ая книга Самуила 12: 20). " Трапезу сочувствия" устраивают не сами скорбящие (из своей еды), а их соседи или более далекие родственники, которые должны принести им еду. Это знак того, что окружающие стремятся возвратить скорбящих к нормальной жизни. Важно, чтобы продукты для " трапезы сочувствия" были куплены, приготовлены и поданы скорбящим окружающими.

Обычай " трапезы сочувствия" имеет глубокую психологическую основу. Находясь после смерти родственника в глубоком горе, скорбящий зачастую сам подсознательно жаждет смерти, особенно в момент возвращения в пустой дом, в знакомое окружение, лишенное теперь близкого человека. Скорбящий хочет " соединиться с умершим", и в таком состоянии он будет лишать себя пищи, чтобы самому отдалиться от жизни. " Трапеза сочувствия" восстанавливает связь скорбящего с людьми.

Кроме того, готовя себе пищу, скорбящий может испытывать отвращение к заботам о собственных потребностях сейчас, когда близкий ему человек лежит в могиле. Если же пищу приносят соседи или друзья, он как бы уступает их уговорам, а не ублажает себя по собственной инициативе.

Первым выражением сочувствия окружающих после похорон были ряды друзей, между которыми скорбящие проходили, удаляясь от могилы. Это пассивный акт сочувствия. Подача " трапезы сочувствия" является второй, более активной формой сочувствия; это свидетельство того, что мы разделяем с нашими соседями их боль. " Трапеза сочувствия" еще на один шаг приближает нас к скорбящему: мы переходит от созерцания к прямому участию.

Эта форма выражения сочувствия со стороны окружающих, согласно обычаю, молчалива. Как правило, сидят молча, пока скорбящий не захочет говорить сам; и даже тогда желательно говорить только о трагедии, происшедшей в семье, а не обсуждать посторонние темы.

Скорбящим подают хлеб (желательно круглую булку), крутое яйцо или вареную чечевицу. По традиции, все, что едят в эту трапезу, имеет круглую форму, - это один из символов траура. При этом подразумевается, что человек в скорби так же " замкнут в себе", как эта еда. Пища круглой формы напоминает нам еще и о том, что скорбь " вращается в мире", переходя от одного человека к другому. Крутое яйцо имеет и другую символику: как яйцо твердеет по мере варки, так и человек - и весь еврейский народ - должен становиться тверже от испытаний, посылаемых ему, и не сдаваться перед лицом горя.

У ашкеназских евреев не принято совместное участие в " трапезе сочувствия" троих мужчин, чтобы не читать зимун 23 в начале послетрапезной молитвы.

В принципе скорбящие не обязаны есть " трапезу сочувствия". Но если скорбящий хочет есть в день похорон, должны быть соблюдены правила такой трапезы (напомним, что согласно еврейскому календарному счету, день начинается с захода солнца и длится до следующего захода).

Если похороны состоялись на исходе Субботы или Праздника, то перед трапезой скорбящие делают hавдалу над бокалом вина; 24 если же похороны были в канун Субботы (т.е. в пятницу с утра), или в канун Праздника (Йом Тов), или в сам Праздник (с помощью неевреев), то " трапезу сочувствия" не совершают. В случае похорон в Холь hа-Моэд (промежуточные дни праздников Песах и Суккот), у ашкеназских евреев принято подавать скорбящим еду, но не яйцо или чечевицу, чтобы не проявлять траур слишком явно.

Следует особо подчеркнуть, что " трапеза сочувствия" по возвращении с кладбища никоим образом не является " поминками" (подобно тому, как это принято, например, в русской традиции). Не устраивают ни торжественной еды, ни, как отмечено выше, совместного застолья.

_________________________
11 Если хотят оказать особое уважение умершему, иногда похоронную процессию на пути к кладбищу останавливают перед синагогой. 3аднюю дверь катафалка открывают, и кантор читает поминальную молитву.

12 В принципе все, кто присутствует при смерти, должны делать криа. Но в наше время это не принято, и криа, как правило, делают близкие родственники на похоронах.

13 Никаких черных повязок и т.п. обычаев у евреев нет.

14 У многих (особенно древних) народов существуют обычаи, в соответствии с которыми соблюдающие траур должны причинить себе страдания в знак той боли, которую они испытывают из-за смерти близкого человека. У некоторых народов эти обычаи доходили до раздирания на себе плоти и вырывания волос из сочувствия к умершему. Подобные действия совершенно запрещены еврейским 3аконом (см. Второзаконие 14: 1-2).

15 Само благословение " Даян hа-Эмет", хотя и сопровождается криа, не связано с ним по сути. Поэтому, если это благословение уже сказано до криа, второй раз его не повторяют.

16 Так можно поступать и сейчас. При этом в Субботу или Праздник (Йом Тов) криа не делают; в таком случае ее следует отложить до окончания Субботы или Праздника.

17 Надрыв должен быть явно и отчетливо виден. Если скорбящий надорвал одежду не с левой, а с правой стороны, то постфактум этого достаточно. Но если надорвал не спереди у горла, а в другом месте одежды, то этого недостаточно, и должен надорвать спереди у горла. Если надорвал на недостаточную длину, то можно потом дополнить надрыв.

18 Промежуточные дни праздников Суккот и Песах, имеющие полупраздничный статус.

19 Если покойный был крупным знатоком Торы, можно сказать по нему hеспед даже в те дни, когда обычно этого не делают.

20 По обычаю, принятому в некоторых общинах, дети умершего не должны касаться гроба.

21 По некоторым обычаям, следует останавливаться семь раз. Это число связывают с начальным стихом Книги Экклезиаст: " Суета сует, - сказал Экклезиаст, - суета сует, все суета". В этом стихе слово " суета" трижды упоминается в единственном числе, и дважды - во множественном. Поскольку " минимальное множественное число" - это два, можно сказать, что всего " суета" упоминается в этом стихе семь раз. Каждая остановка знаменует факт освобождения человека от суеты жизни, его переход в мир, где уже нет суеты.

22 Во времена Храма, когда соблюдали законы ритуальной чистоты, очищение было иной, весьма сложной процедурой, производившейся с помощью пепла особой красной коровы. В наши дни этого пепла нет, поэтому полное очищение невозможно; таким образом, сегодня наше очищение - это лишь память об очищении во времена Храма.

23 3имун - приглашение к совместной молитве - ассоциируется обычно с некоторой праздничностью.

24 Как упоминалось выше, сам скорбящий не может пить вино, поэтому бокал за него выпивают другие.

Продолжение

 

 

МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги " Долг живых"


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал