Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тшува по отношению к Богу






Скорбящий ощущает свою вину в общечеловеческом смысле, как часть своего религиозного миропонимания. Наши Мудрецы расходятся во взглядах на смерть. Был ли человек с самого начала создан смертным (Шемот Раба 2: 4), или же он стал таковым после того, как Адам, Хава и их потомки продемонстрировали свою предрасположенность к греху (Шабат 58б, Бава Батра 75б)? Разве не все люди греховны, ведь " нет на земле такого праведника, который творил бы только благо и не погрешил бы" (Экклезиаст 7: 20)?

Общее мнение таково, что смерть сама по себе отражает моральное несовершенство, присущее всему человечеству; если бы человек был совершенен, он мог бы избежать смерти или облегчить ее муки. Пророк Исайя донес до нас свое эсхатологическое видение мира, в котором человек достигнет совершенства и смерть будет побеждена. " Уничтожит Он смерть навеки, и сотрет Господь Бог слезы со всех лиц" (Исайя 25: 8). В конце концов человек преодолеет свою смертность.

В скорби мы размышляем о связи смерти с грехом, о своей жизни и раскаиваемся в своих проступках. Мы думаем о собственной смертности, об ответственности и о необходимости исправления своих ошибок. Экклезиаст советует (7: 2): " Лучше пойти в дом скорби, чем пойти в дом пира, ибо таков конец каждого человека, и живой пусть обратит внимание".

Сефер hа-Хинух недвусмысленно приравнивает авелут к тшуве. Когда человек переживает смерть своего близкого, к которому он был привязан, Тора требует совершения определенных действий, концентрирующих его мысли на скорби, чтобы он понял, что его скорбь имеет отношение к греховности. " Ибо не по своеволию сердца Своего причиняет Он страдания и печалит сынов человеческих" (Плач Иеремии 3: 33). Размышляя таким образом, человек направит свои помыслы на тшуву и раскается; но злодеи полагают смерть случайностью, говоря: " Участь сынов человеческих и участь скотины - одна и та же участь: как тем умирать, так и этим" (Экклезиаст 3: 19). Соблюдение семидневного, тридцатидневного и годичного траура - это оправдание Суда, которое отвергает пессимизм нигилистов и утверждает, что мир управляем праведным Богом, Чьи пути порой непостижимы.

То, что скорбь приравнивается к тшуве, хорошо видно из обычая времен Талмуда, когда скорбящие переворачивали свои ложа. Бар Капара так объясняет эту символику: Бог сказал: " Я наделил их Моим образом, но из-за их грехов Я перевернул его. Поэтому пусть ваши ложа будут перевернуты" (Моэд Катан 15б). Раши объясняет, что имеется в виду " духовный образ Бога", целем Элоким, который дан всем людям, но опорочен грехом.

Объяснение Бар Капары становится понятным, если принять во внимание, что в Талмуде и Мидраше слово мита (ложе, постель) символизирует роль человека как отца и учителя, как продолжателя рода и наставника. Каждый человек как в биологическом, так и в духовном смысле - мостик между прошлым и будущим в передаче Традиции. В этом контексте мита - с одной стороны, " агент" в продолжении рода, а с другой - место, откуда исходят слова учения. Если человек не смог исполнить этот двоякий долг, он тем самым принизил свой Божественный образ, и это может повлечь за собой наказание. Поэтому перевернутое ложе символизирует смиренное признание скорбящим своей вины и просьбу о прощении.

Впоследствии переворачивание ложа заменил другой обычай - поворачивать зеркала к стене или закрывать их. Символика же осталась прежней: скорбящий сознает, что образ его не так светел, как должен быть. Человек признает свою вину, и закрытое зеркало представляет собой его видуй (молитву признания грехов).

" Издалека Господь явился мне"

Акт раскаяния вызывает в человеке такие же ностальгические чувства, какие скорбящий испытывает по отношению к умершему. Кающийся переживает потерю драгоценной Божественной близости. " Издалека Господь явился мне: любовью вечной возлюбил Я тебя" (Иеремия 31: 2). Кающийся ощущает, что Бог удалился от него недостижимо далеко. Когда-то Он был близок, жизнь представлялась осмысленной, содержащей моменты святости. Но затем человек стал погружаться в мелочную будничность с ее сиюминутными радостями. Ради этого он пожертвовал близостью Бога, отказался от самого драгоценного.

Поначалу отчуждение было едва заметно, с трудно различимыми последствиями. Подобно тому как скорбящий осознает необратимость своей потери лишь после шива и шлошим - семидневного и тридцатидневного траура, - с опозданием понимает он, что утратил основу своего существования, все, что придавало его жизни смысл и стабильность. " Я чувствую себя отверженным. Мне не к кому обратиться, не к кому воззвать из глубин моего падения. Врата Небес закрыты для меня. Мой путь ведет в никуда". Но вдруг происходит чудо. " Издалека Господь явился мне". Из непостижимой дали он слышит легкий шепот: " любовью вечной возлюбил Я тебя". Бог тоже скорбит о разлуке; Он тоже одинок; Он ждет терпеливо. Наши прегрешения погружают нас в духовную скорбь, но путь к примирению открыт для нас, как бы ни был он труден и долог.

Умерший не вернется к нам, хотя обычаи авелут отчасти облегчают нашу боль. Но что касается тшувы по отношению к Богу, Тора уверяет нас: " Искать станешь Господа, Бога твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею" (Второзаконие 4: 29).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал