![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Звуки В, Вь, Ф, ФЬСтр 1 из 4Следующая ⇒
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет Издатель ■ — А. Казаков Редактор — Н. Ильякова Корректор — И, Максимова Обложка — Я. Залипаева Оригинал-макет — А. Комолое ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom_logoped@newmail.ru Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1, 5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1295. Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1. © Егорова О.В., 2004. ISBN 5-296-00536-8 ©
Введение Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми. Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша. Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др. s В данном пособии автором собран и представлен материал-по постановке, автоматизации и дифференциации звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ. Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела: 1. Артикуляция звука. 2. Постановка звука. 3. Практический материал по автоматизации и дифферен Методические рекомендации Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. 2 На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша. Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д. Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи-■ тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.
ЗвукФ Артикуляция звука Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная. Постановка звука 1 способ', по подражанию. При произнесении звука лого 2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в 3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя Практический материал по автоматизации звука Ф 1. Повтори слоги. Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф Фу-фу-фу Фо-фа- фу- фы Оф-оф ~оф Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф 2. Повтори слова. Звук в начале словя: Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер. Звук в середине слова: Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз. Звук в конце слова: Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф. Стечение согласных звуков в слогах и словах: Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры. 3. Повтори предложения. Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон. 4. Повтори скороговорки. У Пифа гость - Паф, У Фани - фуфайка, У Пафа гость - Пиф. У Пети - туфли. Флот плывет к родной земле, Флаг на каждом корабле. 5. Повтори загадку. Он высокий и пятнистый, Этот глаз - особый глаз. С длинной-длинной шеей, Быстро взглянет он на вас, И питается он листьями - И появится на свет Листьями с деревьев. Самый точный ваш портрет. (Жираф) (Фотоаппарат) 2-1295 Метко сыплют игроки Мне ногами тумаки. (Футбольный мяч)
|