Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звуки В, Вь, Ф, ФЬ






Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Издатель ■ — А. Казаков

Редактор — Н. Ильякова

Корректор — И, Максимова

Обложка — Я. Залипаева Оригинал-макет — А. Комолое

ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom_logoped@newmail.ru

Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1, 5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1295.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

© Егорова О.В., 2004. ISBN 5-296-00536-8 ©

 

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др. s

В данном пособии автором собран и представлен материал-по постановке, автоматизации и дифференциации звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ.

Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифферен­
циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки,
скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­
ния, рассказы и игры).,

Методические рекомендации

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных пози­циях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков. 2


На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, ког­да ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, по­ощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи-■ тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

 

 

ЗвукФ

Артикуляция звука

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посе­редине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние рез­цы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от сле­дующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

Постановка звука

1 способ', по подражанию. При произнесении звука лого­
пед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ре­
бенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним рез­
цам, а верхняя поднимается.

2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в
должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив
верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем под­
нимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлектор-
но поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя
пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех
пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно под­
тягивать нижнюю губу кверху.

Практический материал по автоматизации звука Ф

1. Повтори слоги.

Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф

Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф

Фу-фу-фу Фо-фа- фу- фы Оф-оф ~оф

Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф

2. Повтори слова.

Звук в начале словя:

Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь,


форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.

Звук в середине слова:

Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.

Звук в конце слова:

Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.

3. Повтори предложения.

Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

4. Повтори скороговорки.

У Пифа гость - Паф, У Фани - фуфайка, У Пафа гость - Пиф. У Пети - туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

5. Повтори загадку.

Он высокий и пятнистый, Этот глаз - особый глаз.

С длинной-длинной шеей, Быстро взглянет он на вас,

И питается он листьями - И появится на свет

Листьями с деревьев. Самый точный ваш портрет.

(Жираф) (Фотоаппарат)

2-1295


Метко сыплют игроки Мне ногами тумаки.

(Футбольный мяч)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал