![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические проблемы в американской психологии развития
Егорова М. С. Вопросы психологии 1979 № 3 (НИИ общей и педагогической психологин АПН СССР, Москва)
С начала 50-х гг. появляются работы, в которых выражается сомнение в адекватности традиционных методов исследования — лонгитюдинального и поперечных срезов — для оценки онтогенетических изменений. Ограниченность метода поперечных срезов (сравнительно-возрастного) проявляется прежде всего в том, что информация об изменениях исследуемого параметра, получаемая с его помощью, основывается на усреднении данных. Это вносит в характеристики рассматриваемой функции разные по происхождению и степени искажения. С помощью этого метода невозможно провести анализ индивидуальных данных, позволяющий выделить различные типы развития и представляющий поэтому наибольший интерес для возрастной психологии. Кроме того, применение метода поперечных срезов предполагает эквивалентность сравниваемых в эксперименте групп по всем параметрам, кроме возраста. Но выполнение условия однородности выборок, в свою очередь, зависит от успешности разрешения двух проблем. Первая состоит в выделении огромного числа переменных, оказывающих влияние на изучаемую функцию, а также в определении роли каждой из них и в создании способов контроля этих переменных в эксперименте. Вторая проблема, представляющаяся принципиально неразрешимой, связана с принадлежностью испытуемых, одновременно участвующих в эксперименте, к различным поколениям. Вследствие этого они в одинаковом возрасте неизбежно подвергаются разным воздействиям постоянно меняющихся внешних условий, что делает невозможным отнесение полученных различий между группами на счет только возрастных эффектов. Результатом изменений, происходящих и в обществе в целом и в специфических группах населения, является, например, периодически возникающая необходимость серьезной переработки уже стандартизированных однажды методик (Appleton, Clifton, Goldberg, 1975; Koppen-Thulesius, Teichmann, 1972; Zajonc, 1975). Так, в ряде работ, обзор которых дан у Апплетона с соавторами (Appleton et al., 1975), показано, что стандартизированные в 1936 г. шкалы Бейли для оценки психомоторного развития ребенка через 15 лет в значительной степени утратили свою диагностирующую способность и потребовалось проведение дополнительных исследований для установления новых норм. Возможности лонгитюдинального метода в исследовании процессов развития значительно шире. Сам метод кажется более естественным для диагностики изменений, происходящих с течением времени. Он позволяет получить статистически более надежные результаты, поскольку измерения каждого индивида проводятся неоднократно. С его помощью можно найти связь между показателями некоторого свойства, полученными в разное время, т. е. описать его изменение во времени, что позволяет делать более обоснованные выводы относительно общих закономерностей. При использовании лонгитюдов значительно реже встречается и легко контролируется в эксперименте наиболее типичная и трудно устранимая ошибка сравнительно-возрастных исследований — подмена возрастных изменений средовыми. Так, Нелсон (Nelson, 1954), измеряя личностные свойства у группы испытуемых в студенческом возрасте и по прошествии 15 лет, обнаружил значимое изменение ряда свойств. Проверка, однако, показала, что этот результат не является функцией возраста, так как те же свойства контрольной группы студентов, замеренные во время второго тестирования основной группы, возросли на такую же величину. Таким образом, полученные данные свидетельствуют не о взрослении исследуемой выборки, а об изменениях в обществе, затронувших самые разные возрастные группы. На этом примере видно, как несложная проверка позволяет развести возрастные и средовые эффекты в лонгитюдинальном исследовании. Однако достоинства лонгитюдинального метода не являются гарантией того, что интерпретация результатов исследований, [159] проведенных этим методом, будет очевидной и непротиворечивой. Наблюдаемые в лонгитюде изменения часто свидетельствуют не о собственно возрастных эффектах, а о тех, которые являются следствием неидентичности условий измерения в различных экспериментальных сериях (тренировки, появляющейся в результате повторного тестирования, нестабильности мотивации и интереса испытуемого, изменения самого экспериментатора, который из года в год не может оставаться тем же самым, и т. д.). Различия в источниках ошибок, присущих каждому из традиционных методов, применяемых для оценки изменений, происходящих в онтогенезе, привели к существенному расхождению результатов исследований, проведенных разными методами (Kuhlen, 1963; Baltes, 1968; Schaie, 1970, 1972; Schaie, Strother, 1968). В частности, возрастные кривые, полученные методом поперечных срезов, обычно оказываются более крутыми по сравнению с кривыми тех же функций, построенных по данным лонгитюдов (Baltes, 1968), а иногда и вообще не совпадают по форме: одна свидетельствует о развитии функции, а другая — с ее спаде (Schaie, Gribbin, 1975). Попытки создания способов сопоставления результатов того и другого метода, хотя и не были абсолютно бесплодны (Schaie, 1970), не могли стать продуктивными для решения кардинальных проблем психологии развития, поскольку некорректность прямого сопоставления данных лонгитюдинального и сравнительно-возрастного методов явилась следствием их основного порока — невозможности выделения ими собственно возрастных различий. Для решения этих трудностей, значительно переросших только методические, необходимо было сконструировать способы контроля тех характеристик, которые в эксперименте, организоранном по одной из обычных схем, неотделимы от возраста. В этом направлении и велись поиски (Bell, 1953, 1954; Davis, 1954; Kuhlen, 1963; Welford, 1961). Способ, в наибольшей степени преодолевающий ограниченность сравнительно-возрастного и лонгитюдинального методов, был предложен в 1965 г. Шайи, который вслед за Кессеном (Kessen, 1960) предложил учитывать в онтогенетическом исследовании кроме возраста еще две переменных. Одна из этих переменных — время измерения, (или ситуация) — обычно маскирует возрастные эффекты в лонгитюдинальном исследовании и рассматривается (Schaie, 1967) как совокупность всех средовых факторов, при которых были получены экспериментальные данные. Кроме показателей физической и социальной среды в эту переменную принято включать также состояния субъекта и экспериментатора, поскольку и они являются частью экспериментальной ситуации. В качестве второй переменной была выделена специфическая популяция, или когорта, характеристики которой накладываются на возрастные в сравнительно-возрастном исследовании. В психологическом исследовании когорта определяется временем рождения: людей, родившихся в некоторый общий промежуток времени, длина которого зависит от цели исследования и может варьировать от месяца до нескольких лет (обычно же равняется году), относят к одной когорте. Предполагается, что эти три переменные — возраст, когорта и время измерения — соответствуют функционально различным источникам вариативности, влияющим на процесс развития: возраст — процессу созревания; время измерения — сре-довым влияниям, оказывающим ситуационное воздействие; когорта — общесредовым и генотипическим воздействиям. Для того чтобы можно было оценить вклад в конечные результаты каждой из трех переменных, Шайи предлагает три метода исследования, или, как он их называет, три последовательные стратегии, Такое название связано с тем, что все они основаны на измерении последовательности значений любых двух переменных из трех, т. е. на построении трех матриц данных — когортно-возрастной, ситуационно-возрастной и ситуационно-когортной. Таблица 1
В табл. 1, где строки обозначают когорты, столбцы — время эксперимента, а диагонали, образованные пересечением строк и столбцов, — возраст испытуемых, представлена простейшая схема эксперимента, включающая в себя все три последовательные стратегии. Буквы Б, В, Д, Е обозначают выраженные количественно показатели, которые необходимо получить для проведения самого простого когортно-по-следовательного исследования. Такое исследование имеет своей целью рассмотрение когортно-возрастной матрицы данных, или, другими словами, анализ лонгитюди-нальных последовательностей нескольких когорт (в данном случае двух последовательностей, БВ и ДЕ, когорт 1952 и 1953 гг. рождения). С помощью этого метода можно описать возрастные различия по изучаемому свойству на протяжении всего исследуемого возрастного периода (в [160] данном случае для восьми и для девяти лет — Б+Д vs B+E и когортные различия во всех исследуемых возрастах (Б+В vs Д+Е). Что же касается различий, обусловленных временем измерения, то их данным методом выделить нельзя, так как из трех экспериментальных ситуаций — 1960, 1961 и 1962 гг. — только в одной, в 1961 г., есть все интересующие исследователя возрастные группы. Ситуационно-последовательный метод включает в себя анализ рассматриваемых характеристик во всех возрастах и во всех экспериментальных сериях. При использовании этого метода (простейший его случай обозначен в табл. 1 буквами А, Б, В, Д) экспериментальные показатели образуют ситуационно-возрастную матрицу данных и позволяют выделить возрастные различия между всеми исследуемыми возрастами (А+В vs Б + Д), определить средовые изменения, повлиявшие на все возрастные группы (А+Б vs В+Д), и не дают возможности получить когортные различия, так как в этом методе не все когорты представлены всеми возрастами. Так, в приводимом примере только для когорты 1952 г. есть данные и по восьми- и по девятилетней возрастным группам. Метод последовательного анализа поперечных срезов (буквы Б, В, Г, Д в табл. 1 демонстрируют его простейший случай) может быть использован тогда, когда имеются данные обо всех когортах (здесь — 1952 и 1953 гг.) во всех экспериментальных ситуациях (1960 и 1961 гг.). Единственная переменная, которую в данном случае нельзя отделить от двух других, — это возраст, поскольку семилетние (Г) и девятилетние (В) дети участвуют в эксперименте по одному разу, а результаты обследования восьмилетних детей, хотя и получены дважды (Б и Д), относятся к разным экспериментальным ситуациям (1960 и 1961 гг.) и описывают детей, принадлежащих к разным когортам (1952 и 1953 гг.). Каждый метод позволяет определить две из трех предложенных Шайи переменных, причем обычно в экспериментальных условиях их вес в общей вариативности результатов не равноценен. Так, ситуационно-последовательный метод, в котором могут быть выделены и возрастная и ситуационная переменные, идеально подходит для описания возрастных различий на протяжении любою исследуемого периода. Информация же, получаемая о второй переменной — времени измерения, как правило, ограничена. Это вызвано тем, что количество Экспериментальных серий в проводимом по описываемой схеме эксперименте обычно меньше числа сравниваемых групп. Например, в исследовании Болтса и Нессельрода (Baltes, Nesselroade, 1974) пять возрастных групп измерялись трижды. В работе Шайи и Стротера (Schaie, Strother, 1968) восемь возрастных групп участвовали в эксперименте два раза. Надо также учесть, что в данном случае выявляются только такие ситуационные влияния, которые не могут оказывать длительного воздействия на индивида. Примером воздействия такого типа может быть описанное Кодлпным и Томпсоном (Kodlin, Tompson, 1958) замедление темпов физического развития у подростков в годы депрессии, которое оказалось временным эффектом и не привело к отличию в физическом развитии во взрослом возрасте когорт, подростковый период которых пришелся на годы депрессии. Если бы это произошло, то диагностирование такого эффекта ситуационно-последовательным методом стало бы невозможно, поскольку когортные эффекты в нем' не выделяются, и потребовалось бы применение когортно-последовательной стратегии, требующей значительно больше времени, чем ситуационно-последовательная, но незаменимой при разделении когортных и возрастных эффектов в тех случаях, когда наблюдаемые изменения связаны с совокупными средовыми воздействиями, приводящими к различиям между поколениями испытуемых. Что касается третьего предложенного Шайи метода, то он может дать интересную информацию о некоторых социально-психологических феноменах, например о динамике интересов у взрослых людей, так как возрастные изменения интересов не столь велики, как ситуационные и когортные, т. е. этот метод применим при изучении социокультурных изменений на больших группах. Следующий вопрос, рассмотренный Шайи, касается возможностей объяснения получаемых фактов, поскольку ценность онтогенетического исследования, результаты которого сведены просто к описанию обнаруженных изменений, весьма невелика. Предлагаемый Шайи способ вероятностной интерпретации данных (Schaie, 1965, 1973) основан на одновременном применении всех трех стратегий. Опишем применение этого способа. Допустим, при проведении когортно-последо-вательного и ситуационно-последовательного методов были обнаружены лишь возрастные различия, когортные и ситуационные же были равны нулю. При проведении метода последовательного анализа поперечных срезов были обнаружены как когортные, так и ситуационные различия, причем значения их были равны друг другу. Сопоставление всех этих данных свидетельствует о том, что действительной детерминантой наблюдаемых в эксперименте изменений в данном случае является только возраст. Аналогично, если результат является функцией двух из трех рассматриваемых переменных, например возраста и когорты, то возрастные различия, полученные в ситуационно-последовательном методе, будут значительно больше возрастных различий, полученных в когортно-последовательном, потому что во втором случае [161] возрастные различия выделены в чистом виде, а в первом они смешаны с когортными. По той же причине когортные различия в методе последовательного анализа поперечных срезов больше, чем в когортно-последовательном. Ситуационные различия в ситуационно-последовательном методе являются следствием их связи с когортными, а в методе последовательного анализа поперечных срезов — с возрастными. В когортно-последовательном методе проявляются взаимосвязи между переменными, указывающими на различные возрастные изменения в разных когортах. Введение трех переменных и применение последовательных стратегий позволило более четко разграничить два распространенных в возрастной психологии понятия — «возрастные различия» и «возрастные изменения», которые довольно часто смешивались друг с другом (Schaie, 1967). Исследование возрастных различий в случаях, когда неважно, детерминируются ли они только возрастом, только когортой или же связаны и с тем и с другим, может проводиться обычным методом поперечных срезов (в табл. 1 показатели, свидетельствующие о возрастных различиях, обозначены буквами А, Б, Г). Во всех остальных случаях необходимо расширить схему эксперимента и провести последовательные исследования либо поперечных срезов, либо ситуаций. О возрастных изменениях информацию можно получить из обычного лонгитюди-нального исследования. В табл. 1 показатели этих изменений обозначены буквами Г, Д, Е. Для того чтобы полученные результаты не являлись когортно-специфическими, надо дополнить исследование данными, которые позволят провести последовательный анализ (либо когортный, либо поперечных срезов). Достоинства последовательных стратегий заключаются также в том, что их применение продемонстрировало на фактическом материале необходимость проведения когортного анализа, причем, как показали полученные данные, принадлежность к некоторой когорте является значимой характеристикой человека независимо от того, какой период его жизни рассматривается — младенчество, детство, подростковый или же взрослый возраст. Иллюстративными с этой точки зрения являются обзоры ряда европейских (Koppen-Thulesiurs, Teich-mann, 1972) и американских (Appleton, Clifton, Goldberg, 1975) исследований интеллекта, в которых отмечены акселеративные тенденции в развитии интеллекта и повышение его уровня, наблюдаемое у более поздних когорт по сравнению с ранними во всех возрастных группах, начиная с младенческой. В одном из наиболее интересных исследований, связанных с детским возрастом, проведенном под руководством Болтса (Baltes, Reinert, 1969; Baltes, Reinert, 1970), изучались некоторые интеллектуальные характеристики восьми-, девяти- и десятилетних школьников. Примечательна эта работа тем, что когортные различия в ней были установлены, несмотря на крайне незначительную для этого возраста разницу между когортами — всего 4 месяца. Когортные различия в детском возрасте отмечаются также в работах Гуле (Qoulet, 1975; Gouiet, Hay, Barday, 1974; Goulet, Williams, Hay, 1974), Риза (Reese, 1974, 1976). Убедительные данные о значении когорт-ных изменений получены на подростковом возрасте (Walsh, Ferrell, Tolone, 1976; Baltes, Nesselroade, 1972; Nesselroade, Baltes, 1974). Например, Болте и Нессельрод (Baltes, Nesselroade, 1972, 1974), рассматривая изменения, происходящие в структуре личности подростка, обнаружили существенные межкогортные различия, свидетельствующие об отсутствии нормативных тенденций в развитии личностных характеристик и об относительно.небольшом вкладе возрастной переменной в это развитие. Есть доказательства существования когортных влияний и во взрослом возрасте (Schaie, Strother, 1968; Nesselroade, Baltes, Schaie, 1972; Schaie, 1970; Schaie, Labou-vie, Buech, 1973; Baltes, Schaie, 1976; Schaie, Parham, 1976). Так, Шайи и Пархам (1976) провели семилетнее исследование некоторых свойств личности и обнаружили у испытуемых, вошедших в 8 когорт (от 21 до 71 года), значительные межкогортные различия; что же касается изменений, происшедших внутри каждой когорты за время эксперимента, т. е. изменений возрастных, то они оказались в большинстве своем незначимы. Фактов, свидетельствующих о том, что когортные эффекты вносят определенный вклад в вариативность результатов. возрастных исследований, немало. И хотя нельзя сказать, что статус когорты как переменной, связанной с онтогенетическими изменениями, полностью установлен, большинство исследователей считают необходимым учитывать ее в эксперименте. Вторая переменная, введенная Шайи в возрастное исследование, — время измерения или ситуация — была принята далеко не так единодушно и вызвала поток критических замечаний, которые были обобщены Болтсом (Baltes, 1968). Болте, основываясь, во-первых, на том, что компоненты трехфакторной модели Шайи не являются полностью независимыми, т. е. на теоретической возможности определения любой переменной на основе двух других, и, во-вторых, ссылаясь на сложность интерпретации времени измерения без разложения значения этого компонента на возрастные и когортные эффекты, счел возможным исключить из специального рассмотрения когортно-ситуационные и ситуационно-возрастные матрицы данных, строящиеся при участии времени измерения, как не дающие, по его мнению, информацию, окупающую затраты довольно громоздкого эксперимента. Для разделения же значений двух оставшихся переменных он преддожил [162] две двухфакторные модели экспериментов, основанные на комбинации лонгитюдинального и сравнительно-возрастного методов (Baltes, 1968).
Одна из этих моделей представляет собой одновременное проведение параллельных лонгитюдинальных исследований. В табл. 2, строки которой обозначают когорты испытуемых, а столбцы — их возраст, результаты исследования, проведенного таким методом, обозначены символами n1— n8. В нем получены данные по двум когортам и двум возрастам. Поскольку в любом лонгитюде можно получить возрастные изменения исследуемой выборки для данной когорты, а сравнение результатов нескольких лонгитюдов (по сути дела, данных по нескольким когортам) позволяет определить когортную специфичность полученных результатов, применение такого метода действительно дает возможность отделить возрастные эффекты от когортных. Примером второй модели Болтса могут служить проводящиеся на протяжении ряда лет сравнительно-возрастные исследования. В табл. 2 такое исследование изображено в виде диагонали (символы п8—п15) и состоит из двух экспериментов (1966 и 1967 гг.), для каждого из которых были отобраны 11-, 12-, 13- и 14-летние дети, причем члены самой младшей (1956 г.) и самой старшей (1952 г.) когорт участвовали в эксперименте по одному разу, а всех остальных — по 2 раза. Так как каждое сравнительно-возрастное исследование может свидетельствовать о возрастных различиях, а сопоставление нескольких таких исследований позволяет судить о когортных влияниях на эти различия, то и в этом методе осуществляется разделение когортных и возрастных компонентов, В отличие от первой модели Болтса — последовательности лонгитюдов, — основанной на повторяющихся измерениях, эта модель может состоять полностью нз измерений независимых. Аналогичная двухфакторная модель оценки онтогенетических изменений была предложена Кеттелом (Cattell, 1970), но описывать ее отдельно не имеет смысла, так как ее отличие от модели Болтса фактически лишь терминологическое.
Вопрос о соотношении этих моделей с моделью Шайи является предметом оживленной дискуссии В ряде работ, например у Басса (Buss, 1973), они противопоставляются, хотя, на наш взгляд, нет оснований рассматривать эти подходы как альтернативные. В самом деле, экспериментальные показатели, необходимые для модели Болтса, образуют когортно-возрастную матрицу данных (табл. 2), но такая же матрица получается при использовании когортно-последовательного метода Шайи, модификацией которого, таким образом, и является предложенная Болтсом двухфакторная модель. Если также учесть, что Шайи (Schaie, 1965, 1973) считает когортно-последователькый метод наиболее соответствующим задачам психологии развития, то расхождения во взглядах авторов становятся не столь непримиримыми, как это может показаться на первый взгляд, и основной пункт этих расхождений — признание или же отрицание необходимости выделения в эксперименте времени измерения наравне с возрастом и когортой — становится значительно менее острым. Тем не менее вопрос о целесообразности выделения этой переменной все же обсуждается, поскольку отказ от нее, по мнению ряда авторов (Botwinick, 1973; Wohlwill, 1973), обеднит онтогенетическое исследование. Сам Шайи, признавая факт зависимости между возрастом, когортой и временем измерения, не считает это достаточным [163] основанием для отказа от трехфакторной модели, поскольку существует теоретическое основание для разделения этих переменных. Вохлвилл (Wohlwill, 1973) поясняет возможность такого концептуального разделения взаимозависимых переменных на примере исследования раннего опыта. В таком исследовании обычно выделяется возраст начала эксперимента (Вн), продолжительность эксперимента (П), интервал между концом эксперимента и началом тестирования (И) и возраст, в котором проводится тестирование (Вт). Очевидно, что только три из четырех переменных независимы, так как Вн+П+И = Вт. Более того, зависимость существует и между любыми тремя переменными. Например, П ≤ Вт—Вн. Тем не менее исследователь, интересующийся критическими периодами, будет совершенно справедливо рассматривать возраст начала эксперимента и его продолжительность как независимые переменные, а при изучении сохранности эффектов раннего опыта в качестве независимых переменных будут взяты возраст начала эксперимента и интервал между концом эксперимента и началом тестирования. Аналогично обстоит дело и с факторами Шайн. Хотя известно, что только два из них могут независимо изменяться, исследователь может выбирать любую пару, наиболее подходящую для исследуемой ситуации. Типичные кривые, предложенные Вохлвиллом (Wohlwill, 1970) и описывающие когортные и ситуационные эффекты, влияющие на изучаемую характеристику, представлены на рисунке. Когортные воздействия характеризуют скорость достижения асимптотического уровня и сам этот уровень, а ситуационные — средние баллы для данного времени измерения. Допустим, если изучается влияние телевидения на развитие языка у детей, то наиболее подходящим методом для диагностики этого влияния будет когортно-последовательный, позволяющий оценить когортные различия между детьми дотелевизионной и телевизионной «эры» вс взаимосвязи с возрастными. С другой стороны, появление определенных тем в рассказах или картинках детей в основном обусловлено ситуационными характеристиками, проявляющимися также во взаимодействии с возрастом и выделяемыми ситуационно-возрастным методом. Таким образом, в зависимости от выбираемой стратегии меняется группировка данных, что позволяет точнее интерпретировать полученные результаты и делать более обоснованные выводы об их природе. В целом фактический материал, касающийся целесообразности выделения времени измерения в исследовании онтогенетических изменений, немногочислен (Botwi-nick, 1973); Wohlwill, 1973; Schaie, 1973; Labouvie, 1975), и, хотя он склоняет к признанию самостоятельного значения этой переменной, сделать окончательные выводы относительно ее содержания и соотношения с когортой и возрастом в настоящее время не представляется возможным. Преждевременность оценок в такой же мере относится и к самим последовательным стратегиям, поскольку со времени их появления прошло полтора десятилетия — не так много для получения надежной эмпирической базы, необходимой для дальнейшего методического анализа, особенно если учесть, что последовательные методы предполагают проведение многолетних экспериментов. Тем не менее они высоко оцениваются специалистами в психологии развития, и репрезентативным в этом смысле может быть следующее высказывание Бот-виника (Botwinick, 1973, с. 229): «Трех-компонентная модель Шайи или ее двух-компонентная форма — это лучшая исследовательская стратегия из всех когда-либо предлагавшихся. Ее трудно организовывать, дорого проводить, и она далека от совершенства, но она обеспечивает наиболее адекватное на сегодняшний день разведение факторов, переплетающихся в возрастном исследовании». [164]
|