Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Удостоверение 14 страница






Простите, если найдете нужным, то я просил бы Вас прочесть это место в книге сообща, обсудить и принять к сведению. Еще скажу: нужно быть абсолютно искренним пред Господом, никогда не умалять, не оправдывать своих грехов, не искать им оправданий, наоборот, винить себя и говорить: “Вот такого-то дурного, никуда негодного пожалей, Господи, и спаси”.

 

* * *

 

Юлии Алексеевне

Зражевской

23/IX—49

 

Простите, что долго не писал. Нового у нас нет ничего. Зовут меня приехать в Козельск, но я послал отказ по разным причинам, а главное — не вижу воли Божией.

Сознание своего “Я” есть самое глубокое в душе человека, а, может быть, есть самосознание душой себя. Поэтому все, что непосредственно связано с “Я” (а к это­му принадлежит, прежде всего, тщеславие и гордость, и остальное), труднее всего и познать, и обнаружить, трудно все, что умаляет “Я” пред людьми и даже пред самим собой и пред Богом. Вот почему есть опасность даже на молитве не быть откровенным пред Богом и многое скрывать “в кустах”, как сделал Адам после грехопадения, т.е. загонять на задворки сознания, завалить хламом всякого самооправдания. Это очень опасно. А главное, совершенно не достигает цели, ибо Господь все равно знает все, даже раньше, чем мы сделаем что-либо неладное.

Надо в молитве всего себя обнажать пред Богом и ка­яться пред Ним, и просить у Него прощения и исцеления больной души своей.

Да поможет Вам Господь и благословит. Простите. Пишите.

 

 

* * *

Вере Николаевне

Зарудной

28/II—51

 

Получил Ваше письмо, посочувствовал Вашей скорби, причиной которой было не мое письмо, а Ваше душевное устроение. Вы, как мне кажется, не поняли моего пись­ма, иначе не скорбели бы так и не так плакали, а просто приняли бы к сведению, а если нашли бы справедливым, то и к исполнению. Вот я перепишу Вашу фразу: “Разве можно так хлестнуть, можно привести в от­чая­ние — “фундамент всей жизни гнилой”. Если вы идете по лесу, и Вам кто-то скажет: “Не идите влево по дороге, там опасно: болото и масса змей, а лучше идти вправо” — назовете ли человека этого жестоким и его фразу — плеткой?

Потом, подчеркнутая фраза, мне кажется, искажена. Речь шла о той жизни, какая началась у Вас с оставлением службы. Гнилой является мысль о каких-то особых достижениях и стремлениях, причем ставится вопрос и о том, “могу ли я то и то”, “будет ли от меня толк” и прочее подобное, в чем кроется мысль о какой-то особенной подвижнической, или что-то в этом роде, жизни. Тогда как надо думать о том, с чем мы предстанем пред Господом? Долг наш неоплатен, сил нет, ничего нет, чтобы оплатить. Остается плакать (не об обидах) пред милосердием Божиим и умолять о прощении.

В этом, и только в этом, и должна заключаться вся задача оставшейся жизни. Господь дает Вам на это свободное время, освобождает от забот о тленном. По силе своей старайтесь всю Вашу жизнь превратить в покаяние. Молитесь ли, делаете что доброе, выходите куда, старайтесь делать как грешная, непотребная, худшая всех ра­ба. Если откуда будут скорби, телесные или душевные — го­ворите се­бе: “Я достойно получаю по грехам моим, за­служиваю гораздо большего наказания; благодарю те­бя, Господи, что милостиво меня наказываешь для очищения грехов моих”.

Вот этот фундамент, вот эта дорога — правильны. Если не будет покаяния во всем — то все гнило, все непотребно, приведет не к цели, а отведет от нее. А цель — получить прощение всех грехов и через Крест Христов наследовать Царствие Божие по смерти. Этого желаю Вам и себе от всей души.

За все недолжное (мысль, чувство, слово, взгляды и проч., и проч.) немедленно мысленно от всего сердца вздохните к Господу и попросите прощения — и довольно. Не копайтесь больше, не разбирайте: я такая, я ся­кая. Все равно, мы себя не знаем и не можем правильно судить о себе. Господь — наш Судия. Наше дело просить за все прощения, а осуждать кого-либо, даже себя чрезмерно, — запрещено.

Вы вовсе не жестоковыйная, а как и все: добро перемешено со злом, жив ветхий человек, а новый еще младенец. Предадим себя и своих Христу Богу и по силе бу­дем делать и каяться в своем недостаточестве и своих погрешностях. Для Вас пост должен быть внутренний. Он труд­нее внешнего, поэтому люди и предпочитают внешний. Всячески поддерживайте телесные силы, чтобы быть способной и к внутреннему деланию.

Господь да поможет и вразумит, и благословит Вас.

 

 

* * *

Вере Николаевне

Зарудной

18/XII—51

 

Как стеснен отец Всеволод, так и многие; что возможно с ним, то и со многими.

Нет никаких оснований христианину отчаиваться, также и Вам. На все Ваши состояния скажу одно: все, даже свя­тые, нуждались в покаянии, тем более все мы. Обнажайте себя со всеми недостатками, грехами, сомнениями и проч., и проч. Обнажайте себя пред Богом с покаянием, с молитвою: “Господи, прости, Господи, помилуй, Гос­по­ди Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную” и проч. Это состояние (если оно для Вас понятно) может заменить все Ваши правила и проч. Они (т.е. правила) и должны привести к этому. Других же людей не осуждать и су­дить надо, а если вспоминаете о них, то молитвенно вздохните о спасении их и так заградите помысл осуждения. Читайте и слушайте Евангелие. Люди должны толь­ко облегчить послушание Евангелию, а не требовать послушания себе. К послушанию “во всем” теперь никто не способен. Покаяние все заменит.

Людям не открывайте себя. Господь да вразумит Вас и да спасет.

Не мечтайте и не праздномыслите, по силе боритесь с этим.

 

* * *

 

Вере Николаевне

Зарудной

29/10—53

 

Мир Вам!

У нас пока все по-старому. Празднословие, клевета не перестают, что вполне в порядке вещей мира сего. Нельзя ли сфотографировать портрет игум. Арсении, как мы сделали с Игнатия Брянчанинова?

Есть такое положение у опытных: “Если нет покаяния (искреннего, постоянного), то есть прелесть”. Слезы фальшивые очень и очень могут быть чистых слез достигают единицы, а плачут все. Надо в отношении о. Всеволода всегда делать поправку на его болезнь и занятность, если не можете принять как должное его, иногда, резкость и суровость.

Не требуйте от себя много. Больше берите покаянием. Всегда мы рабы неключимые. Держать это сознание легче, когда видим во всем свое недостаточество. А когда будем видеть себя хорошими, то без сомнения находимся в прелести.

Будьте здоровы и не унывайте. Дана заповедь, если уж не можем радоваться всегда, то хоть не унывать, а главное, надо за все благодарить. Вам это особенно надо: Вы обеспечены материально, имеете отдельную комнату, имеете друзей. Как не благодарить за все это! А уныние есть скрытый ропот. Избави Бог от этого.

Господь да благословит Вас и оградит от всякого зла.

 

* * *

Вере Николаевне

Зарудной

10/XI—54

 

Что Вы смущаетесь, что много спите и отдыхаете? Отдыхайте столько, чтобы почувствовать силу помолиться или что-либо по дому сделать. Если налагать на тело сверх его сил, то получите омрачение духа и еще худшее ослабление тела. Не требуйте от себя больше, чем можете. Надейтесь на милосердие Божие, а не на свои добродетели. Покаяние дано нашему времени взамен дел, коих не стало. Покаяние же рождает смирение и надежду на Бога, а не на себя, что есть гордость и прелесть.

Всякое смущение от врага. Не надо останавливаться на смущении и изнывать в нем, а отгонять его молитвою. На исповеди от Вас требуется перечислить те грехи, которые остались в памяти и тревожат совесть, а прочие общим итогом исповедать: словом, делом, помышлением согрешали. Вот и достаточно для Вас. А смущение после исповеди или от врага, или от сознательного скрытия каких-либо грехов. Если скрыли — в другой раз исповедуйте всё, и сокрытое, а если этого нет, то и обращать внимания нечего, а гнать, как и все прочие вражии мысли и чувства. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.

Быть искренней, значит не лгать пред Богом, не оправдывать себя, не лукавить, а предстоять такой, какая есть, со всеми мерзостями, и просить прощения и помилования.

У Игнатия Брянчанинова в пятом томе сказано: вера в истину спасает, а вера в ложь губит. Исключения в счет не идут. Ослицы не часто наставляют на истину, как было с Валаамом.

Если плохо (холодно) обошлись с человеком, то хоть при уходе извинитесь, объясните своей болезнью. Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть. Да и Господь прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним.

Простите. Господь да благословит Вас и вразумит на все доброе.

 

Помыслы

 

 

* * *

схимонахине Валентине

и сестрам

28/VI—49

 

Мир и спасение вам дорогие!

Прошу вас усердно помолиться за Дарью Михайловну, и при случае осторожненько напоминать ей о том, как святые угодники боролись с помыслами и другими вражиими кознями, как хитер враг, как преображается и в Ангелов, и в людей, и в зверей, и проч. и всячески ищет нашей погибели.

Средства борьбы: 1) с силой (с гневом) отвергнуть помыслы и внушения врага и 2) призвать на помощь Господа Спасителя, сознавая всегда свою немощь и греховность. Постоянное внимание себе, нежелание беседовать и смотреть на греховные, даже и пустые мысли и картины, и призывание от всего сердца имени Иисуса Христа — мо­жет возвести человека на высокую ступень духовной лестницы. Многие так научились сердечной молитве Иисусовой.

Господь молчал, когда его обвиняли, и не ссорился, а для пользы слушателей иногда объяснял дело, но если не принимали Его слов, то отходил. Надо учиться больше молчать и языком, и умом.

Мир вам. Простите. Прошу ваших св. молитв. Господь да благословит и спасет вас.

 

 

* * *

монахине Евпраксии

 

Получил твое письмо. Жалею м. Валентину, но Господь лучше знает, что нужно каждому человеку.

Относительно вашей обиды, что я не еду, скажу, что вы думаете о себе, а не считаетесь с другими; я никого из вас не осуждаю, жалею всех, хочу, чтобы все спаслись милостию Божиею, хотя бы и через большие скорби.

У меня строится дом[24]. Уехать на несколько дней в Козельск я пока никак не могу.

Сегодня еду в Москву: и дела, и Володю собираются рукополагать во священника в Москве. Мне необходимо ехать. Всем напомню: многими скорбями, болезнями, борьбой с грехом, покаянием и смирением входят в царствие Божие. Сеем в плоть — от плоти пожнем тление, скорби, неустройство и прочие плоды зла. Будем с помощью Божией духом подавлять греховные влечения, помыслы, слова, дела — стяжем мир душевный, твердость, ясность душевную и прочие плоды духа.

Скажу и тебе: можно ли жалеть, что не сделала зла? Развиваешь эти мысли и творишь грех, не менее тяжкий, чем самое зло, ибо растлеваешь душу беседой с бесами. Уже­ли Господь, питающий даже гадов, оставил человека? Брось все свои помыслы. Когда они придут, встречай их, как бесов, явившихся к тебе. От тебя зависит отогнать их молитвой и сокрушением сердца или впустить к себе, чтобы они нагадили в душе твоей и уш­ли, чтобы потом прид­ти в большем числе и еще сильнее уранить душу. Все вы не малые дети. Читаете, слушаете, а делания духовного бегаете. Только людей осуждаете, не зная ничего.

Когда будет возможно и Господь вразумит меня — я приеду. Будь здорова.

Передай привет и благословение Божие м. Валентине. Я думаю, что она не нуждается в особом утешении, сама должна других утешать, как и о. Мелетий. Я почему-то уверен, что она еще поживет, и я увижусь с ней. Прошу у нее прощения, и ее за все прощаю, если она в чем себя винит. Господь да поможет понести ей крест до конца. Не иначе, как только через крест все входят в славу Божию. Надеюсь, что она не лишится милости Божией.

Наши все очень жалеют м. Валентину, глубоко сочувствуют, шлют поклоны и обещают молиться за нее. Просят прощения и ее молитв. И я прошу ее молитв о мне грешном.

Мир всем вам и благословение Божие. Привет и благословение Божие всем знакомым. Простите и молитесь за меня.

 

 

* * *

 

монахине Евпраксии

1959 г.

 

Мир тебе! Спасибо за подарок — капусту свежую, но прости, что не ответил сразу на твое письмо о переходе к о. Сергию. Ты сама правильно сказала: “от добра добра не ищут”. Раньше я бы с радостью перешел в Козельск. Нравится мне и город, и люди, и природа. А теперь уже нет сил. С ужасом думаю о переезде, суете, разговорах мирских и проч. Я уже свой век доживаю. Все мне трудно: и сидеть, и лежать, и служить, перейти с места на место в комнате и то часто трудно. А если понуждаю себя, то бросает в пот, я и устаю. Где мне переехать! Надо на месте ждать смерти.

То, что ты писала в первом письме о помыслах — Бог тебя простит. Очень советую тебе проследить свою жизнь и покаяться не об одних делах, — это легче всего, а о всем устроении, о помыслах, о внутреннем движении ду­ши. Особенно о тщеславии, чем ты очень заражена, хотя раньше отрицала, когда я говорил тебе. Тщеславие уничтожает все доброе в человеке, гноит душу, делает непотребной для Бога и, следовательно, негодной для царствия Божия.

Не выносим мы, современные люди, никаких обличений. А ведь сказано: “Праведного или неправедного обличения отрицаяйся, своего спасения отрицается”. А мы из-за самолюбия и тщеславия готовы от всего отречься. Недаром многие “попы” отрекаются от Бога: обличили их в чем-либо — и сейчас они в газету статью. А что бы ни клеветали на веру и духовенство — все напечатают в газете, и нам ответить им не дают. Лежачего бьют и не стыдятся. Таково открытое растление совести. Это знамение времени. Спасайся, да спасет каждый душу свою. О других уж и думать нечего.

Спасайся и ты. Подавляй тщеславие и все произволение ветхого человека. Привет и благословение Божие всем, кто помнит меня. Прошу у всех молитв ко Господу о мне.

 

* * *

Ольге Н.Ч.

15/XII—62 г.

 

Спасибо за поздравление. Я потерял Ваше письмо, но осталось в памяти, что Вы благодарны за мое маленькое письмо... Помню также просьбу об N. Мне его очень жаль. Иногда я его с любовью вспоминаю и желаю ему освободиться от лап диавола. Надо ему не в философии и науке искать то, что потерял, а волевым усилием, не видевши, уверовать и строить свою жизнь по вере. Тогда придет помощь свыше, изгонит вражий мрак и удостоверит в истинности христианства с такой всемогущей си­лой и убедительностью, что он от всего сердца воскликнет: “Господи, готов идти на любые мучения, только не отрини меня от Себя! ” Это испытали все искавшие Бога. Ищи­те, и найдете, просите, и дастся вам, стучите, и отверзется вам. Кто есть от вас человек, его же аще вопросит сын его хлеба, еда камень подаст ему; или аще рыбы просит сын, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7; 711).

Зачем он питается свиной пищей и бросил Отцов! Неужели все они находились в обольщении, по его мнению? А если хоть один говорил истину, то и все христианство истинно. А мученики какими страданиями свидетельствовали об Истине, Которую они познали! Конечно, он нуждается в личном опыте. Пусть просит, и обязательно получит.

В своих скорбях не отчаивайтесь и не опускайте рук. Читайте чаще и больше Евангелие. Иисус Христос всех кающихся прощал, но и предупреждал: иди и впредь не греши. Прибегайте чаще к Нему, сознавайтесь в своих неправдах, просите помощи, понуждайте себя всегда, когда вслух, когда про себя, творить молитву Иисусову.

Да вразумит и сохранит Вас Господь от всякого зла. Если будете писать N, то передайте от меня поклон, а также скажите ему, что святые Отцы считают неверие такою же страстью, как блуд, тщеславие, гордость и проч. Здесь больше действует враг, чем человек. Бороться нужно с неверием, как и с прочими страстями, не рассуждением и беседой с помыслами, а изгнанием их волевым усилием (“не соизволяю”) и молитвой, особенно молитвой Иисусовой, по возможности, непрерывной, с просьбой от всего сердца о помиловании. От этого святого Имени, пред которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, ослабеет действие вражие, войдет в сердце мир, надежда и вера, и умиление... и прой­дет все искушение. А пока он будет читать научные и философские книги и всякие апологии, то увязнет еще глубже. Надо все это бросить и обратиться к Тому, Кто есть и Путь, и Истина, и Жизнь.

Да поможет ему Господь! Пишу это как брат, а не учитель.

 

 

* * *

Письма студентам

Московской духовной академии

3/V—60

 

Мир тебе. Нового у нас пока нет ничего. Если у тебя по действию вражию появится неверие в голове или (что хуже) в сердце — не придавай значения, а твердо с волевым напряжением скажи: “Верую, хочу верить, отыди от меня, сатана”. И больше не останавливай внимания ни на помыслах, ни на чувствах неверия, так же, как не обращаем внимания на хульные и скверные помыслы. Неверие св. Отцы причисляют к страстям, возникающим от внушений бесов на основе падшей природы человеческой. Потому и борьба с ними такая же, как и с прочими страстями: 1) отвлечь внимание, 2) усиленно творить молитву Иисусову 3) каяться в грехах, 4) иногда воздержание в пи­ще и молитва (сей род бесовский изгоняется молитвою и постом).

Если человек не принимает мер против неверия, не борется, как должно, то уже тем делается виновным в этих помыслах и наказывается этим самым неверием, как и всеми страстями наказывается, если не борется с ними.

Наверно уже надоело тебе. Будь здоров.

 

 

* * *

 

Письма студентам

Московской духовной академии

3/II—62

 

Чужая боль никому не больна, кроме очень, очень близких. В спор и объяснения ни с кем не входи. Всячески не ищи похвалы или высокого мнения от людей. Что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Будь дурачком (“безумным”) в очах людей, чтобы стать мудрым пред Богом.

Я тебе не напоминал здесь, но помню послушание, данное тебе: всеми силами отгонять немедленно два помысла[25]. Учись это делать всеми средствами, самое важное из которых — имя Господа Иисуса Христа. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Так и с помыслами, так и с разными скорбями, нападениями бесов или их орудий и даже с болезнями. Приучайся понемногу к невидимой брани. Приобретай опыт, без чего все здание (семинарское, академическое и свое личное) рухнет, и будет падение сие велие. Небо и земля прейдут... и проч. Применяй к себе слова Нового Завета, который вы проходите и ко всему. С этой точки зрения рассматривай и свое настоящее и будущее, и всей жизни. Многое уяснится. Ищи прежде Царствия Божия, а не личных интересов, тогда приобретешь и то, и другое, а при обратном делании потеряешь и личное счастье и не найдешь Царствия Божия, которое внутри нас, следовательно, и блаженство внутри нас, а не вне. Это ясно и доказано бесчисленными примерами.

Эти дни я читал жития Антония Великого, Макария Египетского, митр. Алексия, Максима Исповедника и др. Великое дело читать такие биографии. Душа освежается.

Да хранит тебя Господь. Спасайся!

 

Прелесть

 

 

* * *

монахине Сергии

14/II48.

 

Буду говорить о затронутых Вами вопросах.

Вы пишете “много дум вызывает его слово о недеятельности, беспопечении”. Эти понятия совершенно различны. При крайней даже степени “беспопечения” может быть самая активная деятельность внутренняя, а может быть и внешняя. Что можно наблюдать у Н [о. Никона]? Мне кажется так: у него всегда идет внутренняя деятельность, но, безусловно, недостаточно активная, по двум причинам. Первая — недостаточная напряженность воли. Это его грех. Вторая, может быть безгрешная — свойство его организма. Нет помощи со стороны тела, (я намеренно не говорю “ветхого Адама”, ибо последнее понятие шире), как бывает у здоровых, особенно молодых, когда физическая энергия побуждает искать движения, работы, когда тело требует деятельности. Этого у Н. давно нет. Всегда надо принуждать себя ко всякой физической деятельности. Прибавьте к этому некоторые его личные черты: стеснительность при чужих людях, отсутствие интереса к их разговорам, нежелание оторваться от своего дела (потому что еще не привык быть в себе при людях) и прочее. Вот и получается то, что Вы назвали “недеятельность”. Возможно, что бессознательно даже эти отрицательные свойства прикрываются благой мыслью: “да будет во всем воля Божия”, или “если угодно воле Божией, то все устроится” и под.

Вы пишете: “мне иногда страшно за Н., чтобы он не впал в прелесть... что Ахиллесова пята для Н. в слишком малом ценении всякой формы”. Если вы эти две мысли связываете воедино, то, каюсь, я не могу уловить этой связи. Что Н. не ценит “всякой формы” — вполне с Вами согласен. Только скажу, что это неценение не исходит из головы, т.е. каких-то рассудочных соображений, и не из гордости (так мне кажется, может быть ошибаюсь?), а как-то изнутри. Н. слишком отчетливо сознает превосходящую всякое разумение ценность “внутреннего”, крохи которого доступны ищущему и без особой формы, если только мы с Вами не понимаем слово форма[26]*) по разному. Считаю нужным сказать, что Н. безусловно признает необходимость Церкви со всеми Таинствами для всех, а для многих и всю обрядность, не всегда обязательную для всех. Мне кажется, что мы живем в такое время, когда умение и способность обходиться с минимумом внешнего при правильной внутренней жизни не будет минусом, а плюсом, особенно в дальнейшем. Только это труднее, не всем доступно, и надо иметь некоторую способность к этому. Н., может по ошибке, считает именно, что несколько способен обходиться с минимумом форм. (Не пугайтесь, а если хотите, в дальнейшем обсудим подробнее этот вопрос).

Мысль о возможности для Н. впасть в прелесть, конечно, верна, верна не только для Н., но и для всех. Если же говорить об Н., то надо указать специфические особенности его, могущие привести его к этому. В широком смысле все человечество находится в прелести, и дело христианства освободить каждого верующего из этого состояния. Игнатий Брянчанинов в согласии с древними учителями считает, что выводит из прелести и не допускает впасть в нее делание покаяния и плача сердечного. Прелесть есть высокий взгляд на себя, на свои разумения, чувствования (аки духовные), на делания. Плач покаянный сердца есть состояние как раз противоположное указанному, погашающее все виды высокоумия, приводящее постепенно к Смирению. Мне кажется, что Н. сознает это и по силе стремится к деланию покаяния, а успеет ли в этом, кто может предсказать? Помогите ему Вашим внутренним деланием. Брат от брата помогаем, яко град огражден.

 

 

* * *

монахине Сергии

 

Бояться впадения в прелесть надо каждому. Блюдите, како опасно ходите.

Все мы падшие люди, и это падение может сказаться даже неожиданно в каждом так или иначе. Боже, милостив буди к нам грешным. Милость Божия да покроет нас всех и спасет.

Что сказать о Наде? Если человек сочувствует греху и внутренне соглашается (лучше: поддается влечению), то диавол непременно устроит и возможность делом согрешить. Но иногда и плевелы необходимы для приобретения смирения. За Надю бояться очень можно. Помоги ей, Господи!

Ищущих Царствия Божия не может Господь оставить на погибель падением в гордость. Бесконечная премудрость Божия находит средство смирить человека. Прочтите у Игнатия Брянчанинова во II т. стр. 3736 (по изд. 1905 г.). Вот общий путь, особенно в наше время. Но есть и иной, или лучше сказать, был, когда смирение приобреталось не падениями, а приближением к Богу и видением Его... Таковы были Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов.

Вследствие малого количества подвизающихся, враги особенно нападают на них, но сделать что-либо без попущения Божия все-таки не могут. Да сохранит Господь всех стремящихся к Нему. Грядущего ко Мне не изжену вон.

 

Путь к Богу

 

 

* * *

 

Екатерине

и ее мужу Сергею Маниловым

4/V—61

 

Сказано: Аще приступаеши работати Богу, уготови душу твою во искушение. Еще: Вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. Еще: Мир вас возненавидит; в мире скорбни будете. И много еще сказано в Слове Божием об этом.

Если человек находится весь во власти диавола, то может ли он не делать всяких пакостей тому, кто старается жить по Евангелию, кто жалеет его и хотел бы вырвать из рук дьявола? Лютой ненавистью ненавидели Иисуса Христа враги Его и добились Его распятия. Ученик не больше своего учителя. Ты по внутреннему человеку должна радоваться, что Господь ведет тебя по Своему крестному пути, и всем сердцем благодарить Его. Весь ад, а не только Сергей со своими бесами, ничего не сделает больше того, что позволит Господь. По человечеству принимай меры к своей безопасности, что можешь, а прочее передай воле Божией. Радуйся о Господе! Ты удостоилась чести святых, только без ропота, а с благодарностью понеси свой крест до конца.

Теперь о внешнем человеке. На лето никуда на работу не поступай. Сажай картофель, обрабатывай огород и ве­ди хозяйство. Господь никогда не оставляет своих рабов. Потерпи, или он изменится к лучшему, или будет над ним суд.

Да поможет тебе Господь! Везде советуется претерпеть до конца. Пусть Господь разрешит это дело. Не бойся. В крайности я тебе всегда помогу. Господь да благословит и сохранит тебя!

 

 

* * *

 

15/IV—49

Дорогая Мариша!

Я написал тебе несколько писем. Получили ли? Потерпи, родная, все устроится. Не все происходит так, как мы желаем, а все же Господь ведет всех желающих спасения к Себе, хотя и не теми, может быть, путями, какими мы хотели бы. Будем покоряться воле Божией и без ропота принимать от руки Божией все, что Ему угодно будет послать. Елико отстоят востоцы от запад, тако помышления ваша от мысли Моея, говорил пророк от имени Божия.

Простите меня. А вас я прощаю и Господь простит. Помолитесь обо мне.

 

 

* * *

монахине Сергии

2/145

 

Боюсь, что мое “жестокое” письмо обидело Вас. Ответа от Вас еще нет. Однако я надеюсь на вашу духовную мудрость и горячее желание пройти общий наш путь по следам Отцов, а не новыми самочинными путями, чтобы достичь желанного “здоровья”. Не может врач гладить по головке, когда больной не выполняет диеты и не видит, что это расстраивает его. С самого начала знакомства с Вами я считал, что нужно Вам в первую очередь обратить внимание на отношения к окружающим. Через ближних идти к центру или так: два шага к ближнему и один шаг к центру. Это правильный и безопасный путь. Шагать же прямо к центру, думая, что этим мы сами собой приблизимся и к ближним — не нашей меры и не нашего времени дело.

Только не посылайте письма, написанного сгоряча. Сначала “подумайте”, потом напишите, затем пусть денек или два полежит. Наверное, тогда напишете иначе. А если еще полежит, то и еще иначе напишете. Поменьше будет “крови и нервов”, а больше духа.

 

 

* * *

монахине Сергии

18/II45

 

Всем нам необходимо понемногу (а кому и много) болеть. Необходимо также, чтобы кто-либо и оскорблял нас, но не без всякого основания, а так, чтобы вскрывался, хотя бы и преувеличенно, какой-либо недостаток. Говорю не из теории, а на себе испытал не раз благотворность этого, и совершенно убежденно говорю, что оскорбители — наши лучшие учителя.

О Ваших добродетелях я знаю хорошо, по крайней мере, о тех, про которые Вы пишете. Но, увы, цена их пред Богом может быть не очень высока. Точно узнаем об этом, лишь перейдя к Нему. Лучше, как Вам хорошо известно, не знать о своих добрых делах, а помнить, что мы их обязаны делать и, даже все исполнив, считать себя неключимыми... Простите, что пишу Вам такие элементарные вещи. К сожалению, они элементарны в разуме, а на практике далеко не таковы.

Наш долг перед Богом таков, что никакими делами не отплатить. Остается смиряться и “молиться и плакать”. А как часто настоящие даже добрые дела делаются для нас камнем преткновения и даже падения!

Скажу Вам по секрету, как другу своему, что известный Вам N, прожив 51 год только теперь пришел к сознанию (к сознанию, conscience, знанию не умом только, а и сердцем, всем существом), как он открыл мне, что нет у него ни страха и благоговения к Богу, нет никакой добродетели, нет должных благодарения и веры, нет терпения. Как это Вам покажется? Нет ничего... Но эта пустота должна бы заполняться тем нечто, которое дороже всяких сомнительных добродетелей, но чего еще у нас нет... “Наг и обнажен предстою пред Тобою. Сердцеведче, помилуй...”. Вот плач сердца, глубокий, постоянный, потрясающий всего человека, омывающий и смягчающий все наши суетные добродетели и недостатки. Дай Бог и нам с Вами достичь этого плача. А пока его нет — все суета, внешность, ветхость, тщеславие и прочие прелести. Вот вам ответ на ряд ваших вопросов; сами судите, какие именно.

Сегодня день рождения любимого нами Игнатия Брянчанинова. Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана Говорова (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с творениями епископа Игнатия (Брянчанинова).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал