Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение христианства






Наша эра. В правление императора Августа римляне с тревогой и надеждой ощущали смену великих исторических “веков”. Казалось бы, падение Республики и установление Империи было достаточно большой переменой, но люди смутно ждали чего-то большего, какого-то всеобщего обновления. Настроение своих современников выразил поэт Вергилий, предсказавший в стихах пришествие на землю Девы-Справедливости, рождение чудного младенца и наступление “золотого века”:

Круг последний веков настал по вещанью пророчицы Кумской,

Сызнова ныне времен зачинается строй величавый:

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.

Снова с высоких небес посылается новое племя.

К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой по земле расселится...

Но и сам поэт, и другие обитатели гордого Рима не подозревали, что в захудалом краю, на окраине Империи, в самом деле совершилось при их жизни событие, переменившее счет времен. В Палестинской земле родился младенец Иисус Христос, с рождества которого начался новый исторический “век” — наша эра. До сих пор мы считаем годы до или после нашей эры, или, как писали в старых книгах, — до или после Р. X. (Рождества Христова).

Святая земля. Палестину называют Святою землей. В этой земле, как ты знаешь из истории древнего Востока, жил еврейский народ. Он делился на 12 племен, или колен, происходивших от 12 сыновей Иакова. Ко времени описываемых событий еврейские колена рассеялись и растворились среди других народов; на родине уцелело лишь племя Иуды, проживавшее на юге Палестины, в стране Иудее. Евреи того времени называли себя иудеями. Столицей их был город Иерусалим. Земля Иудеи имеет суровый облик: она камениста и опалена солнцем. Крупнейшая река страны Иордан впадает в Мертвое море, воды которого, насыщенные солями и асфальтом, смертельны для всего живого. Недалеко от Иерусалима, на южной дороге, на невысоком холме стоит городок Вифлеем — родина древнего царя Давида.

Часть еврейского народа населяла цветущую северную область Галилею. В тех краях раскинулось широкое Генисаретское озеро (или Галилейское море), изобиловавшее рыбой. В зеленой долине и на берегу озера белели маленькие уютные городки — Назарет, Капернаум, Кана и др. Еврейское население Галилеи тесно общалось с местными язычниками (иноверцами) и говорило на особом галилейском наречии.

 

Генисаретское озеро

 

Древние евреи верили в единого Бога — творца неба и земли, и ожидали, что когда-нибудь в мир придет Божий посланец — Мессия (“помазанник”) — великий вождь, спаситель еврейского народа. У евреев был один-единственный храм в Иерусалиме и множество синагог — молитвенных домов, в которых люди собирались для молитвы, чтения священных текстов и благочестивых бесед.

Иудеи угождали Богу, исполняя его заповеди (или Закон), данные еврейскому народу через пророка Моисея. Главных заповедей было десять. Четыре из них учили, как надо почитать Бога: не поклоняться другим богам, не делать изображений Бога, не произносить в суете его имени, не работать в Божий день — субботу. Шесть заповедей наставляли, как надо относиться к людям: почитать родителей, не убивать, не изменять жене или мужу, не красть, не лгать, не завидовать. Кроме того, в Моисеевом Законе содержались многие правила, определявшие человеческую жизнь до мелочей: предписывалось мыть руки перед едой, не есть некоторые виды пищи, поститься в определенные дни и т.д. Самые строгие исполнители Закона назывались фарисеями.

 

Фарисеи

 

В I в. до н.э. римляне завоевали Палестину. При Августе страной правил жестокий царь Ирод, получивший власть от римского сената. После смерти Ирода римляне разделили страну: Галилею они отдали царскому сыну, а Иудею и Иерусалим взяли под свой контроль. Внутренними делами иудеев управлял их совет — Синедрион, состоявший из еврейских священников, старейшин и ученых фарисеев, но главное руководство Иудеей осуществлял римский наместник, называвшийся прокуратором.

Рождество. В правление царя Ирода и кесаря Августа в Иудейской земле родился учитель и пророк Иисус, которого многие признали долгожданным Мессией, по-гречески — Христом. О рождении и жизни Иисуса Христа рассказывают четыре Евангелия (“Благовествования”), написанные учениками Христа и спутниками его учеников. Евангелия повествуют о следующих событиях.

Во время переписи населения, устроенной римскими властями, из галилейского города Назарета в иудейский город Вифлеем отправился старый плотник Иосиф — обедневший потомок царя Давида; он должен был записать свое имя в том месте, откуда происходил его род. С ним шла дева Мария, обрученная ему в жены и жившая в его доме. Ангел возвестил ей, что у нее родится сын от Духа Святого, т.е. от самого Бога, и как раз во дни переписи она ждала рождения ребенка. В Вифлееме для странников не нашлось места в гостинице, так что Иосиф и Мария устроились на ночлег в пещере (по старинному — в вертепе), служившей хлевом для скота. Здесь в бедном хлеву родился младенец Иисус, сын Марии и Бога, нареченный позже Христом.

 

 


Вифлиеем и «поле пастухов» в его окрестностях

Чудная звезда, взошедшая на Востоке, привела за собою в Вифлеем трех царей-волхвов (звездочетов). Они нашли младенца, лежащего в яслях между осликом и волом, и поднесли ему дары. В это же время Ангел направил к вертепу трех пастухов, которые тоже поклонились чудесному младенцу — будущему спасителю всех людей.

Крещение. Прошло много времени. В правление римского императора Тиберия, когда Иисусу было около 30 лет, в Палестине начал проповедовать (учить) великий пророк Иоанн. Он призывал народ покаяться в грехах и омывал (крестил) приходящих к нему водою в знак очищения их от всякого зла. Иисус, не имевший никаких грехов, тем не менее тоже пришел к Иоанну и принял от него крещение в реке Иордан. Во время крещения на него сошел Дух Святой в виде голубя, и с тех пор Иисус начал творить чудеса и проповедовать людям Новый Завет.

 

Крещение Иисуса Христа, гравюра

Учение Иисуса Христа. Ветхий Завет (договор, союз) был заключен между Богом и еврейским народом через пророка Моисея. Новый Завет заключался теперь через Иисуса Христа, Сына Божиего, пришедшего в мир, чтобы пострадать и умереть за грехи людей. Иисус учил, что старого Моисеева Закона уже недостаточно для союза с Богом. Старый Завет был Заветом послушания, новый — Заветом любви (к Богу). Иоанн крестил водою, а Иисус Христос обещал крестить верящих в него Духом Святым, который преобразит их сердца и поможет им понять законы Царства Небесного, трудные для исполнения в земной жизни: они научатся любить врагов своих, прощать обиды, не отвечать злом на зло, презирать богатство. Через веру в Христа и духовную любовь к Богу людям откроются врата Царства Небесного.

Проповедь в Галилее. Иисус проповедовал в Галилее — в городе Назарете, где жила его семья, и на берегах Генисаретского озера. За ним постоянно следовали 12 любимых учеников, называемых апостолами, т.е. посланниками. В будущем они как послы Христа разнесли во все стороны земли его учение и рассказ о его жизни. Троим из апостолов Иисус зримо открыл свою божественную природу: взойдя с ними однажды на галилейскую гору Фавор, он внезапно преобразился — лицо его просияло, как солнце, и одежды стали белыми, как свет.

 

 

Гора Фавор в Галилее, вид со стороны Назарета

Убеждая людей в той истине, которой он их учил, Иисус творил многие чудеса: исцелял больных, воскрешал мертвых. По большим праздникам он приходил в Иудею и учил народ в Иерусалимском храме. Толпы людей стекались к молодому пророку, многие иудеи начинали верить, что он и есть обещанный Богом Мессия (Христос). Ученые же иудейские книжники и фарисеи ненавидели Иисуса, спорили с ним и старалась его погубить.

Вход в Иерусалим. В последний раз Иисус пришел в Иерусалим за неделю до большого еврейского праздника — Пасхи. Только что он совершил великое чудо — воскресил друга своего Лазаря, умершего и пролежавшего в склепе целых четыре дня. Когда он въезжал на ослике в город, народ восторженно приветствовал его, размахивая пальмовыми ветвями, постилая на его пути одежды, и восклицал: “Осанна! Благословен грядущий (идущий) во имя Господне! ” Фарисеи, боясь народа, не могли прилюдно расправиться с Иисусом Христом, и тогда они за 30 сребреников подкупили предателя Иуду, одного из 12 апостолов, чтобы он выдал им учителя в каком- нибудь уединенном месте.

Четверг: тайная вечеря. В четверг вечером, накануне Пасхи, Иисус в последний раз вкушал вместе с учениками пищу — этот ужин называется тайной вечерей. Дав прощальные наставления ученикам, он завещал им в память о себе совершать евхаристию (благодарение): собираясь вместе, вкушать хлеб и вино, которые отныне таинственно будут являть кровь и тело Христа.

Четверг, ночь: арест Иисуса. После трапезы Иисус вышел с учениками за город и поднялся на Масличную гору, которая возвышается около Иерусалима. Там в масличном саду плакал он и молился, скорбя о будущих своих страданиях. Внезапно в саду появились воины с мечами и фонарями. Их вел Иуда, который подошел к учителю и поцеловал его, указывая тем самым на него солдатам. Воины взяли Иисуса Христа и отвели его ночью в дом первосвященника. Там спешно собрался Синедрион, осудивший Иисуса на смерть.

 


Вход Господень в Иерусалим. Русская икона XIV века

 

Пятница: распятие. Рано утром в пятницу, в праздник иудейской Пасхи (7 апреля 30 г. н.э.), Христа отвели к римскому прокуратору Понтию Пилату, который должен был утвердить приговор Синедриона. Пилат проникся симпатией к осужденному и хотел его отпустить, но не решился из страха перед иудеями, которые могли пожаловаться на него в Рим. Как всякий чиновник, прокуратор больше боялся начальства, чем злого дела.

После того как Пилат утвердил приговор и выдал узника для казни, воины били Иисуса по лицу, и смеялись над ним, и надели ему на голову терновый венец, а в 12 часу дня отвели его на гору Голгофу и распяли на кресте вместе с двумя разбойниками. Иисус страдал на кресте до третьего часа дня, когда внезапно померк свет и содрогнулась земля. В этот момент с громким криком испустил он дух.

Воскресение Христово. Пилат отдал тело Иисуса ученикам, и те положили его в новую гробницу недалеко от Голгофы. На другой день была суббота, когда по Закону запрещалось делать любое дело, а на третий день, в воскресенье, женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, пошли на рассвете к гробнице, чтобы помазать его тело благовонными маслами. Но камень от входа в пещеру был отвален, и гробница оказалась пустой, а внутри на каменном ложе сидел ангел, возвестивший им, что Иисус Христос воскрес. Вскоре после этого Христос явился своим ученикам и приходил к ним еще 40 дней, а потом, взойдя на Масличную гору, на их глазах вознесся на небо.

Такую историю рассказывают нам четыре евангелиста. Некоторые люди верят каждому слову Евангелий, другие не верят описанным в них чудесам, но мало кто сейчас сомневается, что в начале I в. н.э. в Палестине проповедовал учитель новой веры Иисус, называемый Христом. Ученики Христа, собравшиеся в Иерусалиме, положили начало христианской Церкви. Отсюда стала распространяться религия, завоевавшая вскоре всю Империю.

 

 

Воскресение Иисуса Христа

Мозаика. Византия. XII век. Греция. Дафни


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал