Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как готовиться к спектаклю. В своей речи на десятилетнем юбилее МХТ и в письме к а






В своей речи на десятилетнем юбилее МХТ и в письме к А. А. Блоку (декабрь 1908 г.) Станиславский отмечал, что начало второго десятилетия творческой истории МХТ знаменует собой " начало нового периода", нового подхода к творчеству, " основанного на простых и естественных началах психологии и физиологии человеческой природы", что в результате его исканий, проб и открытий он вплотную подошел к углубленной работе над созданием системы творчества актера.

В записной книге, среди набросков, сделанных Станиславским в конце 1908 или в начале 1909 г., имеются две рукописи, являющиеся вариантами одной и той же темы и озаглавленные им " Как готовиться к спектаклю" и " Как направлять волю при повторении творчества на спектакле". В этих набросках Станиславский подходит к определению сквозного действия, которое он называет " гвоздем роли", " главным толчком", " лейтмотивом" или " душевным аккордом". Здесь же он впервые излагает свои выводы о единстве и взаимной обусловленности физического и психического начал в творческом процессе.

Печатается впервые, по рукописи (No 545).

1 Станиславский ссылается здесь на следующие слова Н. В. Гоголя: " Умный актер... должен рассмотреть главную и преимущественную заботу каждого лица, на которую издерживается жизнь его, которая составляет постоянный предмет мыслей, вечный гвоздь, сидящий в голове. Поймавши эту главную заботу выведенного лица, актер должен в такой силе исполниться ею сам, [чтобы] мысли и стремления взятого им лица как бы усвоились ему самому и пребывали бы в голове его неотлучно во все время представления пиесы" (" Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует " Ревизора").

По свидетельству Б. М. Сушкевича, в 1908 г. на репетициях " Ревизора" в МХТ " возникли и начали звучать странные слова: " гвоздь", " круг". Эти два слова -- родоначальники " с_и_с_т_е_м_ы_ _С_т_а_н_и_с_л_а_в_с_к_о_г_о". Несмотря на странность этих слов, в них заключалось содержание, которое было основным для системы Константина Сергеевича. " Гвоздь" -- это то, что мы теперь называем " сквозным действием", " круг" -- это то главное, чему учит система Станиславского, -- _в_н_и_м_а_н_и_е, _т_в_о_р_ч_е_с_к_о_е_ _в_н_и_м_а_н_и_е" (Б. М. Сушкевич, Семь моментов работы над ролью, Л., 1933, стр. 8).

2 Приведем вариант текста из второй рукописи: " Этот душевный аккорд образа наиболее близок и родствен артисту, наиболее сближает его с образом. Как при первоначальном творчестве, так и при повторении его этот привычный душевный аккорд служит тем ключом, которым точно снова отпираешь душу роли и проникаешь в нее".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал