![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология — большая. Мы не раз помянули в качестве причины «недовоспитания» материальные трудности⇐ ПредыдущаяСтр 86 из 86
Мы не раз помянули в качестве причины «недовоспитания» материальные трудности. Но надо учитывать еще и непробуждение интереса ко всем этим темам у специалистов по школьной психологии. Причина же «непробуждения» в несостыковке фундаментальной психологии (да и прикладной) с жизненной проблематикой. Решать «заземленные» проблемы, осознанные в бытовых терминах, кажется непрестижным, даже неприличным. Говоришь, например, о беременности в школе, а некоторые «психологи»: «Но где же здесь психология?» Пусть-ка они не согласятся, что беременность для школьницы — это психическая травма, что отношения с родителями и с окружением осложняются, что такой школьнице и родителям нужна психологическая помощь. Так мне приходилось отстаивать эту болевую тему для дипломной работы. В порядке черного юмора: если жизнь не вписывается в жесткие рамки искусственных психологических конструкций, то тем хуже для жизни. И тем хуже — поставим все-таки все на свои места — и для психологии. А как психологическая схоластика коверкает язык! Вот образчики из известного учебника психологии: «Задача воспитателя должна заключаться... в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон...», «О ней судят... по расположенности находить поводы...» И здесь не важно, кто автор. Это не исключение, это правило: «путем... работы содействовать...», «по расположенности находить поводы...». За словесной вязью отсутствует содержание... У ребенка должны воспитываться положительные черты, а не отрицательные... Кто-нибудь думал иначе? Что ж, скажем со вздохом: когда нечего сказать, говорят что-нибудь. Такой разрыв между «наукой» и практикой в значительной мере обусловлен тем, что доценты и профессора педагогики и психологии преподают студентам, как надо воспитывать и преподавать, а сами не работают со школьниками. Работали в свое время. Но «свое время» уже ушло в прошлое, школьник изменился. А главное, что навык-то теряется; скрипачу, если он не поиграет неделю, надо долго входить в форму. В медицинских вузах такое никак не возможно, а в педагогических... В университетской же и научно-исследовательской психологии больше интереса к лабораторной чистоте исследований, чем к прагматической жизненной целесообразности. Вот еще причина безжизненности многих психологических стараний. Заграничное — значит отличное. И интеллектуалами от психологии импортируются, имплантируются и рекламируются частные теоретико-методические построения, настолько противоречащие друг Другу, что Аристотель, творец нормальной логики, ворочаясь в Тартаре, вот-вот вызовет землетрясение. К тому же все это излагается непонятно, то ли из-за неумения, то ли из-за желания ограничиться рекламой и выжать деньги за рекламируемые занятия. Не сбросишь со счетов и то, что в психологию идет специфический люд. Шизоиды. Это не психиатрический диагноз и не ругательство. Это специфический психологический тип — теоретики, ученые сухари, с недостаточной эмпатией, мало интересующиеся тем, как их поняли... Надо, чтобы в психологию шли и другие психотипы. Но в больших университетах психология отпочковывалась от философии, ну а философы — они почти все шизоиды. К тому же важнейший вступительный экзамен — математика. Другие психотипы если и захотят, то не поступят. С притоком в психологию людей из других областей (прикладных) это положение вещей изменится, вот пусть бы побыстрей и изменилось. Хотя, конечно, и шизоиды нам очень нужны, ведь они основные поставщики необычных мыслей во всех науках. Но и только шизоидной всю психологию оставлять тоже не надо. Психология — большая. По большому счету в ней хватит поля деятельности для всех направлений. И конструктивный спор между «идеалистами» и «прагматиками» должен завершиться тем, что станет больше «идеалистов-прагматиков». Я благодарю мою жену Елену за нашу любовь, за сотворчество, за сопереживание, и за нашу дочь Катю, ровесницу XXI века... СОДЕРЖАНИЕ Краткое введение................................................3 Длинное введение...............................................5 Как располагать к себе людей.....................................16 Конфликтогены и синтоны, связанные с позициями «выше», «ниже», «на равных»...............................................16 Обязан, а не сделал............................................20 Знакомый знакомого.........................................30 Оценки... самооценки..........................................31 Обвинения конфликтогенны!..................................48 Смеяться, право, не грешно?...................................54 Критика.................................................... 69 Категоричность? Категорически нет!!...........................70 На жизнеповедение тоже влияют...............................75 Приятие — неприятие........................................98 «Имеющий ухо (слышать) да слышит!».........................118 Черная неблагодарность......................................129 В глаза или за глаза...........................................i 39 Ориентировка в коммуникативной ситуации....................! 45 Синтоны-конфликтогены и психотип..........................146 Тренинг — это можно и самостоятельно........................149 Вам дан конфликтоген.......................................154 Неоптимальные формы реагирования на конфликтоген...........155 Требования к реагированию на конфликтоген...................157 Почему же люди практикуют неоптимальные формы?............167 Другие возможности.........................................168 Оптимальные формы реагирования на конфликтоген.............168 Ориентировка при получении конфликтогена...................192 Тренинг реагирования на конфликтогены.......................203 Стратегия коммуникативного поведения........................208 Обойдемся без посредника......................................212 «А нравственно ли это?»......................................213 Но почему это так трудно.....................................214 Взлом.....................................................215 Психотехника знакомства. Основной алгоритм..................215 Еще несколько соображений по психотехнике знакомства.........225 Каковы плюсы умения знакомиться.............................236 Тренинг психотехники знакомства.............................239 Всласть ли власть?.............................................242 Рычаги власти. Первые годы супружества.......................243 Рычаги власти. Конец супружеского двадцатилетия...............259 Сексология снимает запреты.....................................270 Секс — это важно!...........................................270 Психотерапевт отпускает грехи................................271 Весь твой, вся твоя............................................273 Сакраментальная тема.......................................274 Наблюдательный фольклор...................................281 Восхищайтесь ею.............................................282 Фантазии на тему.............................................284 Опережающее самораскрытие.................................286 «Расстрелять всех развратников!»..............................286 Супружество — для сексуальности...............................287 Познай женщину.............................................288 Мужчину тоже надо знать......................................292 Черные кардиналы..........................................294 А другие способы?...........................................296 Запланированный ребенок...................................297 «96, 3% мужчин должны погибнуть!»............................319 «Женщин тоже надо затравить»................................321 Когда еще полезна мастурбация.................................321 «Вредные последствия»......................................322 Непотопляемый корабль.....................................323 Предпоследнее.............................................326 И последнее................................................326 Воспитание гражданина России и психология.......................327 Недосмотр психологов и педагогов.............................327 В медико-психологической сфере..............................328 Проблемы, которые бьют по глазам............................329 От проблемных детей к проблемам детей!.......................339 Психологическая помощь — средство воспитания................339 Не соревнование, а взаимопомощь!............................340 Греки приплыли в Трою......................................343 Методы должны быть жизненными!............................344 «Лего» и Барби..............................................345 Прогулка по окрестностям....................................347 Эстетика и воспитание.......................................347 Внутри школьный клуб.......................................351 Как работает клуб...........................................353 Свободное общение.........................................355 Вечера интенсивного общения................................356 Что может клуб?............................................357 Психология — большая......................................360
|