Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабои)*
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика
| Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем
| Виды живых существ, достигших этого уровня развития
| 1. Стадия элементарной сенсор
|
|
| ной психики
|
|
| А. Низший уровень. Примитив
| А. Четкие реакции на биологи
чески значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения.
Несформированная способность реагирования на биологи
чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства
среды. Слабая, нецеленанрав-
ленная двигательная активность
| А. Простейшие, Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде
| ные элементы чувствительности. Развитая раздражимость
|
|
|
|
| Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к
| Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в
| Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногне моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
| формированию элементарных условных рефлексов
| грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить
|
|
| от них, вести активный поиск
|
|
| положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении
|
|
| имеют жесткие врожденные про
|
|
| граммы
|
|
* Из: Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1:
Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 85
Окончание табл. 3.1
| Стадии и уровни психического отражения, его характеристика
| Особенности поведения, связанные с дачной стадией и уровнем
| Виды живых существ, достигших этого уровня развития
| II. Стадия перцептивной
|
|
| психики
|
|
| А. Низкий уровень. Отражение
внешней действительности в
форме образов предметов. Ин
теграция, объединение воздей
ствующих свойств в целостный
образ вещи. Главный орган ма
нипулирования — челюсти
| А. Формирование двигательных
навыков. Преобладают ригид-
ные, генетически запрограмми
рованные компоненты. Двига
тельные способности весьма
сложны и разнообразны (ныря
ние, ползание, ходьба, бег,
прыжки, лазанье, полет и Др.).
Активный поиск положитель
ных раздражителей, избегание
отрицательных (вредных), раз
витое защитное поведение
| А. Рыбы и другие низшие по
звоночные, а также (отчасти)
некоторые высшие беспозво
ночные (членистоногие и голо-
воногие моллюски). Насеко
мые
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б. Высший уровень. Элемен
тарные формы мышления (ре
шение задач).
Складывание определенной
«картины мира»
| Б. Высокоразвитые инстинктив
| Б. Высшие позвоночные (пти
| ные формы поведения. Способ
| цы и некоторые млекопитаю
| ность к научению
| щие)
|
|
|
|
| В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятель
ности особой, ориентировоч
но-исследовательской, подго
товительной фазы. Способ
ность решать одну и ту же за
дачу разными методами. Пере
нос однажды найденного прин
ципа решения задачи в новые
условия. Создание и использо
вание деятельности примитив
ных орудий. Способность к по
знанию окружающей действи
тельности независимо от на
личных биологических по
требностей. Непосредственное
усмотрение и учет причинно-
следственных связей между
явлениями в практических
действиях (иисайт)
| В. Выделение специализирован
| В. Обезьяны, некоторые другие
| ных органов манипулирования'
| высшие позвоночные (собаки,
| лап п рук. Развитие исследова
| дельфины)
| тельских форм поведения с ши
|
| роким использованием рапсе
|
| приобретенных знаний, умении
|
| и навыков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга». В результате этого взаимодействия и происходит появление разнообразных форм психики.
В заключение можно сказать следующее.
Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем
|