Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В 2016-2017 учебном годуСтр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации По проведению первого урока в 2016-2017 учебном году Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро
Значение книг и чтения в жизни человечества сложно переоценить. С древних времен человек, умеющий читать, был уважаем и почитаем согражданами, а к самой книге относились с благоговением. И это совершенно неслучайно. «Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки», - справедливо подчеркивал австрийский писатель Стефан Цвейг. И действительно, книга – неисчерпаемый источник мудрости многих поколений, который хранит живое дыхание истории, это кладезь информации, которую невозможно исчерпать, это тренажер для развития ума и воображения. К сожалению, в наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, недооценивают его значение, несправедливо считая книгу пережитком прошлого. В пользу книг в современном мире свидетельствует ряд весомых аргументов: 1. Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. 2. Чтение литературы продлевает жизнь. Ученые считают, чтобы прожить дольше, нужно уделять как минимум 30 минут ежедневно на чтение книг. Эксперты провели исследование, в котором участвовали 3, 5 тысяч человек старше 50 лет. Они были объединены в три группы в зависимости от количества времени, выделяемого на чтение: в первой группе оказались лица, тратившие более 3, 5 часов в неделю, во второй группе были те, кто в неделю читал меньше 3, 5 часов, в третью группу попали люди, которые не читали вообще. Изучив полученную информацию, специалисты определили, что воспринятые при чтении данные значительно воздействуют на самочувствие человека и число прожитых им лет. Причем больше всего полезна художественная литература, чем журналы или газеты. По мнению ученых, в среднем на 23 месяца больше живут те люди, которые увлекаются чтением, чем те, кто им пренебрегает. Таким образом, эксперты уверены, для того, дабы пополнить число долгожителей, нужно читать любимую литературу не менее получаса в сутки. 3. Чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению. 4. Чтение улучшает коммуникативные навыки, расширяет кругозор, развивает словарный запас: при чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни, находим новые темы для обсуждения с друзьями. 5. Чтение способствует повышению грамотности: читающий человек допускает гораздо меньше ошибок, нежели тот, кто не читает. 6. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. А без творчества нет самореализации, нет счастливого человека. 7. Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей. И это далеко не полный перечень преимуществ чтения. Особое внимание следует уделять именно детскому чтению, которое по праву считают интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации, ведь читающий ребенок легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. Внимание к развитию детского чтения имеет свою историю. Так, уже в XIX в. чтение рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. Детская литература старалась учитывать стремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высших психических процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональному воздействию выразительные художественные средства. Главной целью детской литературы и детской периодики считалось всестороннее воспитание и образование юных читателей, «…развитие данных им от природы элементов человеческого духа, — развитие чувства любви и чувства бесконечного» (В. Г. Белинский). В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы пять основных задач в деле воспитания, которые она старалась реализовывать в художественных произведениях, печатавшихся на страницах журнала. Эти задачи нравственного воспитания детей не утратили своей актуальности и в наши дни и нашли отображение в современных государственных образовательных стандартах: · Возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству. · Научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений. · Способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала. · Поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. С целью поддержки интереса к книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе 2016 год в Донецкой Народной Республике объявлен Годом чтения (Указ Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко № 22 от 8 февраля 2016 года «Об объявлении 2016 года Годом чтения»), в рамках которого прошел целый ряд разноплановых мероприятий, популяризирующих книгу. В продолжение этой традиции Первый урок в новом 2016-2017 учебном году будет посвящен Году чтения (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 797 от 27 июля 2016 г.). Ниже предлагаются методические рекомендации для педагогов по подготовке и проведению Первого урока в 2016-2017 учебном году.
|