Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действительные отличия Homo vulgaris от других общественных животных






Борис Андреевич Диденко, исследователь зоопсихологии человека

С волками жить — по волчьи выть.
[народная мудрость]

Действительно уникальным отличием человека от других современных животных является способность создавать культуру высокого уровня за счет ее накопления из поколения в поколение. Заметим, что феномен культуры есть интеграл информационных: чувственно-духовных, интеллектуально-технологических, социально-исторических усилий всего сообщества данной культуры, объединенного общим языком, менталитетом, традициями, суммирующийся и частично теряющийся в историческом времени существования данной культуры.

При обрушении культуры данного общества оно либо ассимилируется другими культурами, либо происходит деградация, регрессия людей до их животного состояния: либо травоядных гоминид (скотолюдей), либо хищных гоминид (зверолюдей).

В отсутствии интенсивного популяционного обмена с другими сообществами, естественной является сукцессия, сортировка исходно гетерозисного гибрида к специфичному для подавляющего большинства особей данного сообщества типу питания и поведения. То есть имеет место триггерный эффект, заключающийся в вымывании, элиминировании особей с типом поведения, не свойственным большинству. Относительно изолированное сообщество приобретает строго одинаковый (традиционный) зоологический тип поведения.

Это четко прослеживается в судьбе не только малых популяций, где риск регрессии культуры высок, но также и больших популяций с исторически большой и устойчивой культурой. Одни становятся всё больше травоядными, другие — хищниками. Причем, местная культура популяции сама себя ассоциирует либо с каким-нибудь травоядным, либо хищным тотемом. Яркими примерами являются самоотождествление многих этносов с волками (древние римляне, чеченцы, турки, курды, литовцы и др.), тельцами (индусы), овцами (народы христианской идеологии).

Внутреннее генетическое разнообразие Homo vulgaris привело к тому, что он получил способность создавать практически самодостаточную внутреннюю пищевую пирамиду, подобную той, которая существует в природе, но включает в себя различные типы живых организмов одного биоценоза: трава питается гумусом, овцы питаются травой, волки питаются овцами, волками питаются живущие в них гельминты.

Кто-то возразит: каннибализм уже давно в прошлом. Реально в пирамиде человеческого общества пищевые отношения лишь по форме иные: человек, как правило, не ест тело другого человека, а ест добытую им пищу, потребляет иные блага, добытые, созданные подчиненными уровнями пищевой пирамиды. Рассмотрим ее подробнее.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал