Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дипломатический персонал – персонал дипломатического представительстваСтр 1 из 2Следующая ⇒
Дипломатический ранг – служебные звания работников дипломатической службы. Д.р. существуют в большинстве государств мира. Их наименования, градация и порядок присвоения определяются внутренним правом государств. Дипломатическое представительство – зарубежный государственный орган внешних сношений, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории др. или при международной организации для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам. Доброволец - лицо, добровольно поступившее в действующую армию одной из воюющих сторон. Понятие доброволец известно с глубокой древности. Согласно V Гаагской конвенции 1907 г., если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих государств, то оно утрачивает статус лица нейтрального государства.
ДОБРЫЕ УСЛУГИ - одно из средств мирного разрешения международных споров. Это действия третьей стороны (государства, международной организации, известного общестенного или политического деятеля), призванные установить контакты между спорящими. Д.у. могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по собственной инициативе. Оказывающий Д.у. в самих переговорах по разрешению спора не участвует. доктрина Тобара- политическая доктрина, выдвинутая в 1907 министром иностранных дел Экуадора К. Р. Тобаром (С. R. Tobar) о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём. Тобар предложил американским государствам подписать международную конвенцию, согласно которой они получили бы возможность вмешиваться во внутренние дела латиноамериканских стран. Практически Т. д. была реализована в двух договорах, заключённых Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором в декабре 1907 и в ноябре 1923, где было зафиксировано, что их участники " не признают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или революции...". США, не являясь участником этих договоров, активно использовали их в своей политике в 1-й половине 20 в.
доктрина Эстрады- политическая доктрина, провозглашенная в 1930 министром иностранных дел Мексики X. Эстрадой (J. Estrada) по вопросу о признании новых правительств. В противоположность Тобара доктрине, по Э. д., новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Эстрада осудил злоупотребления правом признания и вмешательство во внутренние дела наций. Э. д., направленная прежде всего против вмешательства США во внутренние дела Мексики и других латиноамериканских государств, имела прогрессивное значение.
Дуайен – протокольный глава (старшина, старейшина) дипломатического корпуса (в англоязычных странах обычно именуется деканом). Д. выступает от имени дипломатического корпуса на различного рода протокольных мероприятиях и является своеобразным посредником между соответствующими властями государства пребывания и дипломатическим корпусом по вопросам, касающимся статуса дипломатического корпуса. Законы и обычаи войны - правила ведения войны, установленные обычно многосторонними соглашениями между государствами. Направлены на устранение наиболее жестоких способов ведения войны, на защиту мирного населения в условиях военных действий. Регулируют также отношения между воюющими государствами, между воюющими и нейтральными государствами. З. и о. в. должны соблюдаться в случае любого вооруженного конфликта; они обязательны и для ООН, если она применяет вооруженные силы в соответствии с Уставом ООН для предупреждения или пресечения актов агрессии. Заявление к договору – заявление о толковании, цель которого состоит в уточнении смысла того или иного положения или его понимания автором заявления. Они не изменяют содержания договора и не нуждаются в согласии других участников. Иммунитет государства- неподведомственность одного государства и его собственности правоохранительным органам другого государства. Индульт - освобождение неприятельского судна от конфискации на основании того, что ему не было известно о возникновении вооруженного конфликта между сторонами.
ИНТЕРВЕНЦИЯ (от позднелат, interventio -вмешательство) - 1) насильственное (открытое или замаскированное) вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, направленное против его территориальной целостности или политической независимости либо каким-либо иным образом противоречащее целям и принципам Устава ООН. Различают И. вооруженную, экономическую, дипломатическую. Вооруженная И. рассматривается как агрессия; 2) посредничество по векселю, обычно - по собственной инициативе (" за честь" надписателя). Интернирование - принудительное задержание иностранных граждан воюющим или нейтральным государством во время вооружённого конфликта. Интернированные помещаются в определённой местности, которую им запрещается покидать. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом " Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права. Внутренней границей И.э.з. является внешняя граница территориального моря, а ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. В пределах этого пространства прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему " в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и др. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАЛИВЫ - заливы между берегами одного государства, имеющие ширину входа свыше 24 морских миль, в отношении которых соответствующее прибрежное государство традиционно осуществляет права владения и в пределах которых оно имеет особые экономические интересы. Разновидность внутренних морских вод. Примерами И.з. являются залив Петра Великого, Гудзонов залив. ИСХОДНЫЕ ЛИНИИ – линии наибольшего отлива вдоль берега, указанные на официально признанных приобретенным государством морских картах крупного масштаба. Капитуляция - термин международного права, означающий прекращение вооруженной борьбы и сдачу вооруженных сил с оружием, военной техникой и другими материальными средствами одного из воюющих государств на милость победителя при невозможности продолжать боевые действия по каким-либо причинам. Клаузула (лат. clausula - заключение) - особое положение в международном договоре (соглашении). Обозначает разнообразные особые положения и условия: о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле, о всеобщем участии в договоре, о коренном изменении обстоятельств, об обязательной юрисдикции международного судебного органа и др. Клаузула rebus sic stantibus – означает, что договоры заключаются при подразумеваемом признании оговорки относительно того, что они могут быть прекращены при коренном изменении обстоятельств.
КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и противодействия актам агрессии, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне. Комбатант - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и ведущие во время войны боевые действия против неприятеля. К комбатантам причисляются добровольцы, ополченцы, партизаны, участники организованных движений сопротивления, население, добровольно взявшееся за оружие для борьбы с вторгающимися войсками противника, а также участники национально-освободительных движений, борющиеся против колониального господства, расистских режимов, иностранной оккупации. Конститутивная теория признания- субъект международного права появляется только после его признания. Консул – должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) др. государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между представляемыми и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания
Консульская экзекватура – разрешение государства пребывания, обычно выдаваемое через ведомство внешних сношений, на допуск консульского учреждения к выполнению его функций в пределах консульского округа, какую бы форму такое разрешение ни имело. До получения К.э. глава консульского учреждения может быть допущен к выполнению своих обязанностей временно. Консульский округ – определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между договаривающимися государствами консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. Консульский патент – документ, подтверждающий, что данное лицо назначается на должность главы консульского учреждения. К.п. направляется дипломатическим или иным путем в МИД или др. компетентный орган государства пребывания. В нем содержится информация о должности владельца К.п., его полное имя, консульский ранг или класс, консульский округ и местопребывание консульства.
Консульское учреждение (представительство) – организуется в результате установления консульских отношений между двумя государствами. Его местонахождение, а в отдельных случаях и численность персонала согласуются между представляемым правительством и правительством государства пребывания. Консультации- как средство мирного урегулирования споров стали применяться после второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ - морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. КОНТРИБУЦИЯ - денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны.
Контрмеры- меры, которые потерпевшее государство вправе применить к государству, ответственному за международно-противоправное деяние, в целях побудить его выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства и которые в ином случае были бы противоправными. Легализация документов – официальное установление органами государственной власти подлинности документов или подлинности проставленных на них подписей. Обычно сертификацией занимаются торгово-промышленные палаты или посольства (консульства) страны-импортера в стране-экспортере. Чаще всего сертифицируются сертификаты происхождения и коммерческие счета-фактуры. Международная безопасность- система международных договоров и соглашений, обеспечивающих сохранение мира на основе признания суверенитета, неприкосновенности границ и территориальной целостности государств, отказа от применения силы или угрозы силой в решениях международных споров. Международная опека- управление под контролем ООН территориями, включенными в систему опеки на основании соглашений, утверждаемых Генеральной Ассамблеей ООН. Международная правосубъектность- возможность участия в создании норм права. способность иметь права и обязанности по МП. Международная ситуация- это такое положение дел, которое может привести к трениям между государствами или вызвать спор между ними и которое может угрожать поддержанию мира и безопасности. Ситуация имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимными претензиями, хотя и порождает трения. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - противоправное общественно опасное с точки зрения международного сообщества деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства. Международное правопреемство- означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории; МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ - особо опасное для человеческой цивилизации нарушение принципов и норм международного права. Международное признание- односторонний акт государства, которым констатируется наличие нового субъекта международного права или нового правительства. Международный арбитраж- будучи одним из старейших средств мирного разрешения международных споров, международный арбитраж представляет собой добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров. Международный договор - соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных сферах. Международный спор- формально признанное разногласие субъектов международного права, возникающее по вопросу факта или права. Может быть двусторонним или многосторонним, возникать в различных сферах деятельности государств в отношении толкования или применения того или иного международного договора, ответственности конкретного государства и т.д. Должны решаться мирными средствами. Меры доверия – представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами. МИРНЫЙ ПРОХОД В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ - в международном праве плавание судов через территориальные воды прибрежных государств либо с целью пересечь их, не заходя во внутренние воды, не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, либо с целью пройти во внутренние воды, выйти из них в открытое море или стать на таком рейде, у такого сооружения. Проход должен быть непрерывным и быстрым, хотя и может включать остановку, стоянку на якоре, если это связано с обычным плаванием, необходимо вследствие непреодолимой силы, бедствия или с целью оказания помощи. Подводные лодки должны осуществлять мирный проход, следуя на поверхности. Наемники - лица, участвующие в военном конфликте или военных действиях с целью получения материального вознаграждения и не являющиеся гражданами государства, участвующего в конфликте или ведущего боевые действия, не проживающие постоянно на его территории, не являющиеся лицами, направленными для выполнения официальных обязанностей. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - мера социально-экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства. В демократических государствах Н. производится только на основании закона и при условии адекватной компенсации собственнику национализируемого имущества. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ СУДНА - принадлежность судна к определенной государственной юрисдикции. Определяется флагом, под которым плавает судно. Судно может плавать под флагом только одного государства. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом РФ, имеет национальность РФ. И наоборот, судно, имеющее национальность РФ, обязано нести его Государственный флаг (ст. 17 КТМ). Недействительность международного договора – может быть относительной и абсолютной. Относительная делает договор оспоримым. Ее основаниями являются ошибка, обман, подкуп представителя. Абсолютная недействительность означает ничтожность договора с самого начала. Ее основаниями являются принуждение представителя, принуждение государства, противоречие императивной норме международного права. НЕДРУЖЕСТВЕННЫЙ АКТ - действия одного государства против другого либо его юридических или физических лиц, не обязательно носящие противоправный характер, но являющиеся недружелюбными (например, отказ удовлетворить обоснованные претензии государства, осуществляющего защиту дипломатическую своих лиц, подлежащих территориальной юрисдикции другого государства). Нейтралитет - нем. Neutralitä t, от лат. neuter - ни тот, ни другой), в международном праве политика неучастия в войне, а в мирное время - отказ от участия в военных блоках. Некомбатант - входящие в состав вооруженных сил лица: - функции которых сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил; и - которые имеют право применять оружие только в целях самообороны. Новация международного договора - обновление обязательств по международному договору путем полной или частичной замены старых обязательств новыми, чтобы привести их в соответствие с целями договора применительно к новым условиям. Н. м. д. осуществляется по соглашению сторон договора (на период его действия или с установлением нового срока). Может касаться всего договора или какой-либо его части. НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК (НМЭП) – порядок, который призван обеспечивать приоритетные экономические интересы развивающихся стран, стремиться к повышению эффективности национального контроля над деятельностью транснациональных корпораций, противодействовать болезням протекционизма, не противоречит общепринятым нормам международного права и поощрение иностранного капитала. ОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ - система таможенных тарифных льгот для развивающихся стран; была разработана в рамках ЮНКТАД во второй половине 60-х гг. XX в. и окончательно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН, начав действовать с 70-х гг. Цель системы - содействие развивающимся странам посредством облегчения экспорта их товаров в развитые страны. Система имеет односторонний характер: развитые страны снижают или отменяют свои ввозные пошлины для товаров из развивающихся стран, но на особо гибкой основе - схему предоставляемых таможенных льгот каждая развитая страна определяет добровольно и самостоятельно, возможно, и с учетом пожеланий развивающихся стран. Оговорка – одностороннее заявление, сделанное государством ли международной организацией в процессе заключения договора, имеющее целью исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в отношении автора оговорки. ОГОВОРКА КАЛЬВО – такая оговорка, подписывая которую иностранные компании тем самым отказываются от права обращаться в суды государства базирования транснациональной компании, а также отказываться от дипломатической защиты этих государств. Оговорка Мартенса – разработанная и сформулированная известным русским юристом и дипломатом, профессором Ф.Ф.Мартенсом, она была внесена в преамбулу четвертой Гаагской конвенции 1899 г. и 1907 г. Оговорка Мартенса гласит, что если какая-либо норма не содержится в договорном праве, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием обычного права, законов человечности и требований общественного сознания. Впоследствии оговорка Мартенса была введена в основной текст Дополнительного протокола I (статья 1) и в преамбулу Дополнительного протокола II. Оговорка Мартенса в контексте защиты прав человека и в целом для международного гуманитарного права имеет большое значение. Именно в силу этого она до сих пор занимает важное место в системе источников гуманитарного права. Смысл оговорки Мартенса состоит в том, что в сфере регулирования вооруженных конфликтов наряду с нормами договорного и обычного права она в качестве источника такого регулирования утверждает принципы человеческой гуманности и требования общественного сознания. Из этого следует, что при определении всей сферы применения права вооруженных конфликтов оговорка Мартенса позволяет выйти за относительно жесткие рамки договорного права, обратившись к принципам гуманности и велениям общественной совести. Из-за столь широкого диапазона оговорки Мартенса постоянно ведутся споры относительно того, являются ли и в какой мере " законы человечности" и " веления общественной совести" юридически обязательными критериями при правовой оценке поведения и действий воюющих сторон, или же они представляют собой просто нравственные установления. Оккупация - (от лат. occupatio - захват) военная, в международном праве временное занятие вооруженными силами территории противника. Международное право считает О. видом временного пребывания войск одного государства на территории другого в условиях состояния войны между ними. При О. власть оккупированного государства практически прекращается, административное управление территорией осуществляется военным командованием оккупационных войск с соблюдением норм международного. права.
ОТКРЫТОЕ МОРЕ - водная часть Мирового океана, расположенная за пределами территориального моря и исключительной экономической зоны какого бы то ни было государства. Согласно ст. 2 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. О. м. открыто для всех наций в соответствии с принципом свободы открытого моря. Открытый город - в международном праве город, который объявлен одним из воюющих государств незащищенным и поэтому не может быть театром военных действий. Правовой статус О. г. основывается на положении " О законах и обычаях сухопутной войны", принятом на Гаагской конференции 1907. Статья 25 положения запрещает " атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения". Во время 2-й мировой войны 1939-45 О. г. объявлялись, например, Париж, Рим. Парафирование – подтверждение аутентичности текста договора инициалами уполномоченных договаривающихся государств, свидетельствующее, что данный согласованный текст договора является окончательным. Парафирование может относиться как ко всему тексту договора, так и к отдельным его статьям. Партиза́ н (от итал. Partigiano — сторонник определённой общественной группы, партии) — участник партизанской войны, член партизанского отряда. Слово «партизан» употребляется преимущественно как общее название участника негосударственных, то есть не являющихся регулярной армией, военных объединений — военных отрядов, состоящих из сторонников определённых политических (властных) кругов или общественных сил данной страны и пользующихся поддержкой местного населения Перемирие - временное прекращение военных действий по взаимному соглашению воюющих сторон. П. может быть общим или местным. В первом случае военных действия прекращаются на всём театре войны и П. заключается главнокомандующими по уполномочию их правительств. ПИРАТСТВО - в международном праве неправомерный акт насилия, задержания или грабежа в открытом море или в другом месте, находящемся вне юрисдикции какого-либо государства; совершается с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна либо летательного аппарата и направлен против другого судна или летательного аппарата, против лиц либо имущества, находящегося на их борту. Подмандатная территория- (мандатные) - общее название бывших колоний Германии и некоторых отторгнутых от Османской империи территорий, которые Лига Нации передала после Первой мировой войны (в 1919 г.) в управление странам-победительницам на основе мандата. После Второй мировой войны мандатная система заменена системой опеки ООН. Подписание ad referendum – предварительное подписание договора до одобрения, т.е. отложенное подписание. Обычно используется в тех случаях, когда уполномоченный согласен с подготовленным текстом, но считает целесообразным получить одобрение правительства, например, если содержание текста не совсем соответствует инструкциям. Полярный сектор- пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной — Северный полюс, а боковыми границами — меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства. Посольство – постоянное дипломатическое представительство, возглавляемое послом.
ПОСРЕДНИЧЕСТВО - одна из форм улаживания межгосударственных споров, конфликтов и военных столкновений с помощью дипломатических средств. Почетный консул – лицо, не состоящее на государственной, консульской или дипломатической службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания. К. н. помимо отправления консульских функций может заниматься предпринимательской деятельностью, получать или не получать вознаграждение от представляемого государства за отправление консульских функций. Право мирного прохода- проход иностранных судов через территориальные воды без захода во внутренние воды прибрежного государства, или проход во внутренние воды этого государства, или выход из этих вод в открытое море. В случае нарушения режима территориальных вод пограничные войска прибрежного государства могут преследовать иностранное судно-нарушитель, преследование продолжается и в открытом море, до захода судна в свои территориальные воды или воды третьего государства. Основным условием правомерности преследования является его непрерывность (т.е. по “горячим следам”). ПРАВО РАЗВИТИЯ - теория, которая делает акцент на особом регулировании прав так называемых развивающихся и наиболее экономически бедных стран. ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ - сформировавшаяся в международных отношениях система нормативных и организационно-правовых средств, используемых при сотрудничестве государств в области взаимного оказания помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, требующим совершения процессуальных действий на территории более чем одной страны. ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА - предусмотренные международными договорами общественно опасные деяния, не относящиеся к международным преступлениям; посягают на нормальные отношения между государствами и наносят ущерб мирному сотрудничеству.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА - вид международных преступлений; включают планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений либо заверений, или участие в общем плане либо заговоре, направленном к осуществлению любого из вышеперечисленных действий. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - международные преступления, угрожающие основам существования наций и государств, их прогрессивному развитию и мирному международному общению. К их числу были отнесены изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации, бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также геноцид. К преступлениям против человечечства относятся также колониализм и экоцид. ПРЕФЕРЕНЦИИ - льготы при обложении таможенными пошлинами, предоставляемые для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран (минимальные ставки либо освобождение от уплаты пошлин). В РФ применяются к товарам, происходящим из развивающихся стран, список которых опубликован Правительством РФ. Признание ad hoc- означает «разовое» признание, признание на «какой-нибудь» случай, для решения конкретных вопросов. иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров, причём отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться в юридической силе договора. признание de facto-в силу факта. оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство долговечно и жизнеспособно. оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер. неполное. признание de jure- в силу закона. обязательно влечёт за собой установление дипломатических отношений. оно является полным и окончательным. предполагает установление отношений в полном объёме и сопровождается официальным признанием и установлением дипломатических отношений. ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА - морская полоса, непосредственно примыкающая к территориальному морю прибрежного государства, на которой оно может осуществлять контроль, необходимый для того, чтобы: а) предотвращать нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) наказывать за такие нарушения. Режим П.з. регулируется Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Последняя устанавливает ширину П.з. в 24 морские мили, отсчитываемые от исходных линий. Следовательно, собственная ширина П.з. за внешней границей территориального моря составляет 12 морских миль. примирение- как средство мирного урегулирования споров примирение, в отличие от обследования, включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации. Принимающее государство – (англ. admitting state) - в дипломатической практике и международном праве государство, на территории которого проводится международная конференция, совещание, сессия органа международной организации и т.п., находится штаб-квартира международной организации или представительство иностранного государства. Присоединение – акт согласия на обязательность договора, заключенного другими государствами. Возможность присоединения предусматривается в самом договоре или согласия его участниками. Пролонгация – продление действия договора сверх предусмотренного при его заключении срока действия. Производится двумя способами: а) путем заключения специального соглашения (протокола) о продлении договора на определенный срок; б) путем включения условия о продлении в самый текст договора. При этом обычно имеет место автоматическая пролонгация, когда в договоре предусматривается, что если ни одна из договаривающихся сторон не сделает заявление об отказе от договора за определенное время до истечения срока его действия, то договор автоматически считается продленным на определенный указанный в нем срок. Промульгация (от лат. promulgatio - объявление, обнародование) - в конституционном праве ряда зарубежных государств опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные конституцией или законом сроки. Только после П. закон, как правило, обретает обязательную силу. ПРОТЕКЦИОНИЗМ - экономическая и правовая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Разведчик – см. синоним шпион. Ратификационная грамота - документ, подтверждающий ратификацию международного договора. Обычно подписывается главой государства (правительства) и скрепляется подписью министра иностранных дел. Р.г. может сдаваться на хранение (депонироваться) депозитарию многостороннего договора. При заключении двустороннего договора нередко производится обмен Р.г. между его участниками. Ратификация (позднелат. ratificatio, от лат. ratus - утвержденный и facio - делаю) - 1) утверждение верховным органом государственной власти данной страны международного договора, заключенного ее уполномоченным. Регистрация – внесение в специальный регистр международной организации вступившего в силу международного договора, что позволяет ссылаться на него в органах такой организации. Регистрация осуществляется в секретариатах ООН, ИКАО и др. международных организаций. Реквизиция - от лат. requisitio - требование), принудительное изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества. РЕКТИФИКАЦИЯ ГРАНИЦЫ - незначительные изменения или уточнения на местности относительно линии государственной границы, ранее установленной международным договором. Применяется при строительстве тоннелей, гидростанции и других сооружений в районе границы, а также с целью удовлетворения хозяйственных интересов государств на линии границы или вблизи от нее. Осуществляется на основе международных договоров между заинтересованными сторонами. РЕПАРАЦИИ - одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный другому субъекту в результате международного правонарушения. Репарация может выплачиваться в натуре, в виде денежной или иной материальной компенсации либо одновременно реституции и компенсации убытков. РЕПРЕССАЛИИ - в международном праве правомерные принудительные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством, при помощи действий, не связанных с угрозой и применением силы. РЕСТИТУЦИЯ - в международном праве вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в его обязанности устранить или уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб, восстановив прежнее состояние, в частности путем возврата имущества, разграбленного и незаконно вывезенного с оккупированной территории.
РЕТОРСИИ - ограничения прав иностранных граждан и юридических лиц, вводимые государством в ответ на подобные ограничения прав его граждан и юридических лиц. Меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаются с момента " восстановления первоначального положения". САНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - в доктрине и практике международного права. а) структурный элемент нормы международного права, указывающий на неблагоприятные последствия для государства-нарушителя; б) принудительные меры, осуществляемые международными организациями, прежде всего ООН; в) особая политическая форма ответственности международно-правовой как следствие международного преступления; г) индивидуальные и коллективные принудительные меры, являющиеся ответом на правонарушение международное; д) меры принуждения против государства, уклоняющегося от ответственности за совершенное им международное правонарушение. Характером санкций обладают и коллективные меры. САТИСФАКЦИЯ - форма ответственности международно-правовой (вид политической ответственности), выражающаяся в том, что государство-нарушитель предоставляет удовлетворение пострадавшему государству. Виды С.: сожаление, заверение пострадавшей стороны в недопустимости подобного впредь, извинения, наказание виновных, особые почести пострадавшему государству, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны. Зависят от причиненного ущерба и конкретной политической ситуации. Следственные комиссии- это учреждённые на основании специального соглашения между спорящими сторонами комиссия, которая должна объективно оценить фактические обстоятельства, вызвавшие спор между государствами.
Специальная миссия – временный зарубежный орган внешних сношений, называется также миссией дипломатической (временной). В ст. 1 Конвенции о специальных миссиях 1969 г. М.с. определяется как миссия, имеющая представительный и временный характер и посылаемая одним государством в др. с согласия последнего для рассмотрения определенных вопросов или выполнения в этом государстве определенной задачи. Субъект международного права- лицо, которое может иметь права и обязанности непосредственно из норм международного права и исполнять установленные этим правом способы защиты. Суверенитет- верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе; носителем С. (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (монарха в конституционных государствах и президента республики) или монарх-самодержец в силу божественного права и завоевания. ТАЛЬВЕГ – линия, соединяющая самые низшие точки дна речной долины, оврага и других эрозионных форм рельефа. Театр войны - в международном праве - сухопутные территории, морские акватории и воздушное пространство воюющих государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых воюющие стороны могут вести или ведут военные действия. Tabula Rasa – т.е. новое государство не связано с международными договорами государства-предшественника. Теория континуитета- учение, согласно которому правосубъектность государства идентична и непрерывна, независимо от любых внутренних изменений, при условии сохранения той же территории и того же населения, и эта идентичность неразрывно связана с непрерывным действием международных договоров для данного государства. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ (территориальные воды) - морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага - за архипелажными водами). На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница Т.м. является морской границей прибрежного государства. В настоящее время большинство морских государств (130) имеют ширину Т.м. в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом. ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ - совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ - по выработанному в ООН определению - частные, государственные или смешанные предприятия, не зависимые от страны их происхождения и имеющие в двух или более странах структуры, которые функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить их согласованную политику и общую стратегию.
Установление фактов- международные исследовательские миссии и миссии правового наблюдения на судах Постоянно проводя миссии наблюдения за судебными процессами, международные исследовательские миссии и другие подобные акции, на протяжении последних пятидесяти с лишним лет FIDH (Международная Федерация за права человека) разработала четкие и беспристрастные процедуры для установления фактов и определения лиц, ответственных за нарушения прав человека. За последние 25 лет FIDH провела более 1500 миссий в более ста странах. Эта деятельность служит также для укрепления кампаний FIDH по оповещению общественности и защите гражданских прав. Человеческое измерение международной безопасности- - это целый ряд общественно значимых процессов. Среди них демократизация общества, защита прав и свобод человека, образование, борьба с торговлей людьми, выборы, соблюдение прав национальных меньшинств, продвижение гендерного равенства и ряд других Шпион - лицо, тайно проникающее к неприятелю для собирания сведений об его расположении, силах, действиях, планах; не будучи " открытым врагом", не пользуется покровительством права войны и в случае захвата не считается военнопленным, а подлежит наказанию. ЭКОЦИД - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу ЭКСТРАДИЦИЯ - выдача одним государством другому лица для привлечения к уголовной ответственности.. Согласно общепризнанным принципам международного права экстрадиция не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток. В РФ (согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ) не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.
ЭСТОППЕЛЬ (англ. estopel - лишение права возражать) - утрата участником международного договора права ссылаться на обнаружившееся основание недействительности такового (напр., ошибка, обман, подкуп представителя государства при заключении этого договора и др.), если данный участник, после того, как ему стало известно о соответствующих фактах, определенно или молчаливо согласился с тем, что договор по-прежнему сохраняет силу.
Юрисдикция государства- это проявление суверенитета и означает государственную власть, её объём и сферу действия. Принцип «открытого неба»- в соответствии с Договором по открытому небу 1992 г. государства обязались содействовать большей открытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией. Регулярные воздушные полёты- регулируемые Чикагской конвенцией, не могут осуществляться над территорией или на территорию государства-участника иначе чем по специальному разрешению или с иной санкции этого государства. Чаще всего такое разрешение дается путем заключения соответствующих международных соглашений. «Свободы воздуха»- коммерческие права, установленные межправительственными соглашениями о воздушном сообщении и определяющие набор действий, разрешенных иностранному перевозчику на территории и воздушном пространстве страны Эксплуатант воздушного судна- физическое или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушного судна на основании права собственности, договора аренды или других правоустанавливающих документах. Эксплуатантом может быть также государство или международная организация, например, ООН, если они непосредственно руководят эксплуатацией воздушного судна. ius cogens- императивные нормы международного права lex posterior- позднейшим законом отменяется более ранний lex specialis- специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон» liability- материальная ответственность за деяние opinio iuris- нормы обязательные для исполнения 4 основания приемлимости: ratione temporis (время ), ratione loci ( место ), ratione personae ( лицо )
|