Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окружающей среды






Для учета количественных, качественных и иных характе­ристик природных ресурсов, а также объема, характера и режи­ма их использования ведутся государственные кадастры при­родных ресурсов. Оценка рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие управленческих решений основываются на статистическом и бухгалтерском учете.

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Основными принципами формирования системы природно-ресурсных кадастров является обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количес­твенного и качественного учета природных ресурсов, распреде­ления их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Сведения, состав­ляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. Постановле­нием правительства Республики Беларусь " О государственных кадастрах природных ресурсов" (1993) предусмотрены климатический, земельный, водный, лесной кадастры, кадастр животного, растительного мира, торфяного фонда, кадастр отходов (характеристика отдельных видов природно-ресурсных кадастров дана в разделе 2).

Развитие рыночных отношений значительно расширяет сферу использования кадастровой информации, предъявляет к ней повышенные требования. Так, исходя из установленной в кадастрах ценности могут определяться стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, которые причинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны.

Балансовый учет в сфере природопользования ведется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяй­ственного использования. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым. В практике балансового учета составляются балансы недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы.

Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономи­ко-статистическим учетом и анализом природопользования и природоохранной деятельности. Впервые система показателей статистики окружающей среды вводится в 1973 г. Она была призвана обеспечивать контроль выполнения плана природоох­ранных мероприятий. Разрабатываются и внедряются формы статистической отчетности предприятий:

ф. № 18-КС " Отчет о капитальных вложениях на мероприя­тия по охране и рациональному использованию природных ресурсов";

ф. № 4-ОС " Отчет о текущих затратах на охрану природы"

ф. № 2-тп (воздух) " Отчет об охране атмосферного воздуха";

ф. № 2-тп (водхоз) " Отчет об использовании воды" и некоторые др.

Созданная отчетность явилась своего рода статистическим мониторингом, обеспечивающим сбор сведений о наиболее острых проблемах, связанных с воздействием антропогенной деятельности на отдельные элементы окружающей среды. В настоящее время система показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов включает разделы:

♦ охрана и рациональное использование водных ресурсов;

♦ загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха;

♦ состояние и охрана земельных ресурсов;

♦ охрана и рациональное использование лесных ресурсов;

♦ наличие, состояние и охрана заповедных территорий, охрана животных;

♦ образование, удаление и утилизация отходов производства и потребления;

♦ затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных мощностей;

♦ радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал