Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Окружающей среды Республики Беларусь
В нашей стране в условиях суверенитета оценка совокупного экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха и водных источников была впервые осуществлена в 1994 г. специалистами НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь. В 1999 г. с учетом изменившейся экономической ситуации эта работа была продолжена, и результатом ее явились расчеты совокупного экономического ущерба от традиционного загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, водных источников и др.) и ущерба, нанесенного природным ресурсам страны в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в целом по стране, в областном разрезе, а также по крупным промышленным центрам и бассейнам рек за период 1995—1998 гг. При оценке экономического ущерба от загрязнения воздушного бассейна в качестве методической основы были взяты разработки Сумского филиала Харьковского политехнического института. Оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха в целом по населенному пункту или региону (область, республика) проводилась разработчиками в соответствии с методикой исходя из обезличенных данных о валовых выбросах в атмосферу, их относительной агрессивности (приведенная масса загрязняющих веществ), удельного экономического ущерба, причиняемого определенному типу реципиентов, и поправочных коэффициентов по формуле (17.4) где Уi — экономический ущерб, р./год; γ i — региональный (регионально-отраслевой) поправочный коэффициент для i-гo реципиента; σ i— поправочный коэффициент, зависящий от численности реципиентов i-гo вида в обследуемом регионе (населенном пункте); yi — удельный экономический ущерб, причиняемый i-му реципиенту, р./усл. т; Mj — объем выброса в атмосферу j-гo загрязнителя, т/год; Аij — коэффициент относительной агрессивности j-й примеси для i-гo реципиента. В качестве реципиентов рассматривались население, жилищно-коммунальное хозяйство, основные промышленно-производственные фонды, сельскохозяйственные и лесные угодья. Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха" проводилась в целом по Республике Беларусь, областям, а также по 10-ти крупнейшим городам. Из-за отсутствия или недостатка информации оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы проводилась с учетом только выбросов вредных веществ от стационарных источников. Величины экономического ущерба рассчитаны в сопоставимых ценах 1998 г. (табл. 17.2).
Таблица 17.2 Экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха, млрд. р.
По оценкам разработчиков, наибольший ущерб загрязнением атмосферного воздуха в 1998 г. нанесен населению (34, 6 %), а также объектам жилищно-коммунального хозяйства (23, 1 % и основным промышленно-производственным фондам предприятий(20, 1 %) (рис. 17, 1). По сравнению с 1995 г. экономический ущерб увеличился в 1, 8 раза. Если в 1995 г. величина экономического ущерба составила 1, 2 % от ВВП, то в 1998 г. — 1, 8 % Однако по сравнению с 1994 г. отношение экономического ущерба к ВВП значительно снизилось (в 1994 г. оно составило 3, 2 %). Это снижение связано с уменьшением объема вредных выбросов в атмосферный воздух и прежде всего со значительным снижением выбросов пятиокиси ванадия, который относится к веществам 1-го класса опасности и является основным ущербообразующим ингредиентом для населения. Всего же, по сравнению с 1995 г., объем вредных выбросов сократился в 1, 2 раза, что обусловлено главным образом увеличением доли газа в топливно-энергетическом балансе и проведением атмос-фероохранных мероприятий. Как видно из графика (рис. 17.2), спад в экономике страны, происходивший в 1990—1995 гг., повлиял и на снижение величины экономического ущерба; последующее оживление экономики вызвало рост экономического ущерба. Динамика экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха в целом по стране показана на рис. 17.2. Ущерб от загрязнения водных источников рассчитывался в целом по Республике Беларусь, по бассейнам рек, областям и г. Минску. Годовой экономический ущерб определялся формуле
(17.5)
где У — экономический ущерб (тыс. р.); γ — удельный базовый норматив ущерба от сброса загрязняющего вещества, 2508, 8 тыс. р./усл. т; σ K— коэффициент, учитывающий особенности водохозяйственных участков; М — приведенная масса годового сброса загрязнителя (усл. т/год) в зависимости от его токсичности (опасности), определяется как произведение показателя относительной опасности конкретного загрязнителя (Ai) на общую массу годового сброса (т/год). Величина Аi — обратная значению ПДК данного вещества в водоемах, используемых для рыбо-хозяйственных целей.
Рис 17.1. Структура экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха в 1998г. по реципиентам.
Рис. 17.2. Экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха
Ущерб от загрязнения водных источников рассчитывался в Целом по республике, областям и областным центрам. В расчетах учитывались загрязнения природных вод следующими ингредиентами: органическими веществами (ВПК), нефтепродуктами, взвешенными веществами, сульфатами, азотом аммонийным, азотом нитритным, медью, другими металлами (железом, цинком, никелем, хромом). Сами разработчики отмечали, что оценка ущерба является укрупненной, носит приблизительный характер ввиду погрешностей исходной статистической базы данных, учета далеко не всех ингредиентов загрязнения. Кроме того, при определении ущерба от загрязнения водных источников в расчет брались только сбросы сточных вод, а ведь загрязнение происходит и в результате смыва удобрений с сельхозугодий, ливневого стока с урбанизированных территорий, что не было учтено. Полученные данные расчетов в динамике показали снижение абсолютного экономического ущерба от загрязнения водных ресурсов за период с 1990 г. по 1996 г. (табл. 17.3), что объясняется кризисным состоянием экономики, падением производства, сокращением объемов сбрасываемых в водоемы сточных вод. Рост промышленного производства, начиная со второй половины 1995 г., вызвал увеличение сброса загрязняющих веществ в водные источники, однако темпы загрязнения " отстают" от роста ВВП в среднем на 20—25 процентных пунктов. Закрепление такой тенденции — основополагающий фактор экономического развития страны и оздоровления экологической обстановки, рационального и экономного использования водных ресурсов. В связи с этим, как считают специалисты, в обязательном порядке должно выполняться условие: при росте производства на 1 % удельные экологические нагрузки на водные объекты (лимиты водопотребления и водоотведения) снижаются на 0, 2 %. Таблица 17.3 Экономический ущерб от загрязнения водных источников Беларуси в сопоставлении с показателями валового внутреннего продукта (в ценах 1998 г.)
Суммарный ущерб от загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками выбросов и от сброса загрязнителей в водные источники составил в 1998 г. 25 905, 8 млрд. р., или 4 % ВВП. В структуре совокупного экономического ущерба 54, 4 % приходится на ущерб от загрязнения водных источников и 45, 6 % — атмосферы. Анализ величины экономического ущерба показывает, что до 1996 г. общий ущерб снижался, а начиная с 1997 г. происходит рост абсолютных и удельных величин ущерба (табл. 17.4), что обусловлено начавшимся ростом промышленного производства и объемов ВВП и, соответственно, уровней воздействия на природную среду. Таблица 17.4 Сопоставление суммарного экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха и водных источников с показателями валового внутреннего продукта Республики Беларусь (в ценах 1998 г.)
Однако темпы роста суммарного экономического ущерба значительно превышали темпы роста ВВП. По сравнению с 1996 г., в 1997 г. ущерб увеличился на 14, 8 % (ВВП — 11, 4 %), а в 1998 г., по сравнению с 1997 г., — на 28 % (ВВП — 8, 3 %). Все это свидетельствует о снижении эффективности природоохранных мероприятий, недостаточном контроле за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ, ухудшении состояния очистных сооружений, росте ущербоемкости производства (рис. 17.3).
Рис. 17, 3. Динамика показателей суммарного и удельного экономического ущерба и объемов ВВП за 1990—1998 гг.
Следует отметить, что разработчики НИЭИ Минэкономики не оценивали экономический ущерб от непосредственного загрязнения и истощения земельных ресурсов и ресурсов недр (а его значения могут составлять до 1/3 совокупного ущерба), тем не менее полученная величина ущерба от загрязнения только двух сред (воздушной и частично водной) составила 4 % объема валового внутреннего продукта. При оценке экономического ущерба от радиоактивного загряз нения природной среды в результате чернобыльской катастрофы специалистами НИЭИ учитывались следующие виды потерь: ♦ прямые и косвенные потери из-за радиоактивного загрязнения природных ресурсов и экосистем; ♦ упущенная выгода от недобора продукции в результате полного или частичного прекращения хозяйственной, рекреационной и иной деятельности в соответствующих экосистемах; ♦ дополнительные затраты на радиационно-экологический монито-ринг, охрану и поддержку природных ресурсов, получение продукции в соответствии с республиканскими допустимыми уровнями. Рассчитаны также дополнительные затраты на радиационно-экологический мониторинг и радиационный контроль объектов окружающей природной среды (табл.17.5), составляющие в среднем за год 16 915 млн. р. (в ценах 1998 г.).
Таблица 17.5 Затраты на радиоэкологический мониторинг и радиационный контроль объектов окружающей среды
Экономический ущерб, нанесенный природным pecypcaм страны чернобыльской катастрофой за 1996—1998 гг., оценивается специалистами НИЭИ Минэкономики в 231, 5 трлн. р., что равно 97, 7 % консолидированного бюджета Беларуси в 1998 г. В структуре экономического ущерба наибольшую долю (68, 6 %) составляет ущерб от потерь запасов минерально-сырьевых ресурсов (рис. 17.4). Это обусловлено выводом из природопользования 18 месторождений полезных ископаемых, балансовые запасы которых составляют 755 тыс. м3 глин для производства кирпича, облицовочных камней и дренажных труб, 229 тыс. м строительного и силикатного песка, 2057 тыс. т известкового сырья, 1047 тыс. т торфа, 26 млн. т промышленных запасов нефти.
0, 9 % - минерально-сырьевые ресурсы 30, 5 % - земельные ресурсы и угодья лесные 68, 6 % - угодья и водные ресурсы
Рис.17.4. Структура экономического ущерба, понесенного Республикой Беларусь в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС за период 1996—1998 гг.
Существенным является ущерб, нанесенный земельным ресурсам и угодьям (30, 5 %). Упущенная выгода от вывода из оборота сельхозугодий составила 68, 2 трлн. р., дополнительные затраты на восстановление сельхозугодий и обеспечение производства сельскохозяйственной продукцией в соответствии с республиканскими допустимыми уровнями — 2, 4 трлн. р. Большой урон нанесла чернобыльская катастрофа лесным угодьям. Более четверти лесного фонда Беларуси подверглось радиоактивному загрязнению. Ежегодные потери древесных ресурсов превысили в 1996—1998 гг. 2, 7 млн. м3, или 195 млрд. р. (в ценах 1998 г.). Вследствие неиспользования материальных компонентов леса размер ущерба за 1996—1998 гг. оценивается в 1452, 3 млрд. р., в том числе в 1998 г. — 485, 6 млрд р. Дополнительные затраты на содержание и защиту леса составляют 55, 5 млрд р. (около 4 % от общего размера ущерба, нанесенного лесному хозяйству). Отсутствие методики расчета экономического ущерба от прекращения рекреационной функции леса вследствие его радиоактивного загрязнения не позволило рассчитать данный вид ущерба, что соответственно сказалось на суммарном размере ущерба. Существенной составляющей ущерба от радиоактивного загрязнения водных источников является снижение вылова рыбы. Экономические потери от сокращения вылова рыбы только из Припяти (30-километровая зона) за 1996—1998 гг. оцениваются в 1387, 5 млн. р. В суммарном экономическом ущербе, нанесенном водным ресурсам и источникам в результате чернобыльской катастрофы, увеличиваются расходы на обеспечение населения чистой питьевой водой. В 1998 г. они составили 212, 9 млрд. р., или 137 %. к уровню 1996 г. За 1996—1998 гг. дополнительные затраты на строительство объектов по водоснабжению населения Гомельской и Могилевской областей оцениваются в 552, 8 млрд. р. Необходимо учесть, что существующие методики расчета экономического ущерба весьма несовершенны. Экономический ущерб всегда занижен против реально существующего (неучтенная его часть составляет 30—40 %) из-за невозможности выразить при нынешнем развитии экономической науки все виды натурального ущерба в стоимостной форме.
|