Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема северо-восточного морского пути






Почти одновременно с
вопросом о Северо-Западном морском пути из Европы в Китай и Индию возник второй: как далеко к северу простирается Азия и возможно ли вдоль ее берегов пройти из Атлантики в Тихий океан, найти Северо-Восточный морской путь?

Северные берега Восточной Европы от Скандинавии до Новой Земли в XV и XVI вв. уже были довольно хорошо известны русским поморам, выходцам из Новгорода, а затем и из Московии, заселявшим побережье Белого моря и Кольского п-ова по крайней мере с XII столетия На своих «ло'дьях» и «кочах» они бесстрашно бороздили воды Белого и Баренцева морей, нередко уходя на промысел морского зверя и рыбную ловлю далеко в неиз­вестные просторы Арктики. В XII в. им были известны воды «Студеного моря» до Груманта,

т. е. Шпицбергена, в
одну сторону, до Новой Земли — в другую, а на север — до тех мест, куда отступают морские льды в летнее время, почти до 80-й параллели. Возможно, что в
годы сильного таяния льдов они проникали и в Карское море.

Во второй половине XV в. пройти на Восток Северо-Восточным морским путем неоднократ­но пытались англичане и голландцы. В Англии было создано «Общество предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе (северным) морским путем не посещаемых». На средства этого общества плавали Ченслор и Уиллоуби (1553—1554), Стивен Барроу (1556), Пет и Джекмен (1580), но их корабли доходили лишь до Мурманского побережья или до Новой Земли, в лучшем случае до Карского моря,

Трижды ходил на Восток голландец Биллем Баренц (1594—1596) с целью «открыть удобный морской путь в царства Китайское и Синское, проходящий к северу от Норвегии, Московии и
Татарии». Корабли Баренца пытались про­биться на восток и южнее и севернее Новой Земли, но все три раза пройти в Карское море им не удавалось. В третьем плавании Баренц обошел мыс Желания, но вынужден был за­зимовать в Ледяной гавани. Весной 1597 г., возвращаясь к материку на двух шлюпках, Баренц скончался.

В плаваниях в
Арктике, немалую помощь англичанам и голландцам оказывали русские поморы, иногда спасая мореходов от неминуемой гибели.

В конце XVI в. русские уже регулярно ходили к устью Оби, а может быть, и Енисея.

Вскоре же после похода Ермака (1581 — 1583) в низовьях Оби были построены Березов­ский городок и Обдорск (ныне Салехард), а через семь лет на р. Таз — Мангазейский острог. Долгое время они служили портами для отправки пушнины морем в Архангельск, а
оттуда в Москву. В начале XVII в. русские мореплаватели уже нередко доходили до устья Енисея и до р. Пясины. Тем временем русские землепроходцы продвигались на восток и по су­ше, и по рекам Зауралья. Они прошли всю За­падную Сибирь до Енисея.

В 1622—1623 гг. от Енисея прошел вверх по р. Нижней Тунгуске отряд землепроходца Пенды, перевалил через водораздел и вышел на р. Лену. В 1632 г. енисейский сотник Петр Бекетов заложил Якутск, а через 10 лет отряды казаков спустились до устья Лены; отсюда Ребров прошел морем на запад до р. Оленек, а Перфирьев — на восток до р. Яны. Вскоре кочи землепроходцев стали доходить до р. Анабар, а на восток — до Индигирки. «Служилый человек Михаил Стадухин со това­рищи» прошел к устью Колымы и в 1644 г. заложил Нижне-Колымский острог. Самый трудный участок Северного морского пути в обход Таймырского п-ова был пройден неиз­вестной морской экспедицией около 1620 г. Остатки зимовья этой экспедиции были найдены полярниками в 1940 г. на о-ве Фаддеевский и на материке в заливе Симса. Тут были развалины хижины, остов судна, посуда (медные котлы), морские приборы (маточка, т. е. компас), ножи, много монет начала XVII в. и даже обрывки полуистлевшей «жалованной грамоты». Кто именно, куда и с какой целью шел морем на восток — пока еще не разгадано.

Открытие последнего участка Северо-Во­сточного прохода в Тихий океан связано с именами Семена Дежнева и Федота Попова. Дежнев был «служилый человек». Он около 20 лет скитался по Сибири, большей частью как надсмотрщик за сбором ясака в казну, не раз участвовал в боях с чукчами, был ранен их стрелами, не раз зимовал в
трудных усло­виях, терпел нужду и голод.

Федот Попов служил в
приказчиках у мос­ковского купца Усова и заботился о его инте­ресах в Сибири. На его средства в 1647 г. он снарядил в плавание на восток от Колымы четыре коча. В этом походе участвовал и Семен Дежнев. Плавание было неудачным: непрохо­димые льды преградили путь. В следующем году (1648) было снаряжено семь кочей с
командой 90 человек. Вскоре два коча были

разбиты льдами во время бури. Люди вышли по льдам на берег, но все погибли от голода и в стычках с коряками. Другая буря отбила еще два коча, и они пропали без вести. Воз­можно, что их отнесло к берегам Америки. Когда оставшиеся три коча дошли до мыса «Большого каменного носа», о скалы разбился еще один из них. Люди едва спаслись и разме­стились на уцелевших кочах Дежнева и По­пова. Коч Дежнева за мысом повернул к югу; после жестокого шторма его выбросило на берег у скалистого подножия Корякских гор.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал