Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическое значение спорта в обществе
Хотя термин «педагогика спорта», используемый для обозначения самостоятельной научной дисциплины, относительно молод, некоторые из важнейших проблем и направлений этой науки возникли, в принципе, очень давно. Первые следы их обнаружения ещё в античной философии. Наряду с Аристотелем особенно большое внимание вопросам педагогики уделял Платон, сформулировавший в рамках своей обширной философской системе мысли, которые вплоть до нашего времени в значительной степени способствовали развитию педагогики, связав её с общефилософскими воззрениями на жизнь и мир. Опираясь на свою философско-педагогическую систему, Платон во взвешенных, тщательно продуманных и в ряде случаёв близко соприкасающихся с нашей современностью формулировках доказывает необходимость «спортивного воспитания», не применяя, разумеется, самих понятий «спорт» и «спортивное воспитание». Нет, он говорил о гимнастике и гимнастическом воспитании. Жан Жак Руссо - и в этом его неоспоримая заслуга на ниве педагогики - задаётся вопросом о целях собственно воспитания как такового, не рассматривая его как средство для осуществления вне педагогических задач. При этом его интересует, прежде всего, период детства, за что в его адрес звучали и до сих пор звучат восторженные отзывы, прославляющие его как первооткрывателя этой фазы человеческой жизни. Он считал ребёнка - в отличии от господствовавшей в течение столетий практики - не незавершённой карикатурой на взрослого, а полноценным существом. Такое отношение к ребёнку предусматривает уважение к нему как к самостоятельной личности, обладающей собственным миром чувств. Ребёнок уравнивается в правах со взрослым, он в известной мере «эмансипируется». Для Руссо, страстного борца за свободу человека, это почти сама собой разумеющаяся вещь. Но это не всё - открыв ребёнка, Ж. Ж. Руссо открывает и юношу, молодого человека («второе рождение - начало юности»), и одновременно с этим - телесную природу человека. Хотя и до Руссо было известно, что человек - это существо, обладающее не только духом и рассудком, но и чувствительностью, Жан Жак Руссо впервые в контексте педагогической теории Нового времени провозгласил и обосновал идею о настоятельной необходимости физического воспитания. Особенно впечатляющим свидетельством этого явления его утопический роман «Эмиль» (1762), где он изложил теорию «естественного воспитания», которое, как он надеялся, исцелит и пороки его времени. Дальнейшие важные «восстановительные работы», способствовавшие становлению педагогики спорта в том виде, как она существует сегодня, вели Альтрок, Местер, Л. Дим, Ханебут, Бернетт, Шмитц, Групе, Хеккер и др. в ФРГ, Гроль, Рекла и др. в Австрии. Все они прилагали и прилагают усилия для того, чтобы упрочить положение физического воспитания, спорта и игры в системе наук. Педагогика имеет дело с объектами (системами), содержащими человека в качестве основного элемента. Один из важнейших каналов поступления информации в такую систему - обучение. Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определённо утверждает необходимость формирования физической культуре личности детей, учащихся, студентов, обосновывая тем самым философско-культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию. Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие: забота о поддержании в норме усовершенствований своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии, уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; степень ориентации на заботу о своём физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков. Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности. Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха. Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание. Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убеждённости, потребно-деятельного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью. Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием. Валеологическое воспитание. В основу этого воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни. Здоровье человека - проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда учёных, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим показателям обществах. В связи с этим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности. Олимпийское воспитание. Одним из путей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания - вот те человеческие ценности, которые заложены в основе физической и спортивной культур. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией объединяющей, как указывается в Олимпийской хартии, «в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума». Олимпизм - социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта. Педагогика спорта даёт представление о необходимости подготовки профессиональных компетентных специалистов, которые будут способны на основе сформированных процессов саморазвития, самосовершенствования разрабатывать проекты по разрешению любой проблемной ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно-спортивной деятельности.
|