![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация библиотечных инноваций
Специалисты производственной сферы подразделяют инновации на: · - продуктовая – внедрение новых или усовершенствование продуктов. · - технологическая – изменение в средствах и методах производства. · - нетехнологическая – изменение в организационных формах хозяйственной деятельности. · - процессная – предусматривает освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. Основная их цель и их разновидности – получение прибыли. В некоммерческой сфере все классы инноваций направлены на повышение уровня информационно-культурного обслуживания населения, социальной роли библиотеки. Так, Суслова подразделяет библиотечные инновации на 3 группы: · - продуктовая – новые продукты или услуги. · - технологическая – новая техника и технология. · - управленческая – новые методы управления, новые формы использования аппарата управления. С. А. Басов наряду с тремя вышеперечисленными называет четвертый тип – социальные – удовлетворение социально-культурных потребностей работников библиотек. Н. А. Толканюк предлагает следующую классификацию библиотечных инноваций по содержанию и целям: · - предметно-целвая – направлена на разработку и внедрение новых библиотечных услуг · - технико-технологическая – направлена на разработку и внедрение новых средств и технологий для более эффективного удовлетворения новых или прежних читательских потребностей · - организационно-управленческая – направлена на разработку и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом · - социально-экономическая – направлена на разработку и применение экономических механизмов функционирования библиотечных учреждений. · - комплексные – представляют собой органичное единство 2-х, 3-х или всех указанных выше видов. Е. Ю. Качанов в отличии от предыдущих ученых разработал многомерную классификацию с учетом особенностей и дополнительных характеристик инноваций. Она выделяет следующие признаки: · - уровень новизны · - место в библиотечном производстве · - объект изменений · - цели изменений · - источник инициативы · - отношение к своему предшественнику · - объем применения · - социально-психологические условия внедрения · - степень рыночной новизны · - степень завершенности · - масштаб распространения и коммерционизации Существуют и другие классификационные типы в библиотечной инновации. Все их можно свести к 4-м основным: · - организационные – направлены на установление внешних коммуникаций с библиотеке, адаптации к внешней среде, формирование библиотечной политики, изменение структуры библиотеки. · - продуктные – ориентированы на расширение ассортимента услуг, появление принципиально новых услуг, продвижение их в сообщества. · - методико-технологические – связаны с разработкой и использованием новых методик внутренней работы библиотеки, библиотечных услуг, техники и технологий. · - управленческие – направлены на непрерывное профессиональное развитие сотрудников библиотеки и реализацию творческого потенциала каждого. В библиотеке инновации прежде всего связаны с теми изменениями, которые происходят во внешней среде библиотеки. Однако их специфическая черта - связь инновации с библиотечным традициями.
|