Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация библиотечных инноваций






Специалисты производственной сферы подразделяют инновации на:

· - продуктовая – внедрение новых или усовершенствование продуктов.

· - технологическая – изменение в средствах и методах производства.

· - нетехнологическая – изменение в организационных формах хозяйственной деятельности.

· - процессная – предусматривает освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции.

Основная их цель и их разновидности – получение прибыли.

В некоммерческой сфере все классы инноваций направлены на повышение уровня информационно-культурного обслуживания населения, социальной роли библиотеки.

Так, Суслова подразделяет библиотечные инновации на 3 группы:

· - продуктовая – новые продукты или услуги.

· - технологическая – новая техника и технология.

· - управленческая – новые методы управления, новые формы использования аппарата управления.

С. А. Басов наряду с тремя вышеперечисленными называет четвертый тип – социальные – удовлетворение социально-культурных потребностей работников библиотек.

Н. А. Толканюк предлагает следующую классификацию библиотечных инноваций по содержанию и целям:

· - предметно-целвая – направлена на разработку и внедрение новых библиотечных услуг

· - технико-технологическая – направлена на разработку и внедрение новых средств и технологий для более эффективного удовлетворения новых или прежних читательских потребностей

· - организационно-управленческая – направлена на разработку и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом

· - социально-экономическая – направлена на разработку и применение экономических механизмов функционирования библиотечных учреждений.

· - комплексные – представляют собой органичное единство 2-х, 3-х или всех указанных выше видов.

Е. Ю. Качанов в отличии от предыдущих ученых разработал многомерную классификацию с учетом особенностей и дополнительных характеристик инноваций. Она выделяет следующие признаки:

· - уровень новизны

· - место в библиотечном производстве

· - объект изменений

· - цели изменений

· - источник инициативы

· - отношение к своему предшественнику

· - объем применения

· - социально-психологические условия внедрения

· - степень рыночной новизны

· - степень завершенности

· - масштаб распространения и коммерционизации

Существуют и другие классификационные типы в библиотечной инновации. Все их можно свести к 4-м основным:

· - организационные – направлены на установление внешних коммуникаций с библиотеке, адаптации к внешней среде, формирование библиотечной политики, изменение структуры библиотеки.

· - продуктные – ориентированы на расширение ассортимента услуг, появление принципиально новых услуг, продвижение их в сообщества.

· - методико-технологические – связаны с разработкой и использованием новых методик внутренней работы библиотеки, библиотечных услуг, техники и технологий.

· - управленческие – направлены на непрерывное профессиональное развитие сотрудников библиотеки и реализацию творческого потенциала каждого.

В библиотеке инновации прежде всего связаны с теми изменениями, которые происходят во внешней среде библиотеки. Однако их специфическая черта - связь инновации с библиотечным традициями.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал