Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Нормы браковки синтетических канатов
1. Визуальный осмотр синтетических канатов, находящихся в эксплуатации, на предмет выявления степени их износа должен проводиться по всей длине и не реже одного раза в три месяца. Результаты осмотра должны фиксироваться в журнале. 2. Осмотр швартовов следует производить через каждые 4 - 5 швартовок, а в случае стоянок судна на швартовах при сильных ветрах и течениях - до начала следующих швартовных операций. 3. Осмотр канатов, используемых в качестве буксиров, следует производить после каждой буксировки судов или плавсредств. 4. Основной причиной повреждения синтетических канатов является износ, обуславливаемый: истиранием наружных волокон (пленки, мононитей); местным истиранием каната на острых кромках, надрезами, внутренними или наружными надрывами; трением, вызванным повторными перегибами каната и характеризуемым наличием разрыхленных или растертых прядей; перегрузкой, характеризуемой повышением жесткости канатов, особенно полиамидных, и наличием остаточного удлинения, которое легко может быть замечено, если канат перед применением был маркирован несмываемыми отметками или кольцами из тонкой резины. 5. Для определения степени износа каната по признакам, перечисленным в п. 4 настоящего РТМ, следует выбирать наиболее изношенный и поврежденный участок. На этом участке на длине 0, 3 - 0, 5 м слегка раскручивается канат, а затем поочередно пряди и определяется число разрушенных и поврежденных комплексных нитей (мононитей или из фибриллированной пленки). Степень износа каната представляет собой отношение количества поврежденных нитей к общему количеству в новом канате и выражается в процентах. Допустимые нормы повреждений нитей устанавливаются для каждого типоразмера каната экспериментальным путем. В связи с отсутствием таких норм следует считать, что швартовный или буксирный канат подлежит замене, если в рабочей его части на длине, равной 8 диаметрам для крученых трехпрядных и 10 диаметрам для плетеных восьмипрядных, число обрывов и повреждений в виде нитей составляет 15% и более общего количества нитей в новом канате. 6. Несветостабилизированные синтетические волокна (мононити, фибриллированная пленка) канатов разрушаются при длительном воздействии на них солнечных лучей. 7. Потеря разрывной нагрузки синтетического каната вследствие длительного воздействия на него солнечных лучей представляет собой отношение разности разрывных нагрузок номинальной и после воздействия солнечных лучей к номинальной разрывной нагрузке нового каната и выражается в процентах. Нормы потери разрывной нагрузки каната в зависимости от продолжительности их непрерывного нахождения под открытым небом устанавливаются для каждого типоразмера каната экспериментальным путем. В связи с отсутствием таких норм следует считать, что потеря разрывной нагрузки каната в целом примерно составляет (в %) после непрерывного нахождения канатов под открытым небом в течение: 4 месяцев: полиэфирных - 2 - 3; полиамидных - 4 - 6; полипропиленовых - 6, 8 - 8; 8 месяцев: полиэфирных - 3 - 5; полиамидных - 6 - 8; полипропиленовых - 8 - 10; 12 месяцев: полиэфирных - 5 - 8; полиамидных - 8 - 10; полипропиленовых - 12 - 15. 8. Потеря разрывной нагрузки синтетического каната от воздействия солнечных лучей снижается с увеличением его размера (длины окружности, диаметра). Для канатов с длиной окружности от 90 до 150 мм потеря разрывной нагрузки от воздействия солнечных лучей составляет в 1, 3 раза, а для канатов с длиной окружности свыше 150 мм - в 1, 5 раза меньше величин, приведенных в п. 7 настоящего РТМ. 9. При длительных стоянках судов применение синтетических канатов в качестве швартовов не рекомендуется. 10. Во всех случаях канаты после непрерывного нахождения под открытым небом в течение 12 месяцев подлежат испытаниям на предмет установления разрывной нагрузки с целью определения возможности дальнейшей их эксплуатации. Отбор образцов и методы испытаний канатов должны производиться по Правилам Регистра СССР. При потере разрывной нагрузки свыше 30% от номинальной разрывной нагрузки нового каната - канат подлежит выбраковке. 11. Участки канатов, подвергшиеся длительному воздействию растворов кислот (полиамидные канаты) или щелочей (полиэфирные канаты), подлежат удалению, а концы - сращиванию сплесневанием. 12. Синтетические канаты подвержены разрушению при попадании на них органических растворителей: бензина-растворителя, ксилола, метакреоза, а также смазки, лаков, красок, каменноугольной смолы. Участки канатов при попадании на них перечисленных химических веществ следует тщательно очистить керосином или бензином, а затем промыть водой. 13. Учитывая, что разрывная нагрузка у пропиленовых канатов снижается с повышением температуры, следует предотвращать скольжение его по барабану лебедки и шпиля, а также " проваливание" наружных витков между ослабленными витками нижних слоев, если последние при намотке были натянуты слабо и уложены неплотно. 14. Повреждение синтетических канатов (особенно пропиленовых) происходит в основном за счет давления и вклинивания наружных витков каната между ослабленными витками нижних рядов, намотанных на барабан лебедки. При этом пряди каната на витках расплющиваются и истираются за короткий срок. Для уменьшения подобных повреждений до минимума рекомендуется: поддерживать по возможности постоянную рабочую нагрузку на канаты (30% от номинальной разрывной нагрузки нового каната); обеспечивать постоянно правильное наматывание каната на барабан (шлаги должны быть натянуты и плотно уложены). 15. Для предотвращения излома прядей и последующего разрушения каната следует избегать образования колышек на канатах крученых трехпрядных. На канатах плетеных восьмипрядных, как правило, колышки не образуются.
|