![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальное партнерство – главный механизм регулирования социально-трудовых отношений
Социальное партнерство – система институтов и механизмов регулирования социально-трудовых отношений, главный метод взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти и нанимателями посредством равноправного участия в разработке, заключении и реализации соглашений и коллективных договоров. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и многом другом. Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса их интересов на основе сотрудничества, ведет к социальному консенсусу. Оно служит инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. В нашей стране социальное партнерство определено законодательством и является главной формой «взаимодействия органов государственного управления, профессиональных союзов … при разработке и реализации социально-экономической политики государства» (статья 352 ТК). Данная позиция подтверждается и Конституцией Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 15.07.1995 № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», социальное партнерство определяется в качестве «одной из важнейших государственных задач». Таким образом, социальное партнерство нужно рассматривать и как механизм регулирования социально-трудовых отношений, и как социальный институт, и как особый вид общественных отношений, и как идеологию. В нашей отрасли вопросы социального партнерства регулируются Соглашением между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Белорусским профсоюзом работников здравоохранения на 2014 – 2015 годы, заключенным 13 января 2014 г. Обеспечение трудовых и социальных прав и интересов работников здравоохранения, учащейся молодежи, поддержание стабильной работы коллективов являются главными направлениями Соглашения. Соглашение направлено на совершенствование взаимодействия между Министерством здравоохранения и отраслевым профсоюзом и выступает в качестве одного из правовых средств регулирования трудовых отношений, устанавливает минимальные, обязательные для применения социальные гарантии на уровне отрасли и служит основой для заключения коллективных договоров. Белорусский профсоюз работников здравоохранения строит свою практическую работу так, чтобы использовать все рычаги профсоюзного воздействия, закрепленные действующим законодательством и Соглашением. Важнейший из таких рычагов – система социального партнерства. Профсоюз стремится развивать и укреплять эту систему как основной механизм социальной защиты, реализации трудовых прав работников. В соответствии с Положением о порядке осуществления общественного контроля в рамках социального партнерства профессиональными союзами и их организационными структурами осуществляется общественный контроль соблюдения законодательства о труде, защите трудовых и социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюза. Особый акцент делается на профилактику нарушений трудовых прав работников. Значительное место в работе профсоюзных органов отводится охране труда работников отрасли, улучшению условий труда, предоставлению гарантий и компенсаций по результатам аттестации рабочих мест, снижению уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Социальное партнерство, сформированное в отрасли, постоянно совершенствуется. Органами управления здравоохранением и комитетами профсоюза проводится согласованная социально-экономическая политика. При подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и связанные с ними социально-экономические интересы работников и работодателей, Министерство здравоохранения направляет соответствующие проекты для рассмотрения и внесения предложений Республиканскому комитету профсоюза. Республиканский комитет профсоюза принимает активное участие в подготовке нормативных правовых актов, а также писем, носящих разъяснительный характер и затрагивающих трудовые права и социально-экономические интересы работников отрасли. Профсоюз представлен в составе коллегиальных органов управления здравоохранением на республиканском, областном, городском уровнях. В свою очередь представители Министерства здравоохранения Республики Беларусь, управлений здравоохранения облисполкомов, комитета по здравоохранению Мингорисполкома (заместители руководителей) входят в состав президиумов соответствующих комитетов профсоюза, принимают активное участие в их работе. Все вопросы, касающиеся трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда и здоровья работников, их обучения, решаются на всех уровнях совместно с комитетами профсоюза, что позволяет проводить целенаправленную работу по расширению прав, гарантий, улучшению социально-экономического положения членов профсоюза. Выполняя свои обязательства, Министерство здравоохранения Республики Беларусь и Республиканский комитет Белорусского профсоюза работников здравоохранения проводят свою работу в условиях конструктивного взаимодействия и социального партнерства, соблюдения договоренностей, достигнутых в ходе двухсторонних переговоров и консультаций.
|