![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позитивные стереотипы
• Старики относятся к довольно зажиточной категории населения. • Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины, и их много. • Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы. • Большинство старых людей отличаются зрелостью, жизненным опытом и мудростью. Они интересные люди. • Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы по отношению к детям. • Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам. Исследование, проведенное в Москве на отечественной выборке по изучению стереотипов пожилых людей [Краснова, 1998], обнаружило, что почти во всех половозрастных группах присутствуют такие представления о пожилых, как их социальная изоляция (одиночество), низкий материальный уровень, плохое здоровье. Однако в данном исследовании выявилось, что к пожилым людям не всегда в действительности относятся негативно, оказались значимыми представления о том, что «старших нужно уважать», «пожилые вызывают жалость и сострадание», «необходима социальная защита пожилых». В другом исследовании показано, что представления людей старше 60 лет несколько отличаются от представлений людей, не достигших 60-летнего возраста [Зайцева, 2008]. Позитивные характеристики (отходчивые, спокойные) имеют больший вес в автостереотипе, а негативные (тревожные, слабые, капризные) имеют больший вес в гетеростереотипе. При этом у мужчин с возрастом представление о старых людях меняется равномерно от менее позитивного к более позитивному. У женщин эти изменения более скачкообразны: наименее позитивное представление о старых людях имеют женщины в возрасте от 18 до 30 лет. Таким образом, установки в отношении старых людей часто амбивалентны: их считают нередко и мудрыми, и выжившими из ума, терпеливыми и вечно недовольными, одинокими и болтливыми и т. д. Однако, как правило, негативные стереотипы по отношению к пожилым людям преобладают, что приводит к стремлению избежать старости, внушает страх перед ней. Чем больше пожилые люди подвержены воздействию стереотипов, тем ниже их самоуважение [Стюарт-Гамильтон, 2002]. Эйджизм – социальная установка, выражающаяся в дискриминации по возрасту, нередко заключается в неоправданно высокой оценке именно молодости и дискриминации старых людей. Необходимо менять негативные и пренебрежительные установки по отношению к пожилым людям. Во всех развитых странах мира сегодня наблюдается явление постарения населения: увеличение доли населения старше 65 лет, причем многие из них – здоровые, высокообразованные работающие люди, полные сил, активности и творческой энергии. Важным признаком психологического старения является одновременность проявления сил и слабостей [Хойфт, Крузе, Радебольд, 2003]. Сильные стороны старости проявляются прежде всего в тех характеристиках человека, которые в наибольшей степени соприкасаются с культурой, знаниями и опытом. К ним относятся: • кристаллизованный, обогащенный опытом интеллект, характеризующийся способностью решать хорошо знакомые когнитивные проблемы; • систематические знания, которые накапливаются в течение жизни и которые в старости могут дифференцироваться и дальше, проявляясь в профессиональной компетентности; • способность решения задач развития, а также преодоления конфликтов и трудностей, в которой обнаруживается жизненная компетентность, выработанная за долгие годы жизни. Слабые стороны старости связаны с теми областями жизнедеятельности человека, которые в первую очередь определяются биологическими факторами. К ним относятся: • физическая работоспособность и адаптационная способность организма; • работа сенсорных органов; • сенсомоторные функции; • гибкость интеллекта, управляющая процессами переработки информации, восприятия и памяти и отражающаяся прежде всего в способности решения новых когнитивных проблем. 13.2
|