1. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание: Лаборатория систем мультимедиа Мар ГТУ, 2004.
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
| Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предмет химии
|
| урок формирования новых знаний
| объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
|
| Знать предмет изучения химии; понимать логическую связь между понятиями «атом», «молекула», «вещество», «тело»; определять элемент как совокупность атомов определенного вида.
| Предисловие.
§1(с.5), упр.1.
|
|
|
| Вещества
|
| урок формирования новых знаний
| объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
| индивидуальный опрос
| Знать определение важнейших понятий: простыеисложные вещества, химический элемент, атом, молекула.
Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент»
| §1.
Упр.6, 7
|
|
|
| Превращения веществ. Роль химии в жизни человека
|
| комбинированный урок
| работа с текстом учебника
| индивидуальный опрос
| Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
| §2, 3 упр.4, 5
|
|
|
| Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с текстом учебника, с периодической системой
| индивидуальный опрос
| Уметь определять положение химического элемента в ПСХЭ.
Уметь называть химические элементы.
Знать знаки первых 20 химических элементов.
| §4, упр.4, выучить знаки 20 первых элементов
|
|
|
| Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
|
| комбинированный урок
| работа с новыми терминами, понятиями, расчет молекулярных масс веществ, соотношения масс элементов, массовых долей элементов
| индивидуальный опрос
| Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава.
Понимать и записывать химические формулы веществ.
Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.
| §5, упр.4
|
|
|
| Расчеты по химической формуле вещества
|
| комбинированный урок
| самостоятельная работа
| §5, упр.1, 2, 3.
Определить качественный и количественный состав, тип вещества по формуле углекислого газа, водорода, глюкозы
| Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения
| §5 (повторить), упр.8
|
|
|
|
Тема 2. Атомы химических элементов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные сведения о строении атомов
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
| карточки
| Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента
| §6, упр.1, 5
|
|
|
| Ядерные реакции. Изотопы.
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
| индивидуальный опрос
| Знать определение понятия «химический элемент»
| §7.
|
|
|
| Строение электронных оболочек атомов
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
| индивидуальный опрос
| Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева
| §8, упр.1, 2.
|
|
|
| Периодический закон и периодическая система Химических элементов Д.И.Менделеева
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| карточки
| Знать формулировку периодического закона.
Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
Уметь характеризовать химические элементы (от H до Ca) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов
| §9 (с.53-55), упр.1
|
|
|
| Ионная связь
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| выберите формулы веществ с ионной связью: NaCl, CaS, HF
| Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь».
Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях.
| §9 (с.56-58), упр.2.
|
|
|
| Ковалентная неполярная связь
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| выберите формулы веществ с ионной связью: NaCl, CaS, HF
| Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях
| §10, упр.2, 3
|
|
|
| Ковалентная полярная связь
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях
| §11, упр.2(б)
|
|
|
| Металлическая связь
|
| комбинированный урок
| самостоятельная работа с текстом учебника
| фронтальная беседа, карточки
| Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия её с ковалентной и ионной связью.
| §12, упр.3
|
|
|
| Повторение
|
| урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
| работа по карточкам
| карточки
| Знать определения видов химической связи.
Уметьопределять в веществах химическую связь.
| Повтор.
§4-12
|
|
|
| Контрольная работа №1 по темам: «Первоначальные химические понятия»,
«Атомы химических элементов»
|
| урок контроля
| выполнение контрольной работы
| контрольная работа
| Знатьстроение атомов, виды химической связи.
Уметьопределять в веществах химическую связь.
|
|
|
|
|
Тема 3. Простые вещества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Простые вещества - металлы
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение ключевых вопросов
| фронтальная беседа
| Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов.
| §13.
|
|
|
| Простые вещества - неметаллы
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение, работа с терминологией, заполнение таблицы
| фронтальная беседа
| Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.
| §14, упр.3.
|
|
|
| Количество вещества. Молярная масса
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, выполнение расчетов по образцу
| индивидуальный опрос
| Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи).
| §15, упр.2.
|
|
|
| Молярный объем газов. Закон Авогадро
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, выполнение расчетов по образцу
| фронтальная беседа, карточки
| Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи)
| §16, упр.5.
|
|
|
| Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «Молярный объем», «число Авогадро»
|
| урок-упражнение
| выполнение расчетов по образцу
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества; объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи)
| Повтор.
§15-16, упр.3 на с.82, упр.4 на с.85.
|
|
|
| Повторение по теме «Простые вещества»
|
| урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
| самостоятельная работа
| карточки
| Знать определение основных терминов темы.
Уметь производить расчеты.
| Повтор.
§13-16
|
|
|
| Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»
|
| урок контроля
| выполнение контрольной работы
| контрольная работа
| Знать определение основных терминов темы.
Уметь производить расчеты.
|
|
|
|
|
Тема 4. Соединения химических элементов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степень окисления и валентность
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения.
| §17, упр.1, 2.
|
|
|
| Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения
|
| комбинированный урок
| самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение, работа с терминологией
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов.
| §18, упр.4, 5
|
|
|
| Основания
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, заполнение таблицы
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей.
| §19, упр.4, 5
|
|
|
| Кислоты
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот.
| §20, упр.1, 4.
Выучить формулы кислот (таб.5, с.109)
|
|
|
| Соли
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, заполнение таблицы
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их.
| §21, упр.2, 3.
Выучить названия солей (таб.5, с.109)
|
|
|
| Кристаллические решетки
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.
| §22
|
|
|
| Чистые вещества и смеси
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта
| индивидуальный опрос
| Понимать отличие между смесью и индивидуальным веществом, понимать, что абсолютно чистых веществ нет, уметь объяснять, зачем нужен химический анализ, знать отличие дистиллированной воды от водопроводной
| §23, упр.1-4.
|
|
|
| Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)
|
| комбинированный урок
| решение задач по образцу
| индивидуальный опрос
| Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.
| §24, упр.2-4
|
|
|
| Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси
|
| урок-упражнение
| решение задач
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.
| §24, упр.5, 6
|
|
|
| Знакомство с лабораторным оборудованием
|
| практическая работа
| выполнение практической работы
| инструкция
| Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
| С.175-180
|
|
|
| Правила безопасной работы в химической лаборатории
|
| практическая работа
| выполнение практической работы
| инструкция
| Знать правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории.
| С.174-175, 185
|
|
|
| Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества
|
| практическая работа
| выполнение практической работы
| инструкция
| Уметь готовить растворы заданной концентрации.
| Повтор.
§24, упр.7.
|
|
|
| Повторение по теме: «Соединения химических элементов»
|
| урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
| беседа, работа по карточкам
| карточки
| Знать определение основных терминов темы.
Уметь производить расчеты.
| Повтор.
§17-24
|
|
|
| Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов»
|
| урок контроля
| выполнение контрольной работы
| контрольная работа
| Знать определение основных терминов темы.
Уметь производить расчеты.
|
|
|
|
|
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Физические явления
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа
| Знать способы разделения смесей.
| §25
|
|
|
| Очистка загрязненной поваренной соли
|
| практическая работа
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| инструкция
| Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли.
| Повтор.
§25
|
|
|
| Химические реакции
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, выполнение упражнений для закрепления темы
| фронтальная беседа
| Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии.
| §26, вопр.1-6
|
|
|
| Химические уравнения
|
| комбинированный урок
| беседа, выполнение упражнений
| фронтальная беседа
| Знать определение понятия «химическая реакция».
Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ.
| §27, упр.3, 4.
|
|
|
| Расчеты по химическим уравнениям
|
| комбинированный урок
| решение задач по образцу
| индивидуальный опрос, карточки
| Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей
| §28, упр.3, 4.
|
|
|
| Расчеты по химическим уравнениям
|
| урок-упражнение
| решение задач
| §28, упр.2, 3
| Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей
| §28, упр.5.
|
|
|
| Реакции разложения
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| карточки
| Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.
| §29, упр.1, 5
|
|
|
| Реакции соединения
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.
| §30, упр.1, 8
|
|
|
| Реакции замещения
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов
| §31, упр.1, 2, 3
|
|
|
| Реакции обмена
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.
| §32, упр.3, 5
|
|
|
| Типы химических реакций на примере свойств воды
|
| комбинированный урок
| самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций
| §33, упр.3, 4
|
|
|
| Повторение по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
|
| урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
| беседа, работа по карточкам
| фронтальная беседа, карточки
| Знать определение основных терминов темы.
Уметь производить расчеты.
| Повтор.
§25-33
|
|
|
| Контрольная работа №4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
|
| урок контроля
| выполнение контрольной работы
| контрольная работа
| Знать определение основных терминов темы.
Уметь производить расчеты.
|
|
|
|
| Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Растворение. Растворимость веществ в воде
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа
| Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.
Уметь пользоваться таблицей растворимости.
| §34, упр.3-6.
|
|
|
| Электролитическая диссоциация
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации
| §35, воп.2-5.
|
|
|
| Основные положения теории электролитической диссоциации
|
| комбинированный урок
| работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Знать основные положения теории электролитической диссоциации
| §36 (с.198-200), упр.1.
|
|
|
| Диссоциация кислот, оснований, солей
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, выполнение упражнений
| фронтальная беседа, карточки
| Понимать сущность и уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.
Знать определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации
| §36 (с.200-202), упр.5, 6.
|
|
|
| Ионные уравнения
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определятьвозможность протекания реакций ионного обмена.
| §37, упр.3, 4.
|
|
|
| Ионные уравнения
|
| урок-упражнение
| выполнение упражнений
| §37, упр.4, 5.
| Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.
| §37.
|
|
|
| Кислоты в свете теории электролитической диссоциации
|
| комбинированный урок
| работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Знать классификацию и химические свойства кислот.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.
| §38. упр.4, 5.
|
|
|
| Основания в свете теории электролитической диссоциации
|
| комбинированный урок
| работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Знать классификацию и химические свойства оснований.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде.
| §39, упр.3.4.
|
|
|
| Оксиды в свете теории электролитической диссоциации
|
| комбинированный урок
| работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Знать классификацию и химические свойства оксидов.
Уметьсоставлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде.
| §40. упр.2, 5.
|
|
|
| Соли в свете теории электролитической диссоциации
|
| комбинированный урок
| работа с текстом учебника, составление конспекта
| фронтальная беседа, карточки
| Знать классификацию и химические свойства средних солей.
Уметьсоставлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде.
| §41, упр.2, 3.
|
|
|
| Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта, выполнение упражнений
| карточки
| Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде.
| §42, упр.3, 4.
|
|
|
| Окислительно-восстановительные реакции
|
| изучение и первичное закрепление знаний
| объяснение учителя, работа с текстом учебника, новой терминологией, составление конспекта
| карточки
| Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.
| §43, упр.7.
|
|
|
| Окислительно-восстановительные реакции
|
| комбинированный урок
| объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта, выполнение упражнений
| карточки, §43, упр.1, 2, 3.4.
| Уметьрасставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.
| §43, упр.4, 5, 6.
|
|
|
| Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций
|
| комбинированный урок
| выполнение упражнений
| составить ур-я реакций, характеризующих химические свойства серной кислоты, гидроксида калия, оксида натрия
| Уметь составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно-восстановительных реакциях.
| Подготовиться к практической работе №9 с.242-243.
|
|
|
| Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений
|
| практическая работа
| выполнение практической работы
| инструкция
| Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.
| Повт. §34-43
|
|
|
| Повторение по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
|
| урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
| беседа, работа по карточкам
| карточки
| Знать определение основных терминов темы.
Уметь писать уравнения химических реакций.
| Повт. §34-43.
|
|
|
| Контрольная работа №5 по темам «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
|
| урок контроля
| выполнение контрольной работы
| контрольная работа
| Знать определение основных терминов темы.
Уметь писать уравнения химических реакций.
|
|
|
|
| Итоговая контрольная работа №6 за курс 8 класса
|
| урок контроля
| выполнение контрольной работы
| контрольная работа
|
|
|
|
|
69-70
| Резервные уроки
|
|
|
|
|
|
|
|
|