Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством творческих письменных заданий
В работе рассматриваются основные вопросы обучения иноязычной письменной речи учащихся в средней общеобразовательной школе, анализируются современные УМК, предлагаются варианты творческих письменных заданий, даются рекомендации учителям по их использованию.
Обучение иностранному языку включает в себя овладение учащимися такими видами речевой деятельности как аудирование, говорение, чтение и письмо. Необходимость коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам закреплена Государственным стандартом и подтверждается неизменно развивающимися межкультурными связями, а также опытом преподавания иностранных языков. При обучении иноязычной коммуникации, как правило, выделяют устную ее форму – говорение. Несмотря на то, что о роли письменной речи в последнее время много говорят и пишут, письмо как продуктивный вид иноязычной речевой деятельности все еще занимает довольно скромное место на занятии по иностранному языку. Письмо — сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает свою речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения [Рогова, 1991: 198]. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения, под письменной речью — книжный стиль речи [Гальскова, 2004: 105]. В методике письмо — объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано [Соловова, 2003: 187]. В современной методике по обучению письму и письменной речи на иностранном языке получило распространение так называемое «креативное письмо» (творческое). Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме [Valentin Merkelbach, 1993: 15]. Интерес к креативному письму появился в 80-х годах XIX века. Согласно учебным планам сочинение текстов должно было содержать сочинение творческих текстов и побуждать к письму для выражения своей фантазии. Считалось, что письмо имеет образовательную функцию совместно с развитием «Я» - личности и внутреннего мира ученика. Письмо служит для самоубеждения, самопонимания и восприятия идентичности. В центре стоит Я - личность, которая формулирует свое восприятие самого себя, других людей и мира, при этом систематизирует и делает доступным. Учащиеся должны научиться употреблять при письме большое разнообразие литературных видов текстов, поэтически- чувственные средства, такие как тон, ритм, образ, потому что данные средства могут облегчить написание [Valentin Merkelbach, 1993: 137]. Особенность упражнений «креативного письма» состоит в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся весёлые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Написание письма - очень удачная форма упражнений, носящих полифункциональный характер. Для обучения написанию письма необходимо начать с ряда речевых упражнений. На первом этапе могут быть предложены упражнения на запоминание речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности, подтверждения получения письма, надежды на скорый ответ и т.д. Далее следует просмотр текстов писем, определение схем различных писем, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся делают анализ текстов писем, дают характеристику их авторов, определяют характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т.д.), анализируют средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах, средства перехода от одной мысли к другой и т.д. На втором этапе можно предложить составить план письма, используя образцы фраз и ключевых слов. Формы обращения и другие клише должны соответствовать содержанию, структуре и стилю письма. На следующем этапе работы обучающимся предлагается составить коллективное письмо, затем тематические письма по заданным ситуациям, письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое), письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата, письмо инициативного характера или письмо-ответ по определённому вопросу в расчёте на конкретного адресата. Возможно составление писем разным адресатам с разными целевыми установками, но с одинаковым содержанием или с внесением изменений в один и тот же текст сообщения [Deutsch SII Kompetenzen, 2006: 62]. «Креативное письмо» может происходить только в особой атмосфере творческой свободы. Если на занятии присутствует страх, то атмосфера абсолютно бесперспективна для творчества, в том числе и для креативного письма. Для обучения креативному письму на средней и старшей ступенях обучения иностранному языку можно предложить следующие формы письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения: поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), записки (членам семьи, друзьям, коллегам по работе), вывески (на домах, учреждениях), этикетки (на товарных упаковках), объявления-инструкции, объявления-информации (о поисках работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни), меню, рекламы, приглашения, личные письма, деловые письма, благодарственные письма, письма с протестами и жалобами, ответы на заявления [Леонтьев, 1991: 76]. Также сюда можно отнести автобиографические сведения, характеристики, заполненные анкеты и бланки, рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные), библиографии (произведения автора, книги по проблеме), рецензии (на книгу, рассказ, кинофильм, произведение искусства), отчеты, доклады (о состоянии проблемы); резюме, обзоры (статей в газете, событий за неделю), проекты (взгляд на состояние и изменение окружающего мира), очерки (собственный взгляд на вещи и явления), сочинения (интерпретация темы или проблемы), рассказы (придумывание фабулы и сюжета), стихи (создание стихотворных произведений разной формы) и т.д. Отличительные черты этих заданий состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей, особенно когда обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся весёлые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей [Маслыко, 1996: 56]. В связи с возросшим интересом к общению в виртуальной среде можно также предложить следующие формы креативного письма: переписка с представителем другой культуры, составление рассказа о себе, своей стране или обсуждение какой-либо темы на форуме, чате. Мы проанализировали наличие письменных упражнений в учебно-методическом комплексе Г.И. Ворониной и И.В. Карелиной. Учебник немецкого языка «Deutsch Kontakte» состоит из 4 глав, направленных на изучение 4 тем: «Jugendliche, wie geht`s?», «Bundeslä nder, was Neues?», «Kreativ Kultur erleben», «Im Trend der Zeit». Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала. Авторы учебника определяют, что учащиеся должны уметь: 1. Выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, необходимую информацию. 2. Делать нужные записи для последующего обсуждения проблемы. 3. Составлять и заполнять анкету. 4. Отвечать на вопросы анкеты, текста. 5. Писать заявление о приеме на работу. 6. Писать краткую / развернутую автобиографию. 7. Писать деловое письмо, употребляя нужную форму речевого этикета. 8. Писать письмо личного характера с использованием правил речевого этикета носителей языка [Воронина, 2007: 5]. Поскольку задания учебника носят условно продуктивный характер, мы пришли к выводу о необходимости дополнить существующий учебник элементами креативного письма, которые, на наш взгляд, наиболее полно учитывают интересы учащихся старшей ступени обучения и требуют применения творчества при их выполнении. Так как целью нашей работы является развитие коммуникативной компетенции учащихся, то в качестве вспомогательного средства при решении практических задач нашего исследования послужил компьютер, и в частности, Интернет с его возможностью созданий подлинно-речевых учебных ситуаций общения на иностранном языке (форумы, чаты, социальные сети). Нами была также проведена предварительная работа по обучению школьников общению со сверстниками в социальной сети, проанализированы основные особенности коммуницирования (речевые обороты, клише, сокращения и.т.д.), рассмотрены основные стилевые особенности различных жанровых форм письменной речи.
Таким образом, мы считаем, что творческое письмо дает возможность обучающимся использовать имеющиеся лексические и грамматические навыки, проявить свою индивидуальность, осознавать межкультурные различия, использовать собственные письменные произведения для тренировки умений чтения и говорения.
ЛИТЕРАТУРА Воронина Г.И., Карелина И.В. Немецкий язык: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007.- 224 с. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ.лингв.ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия – М.: Рус. яз., 1991. – 360 с. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Пертова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Пособие для студентов педвузов и учителей. – Минск: Высшая школа, 1996. - 350 с. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Г.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. - 287с. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей – М.: Просвещение, 2003. - 239 с. Valentin Merkelbach Kreatives Schreiben, Westermann Schulbuchverlag GmbH, Braunschweig, 1993.- 168 c. Deutsch SII Kompetenzen. Themen. Training. Westermann Schroedel Diesterwerg Schö ningh Winklers GmbH, Braunschweig, 2006. - 400 c.
|