В течение последних двух десятилетий социология в нашей стране стала ведущей наукой. При этом первое, что появилось и продолжает существовать по сей день – это внедрение социологического мышления и социологического мировоззрения в дисциплины, которые раньше старались держаться от них подальше (в силу известных всем причин). Их воздействие влияние неоднозначно по своим последствиям, но сегодня его легко можно проследить в таких науках, как история, философия, политические дисциплины, экономика, религиоведение, культурология, демография, антропология и т.д. Произошли изменения в нашем понимании самой социологической работы, пользы ее результатов и роли в познании особого объекта исследования – общества. В западном мире социология все эти изменения переживала постепенно, поступательно, нам же пришлось освоить все быстро и сразу, в результате чего произошло смешение в сознании отечественных социологов американского, западноевропейского и своего (советского и нового постсоветского) социологического опыта. В этом процессе просматриваются негативные стороны для отечественной социологии (заимствование чужих социологических теорий, использование часто неподходящих для нашей действительности моделей объяснения социальных процессов и т.д.). Однако мы получили прекрасную возможность посмотреть на развитие социологии «свежим взглядом», выделить прошлые и настоящие тенденции развития, а также учесть ошибки и оценить достижения.
Сегодня мы с уверенностью констатируем: отечественная социология активно развивается как в теоретическом отношении, так и в сфере эмпирических исследований. Население уже привыкло воспринимать и пользоваться результатами деятельности профессиональных социологов. Однако следует отметить то, что во всем объеме информации, представляемой как социологическая, далеко не вся имеет право претендовать на такой статус. Если мы говорим о специалистах социологического профиля, то для них не составляет особого труда разделить информацию на два типа: достоверная и псевдосоциологическая. Большинство же населения не имеет социологической подготовки, и оно с готовностью абсолютно наивно воспринимает все за «чистую монету». Наша задача состоит в том, чтобы заложить основы социологического мышления хотя бы у той части нашего общества, которая получает высшее образование и в результате этого сможет претендовать на статус интеллектуальной элиты социума.
ВВЕДЕНИЕ
| |
| |
Типовой тематический план курса «Социология»
| |
| |
ЧАСТЬ 1. КУРС ЛЕКЦИЙ
|
| |
РАЗДЕЛ 1. Общие вопросы теории и истории социологии
| |
| |
Тема 1.Социология как наука: объект, предмет, категории, законы, структура и функции социологии. Взаимосвязь социологии с другими науками
| |
1.1. Социология как наука: объект и предмет социологии
| |
1.2. Социальные законы, виды социальных законов
| |
1.3. Специфические характеристики социальных законов
| |
1.4. Категории социологии
| |
1.5. Функции социологии
| |
1.6. Задачи социологии
| |
1.7. Структура социологического знания
| |
1.8. Взаимосвязь социологии с другими науками
| |
Тема 2.Основные этапы исторического развития социологической мысли
| |
2.1. Философско-теоретические предпосылки возникновения социологии
| |
2.2. Классические концепции теоретической социологии в ХІХ – начале ХХ в.
| |
2.3. Теоретические направления современной западной социологии
| |
2.4. Этапы становления социологии в России и в Беларуси
| |
| |
РАЗДЕЛ 2. Проблема определения общества в социологии и его системно-структурная характеристика
| |
| |
Тема 3.Проблема определения общества в социологии. Социальные институты, социальные организации и социальные общности как элементы социальной структуры общества
| |
3.1. Определение понятия «общество» в социологии
| |
3.2. Отличительные признаки общества
| |
3.3. Типология обществ в социологии
| |
3.4. Структурные компоненты общества
| |
3.5. Социальные институты: различные социологические трактовки понятия
| |
3.6. Признаки социального института
| |
3.7. Типы социальных институтов
| |
3.8. Взаимосвязь социальных потребностей и типов социальных институтов
| |
3.9. Свойства социальных институтов
| |
3.10. Функции социальных институтов
| |
3.11. Виды функций социальных институтов: явные и латентные
| |
3.12. Процесс институционализации: основные подходы к определению
| |
3.13. Этапы процесса институционализации
| |
3.14. Институциональный кризис
| |
3.15. Жизненный цикл социального института
| |
3.16. Социальная организация: определение и основные признаки
| |
3.17. Типологии социальных организаций
| |
3.18. Критерии классификации социальных организаций
| |
3.19. Социальная общность: определение и типология
| |
Тема 4.Группа как система и элемент социальной структуры общества. Теории социального взаимодействия
| |
4.1. Социальная группа: определение и основные характеристики
| |
4.2. Типологии социальных групп
| |
4.3. Критерии типологии социальных групп
| |
4.4. Социальное взаимодействие: определение, объективная и субъективная стороны взаимодействия
| |
4.5. Социологические теории социального взаимодействия
| |
Тема 5.Личность как элемент социальной структуры общества
| |
5.1. Основные понятия, используемые для определения наименьшего элемента социальной структуры: человек, индивид, личность
| |
5.2. Социальные качества личности
| |
5.3. Проблемы социологического изучения личности
| |
5.4. Социализация: определение, основные формы; десоциализация и ресоциализация
| |
5.5. Факторы социализации
| |
5.6. Этапы процесса социализации
| |
5.7. Модель интенсивности процесса социализации человека
| |
5.8. Основные агенты и институты социализации
| |
Тема 6.Социальное поведение личности: понятие, виды и различные подходы к его изучению
| |
6.1. Нормы: определение и структура социальных норм
| |
6.2. Методы социального регулирования и контроля, используемые в нормах
| |
6.3. Свойства социальных норм
| |
6.4. Классификация социальных норм
| |
6.5. Основные виды социокультурных норм
| |
6.6. Функции социальных норм
| |
6.7. Социальное поведение: определение и виды
| |
6.8. Средства социального контроля за поведением людей
| |
6.9. Классификации девиантного поведения
| |
6.10. Социальные характеристики девиации
| |
6.11. Методы социального контроля, применяемые для предотвращения девиации (Т. Парсонс)
| |
6.12. Функции девиантного поведения
| |
6.13. Концепции девиантного поведения
| |
6.14. Социологические теории девиантного поведения
| |
Тема 7.Понятие и теории социальной стратификации и социальной мобильности в социологии
| |
7.1. Социальный статус: определение и типология
| |
7.2. Социальная стратификация: определение и основные принципы
| |
7.3. Основные критерии социальной стратификации
| |
7.4. Типы стратификационных систем
| |
7.5. Теории социальной стратификации
| |
7.6. Социальная мобильность: определение и виды
| |
7.7. Механизмы и каналы социальной мобильности
| |
| |
РАЗДЕЛ 3. Методология и методика проведения социологического исследования
| |
| |
Тема 8.Социологические исследования: сущность, виды, этапы, программирование социологических исследований
| |
8.1. Структура социологической службы
| |
8.2. Социологическое исследование: определение и виды
| |
8.3. Этапы социологического исследования
| |
8.4. Программа социологического исследования: определение, разделы программы
| |
8.5. Генеральная совокупность. Выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
| |
8.6. Способы построения выборки
| |
Тема 9.Основные методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов
| |
9.1. Основные методы сбора социологической информации
| |
9.2. Опрос как метод сбора социологической информации, виды социологических опросов
| |
9.3. Анкетный опрос: определение, виды
| |
9.4. Анкета: определение, структура анкеты
| |
9.5. Классификация вопросов анкеты
| |
9.6. Социологическое интервью: определение, виды
| |
9.7. Наблюдение как метод сбора социологической информации, виды социологического наблюдения
| |
9.8. Использование метода наблюдения в социологии
| |
9.9. Виды инструментария наблюдения
| |
9.10. Эксперимент как метод сбора социологической информации, виды социальных экспериментов
| |
9.11. Ограничения применения социального эксперимента
| |
9.12. Документ: определение, классификация документов
| |
9.13. Анализ документов: определение, методы анализа документов в социологии
| |
9.14. Предпосылки использования анализа документов в социологии
| |
9.15. Условия использования метода контент-анализа в социологии
| |
9.16. Этапы контент-анализа
| |
| |
Список литературы по лекционной части курса «Социология»
| |
| |
ЧАСТЬ 2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
| |
РАЗДЕЛ 4. Специальные социологические теории
| |
| |
Тема 10.Социология глобализации, экологическая социология и социальная демография
| |
Тема 11.Социология образования и воспитания. Социология науки
| |
Тема 12.Социология молодежи
| |
Тема 13.Гендерная социология
| |
Тема 14.Социология семьи и брака
| |
Тема 15.Социология культуры
| |
Тема 16.Социология религии
| |
Тема 17.Социология управления
| |
Тема 18.Экономическая социология
| |
Тема 19.Социология политики
| |
Тема 20.Социология девиантного поведения
| |
Тема 21Социология массовой коммуникации
| |
Тема 22.Социология рекламы
| |
| |
Задания для промежуточного контроля знаний
| |
| |
Приблизительный перечень вопросов к зачету по курсу «Социология»
| |
| |
Приблизительный перечень вопросов к экзамену по курсу «Социология»
| |
| |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
| |