Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В течение последних двух десятилетий социология в нашей стране стала ведущей наукой






В течение последних двух десятилетий социология в нашей стране стала ведущей наукой. При этом первое, что появилось и продолжает существовать по сей день – это внедрение социологического мышления и социологического мировоззрения в дисциплины, которые раньше старались держаться от них подальше (в силу известных всем причин). Их воздействие влияние неоднозначно по своим последствиям, но сегодня его легко можно проследить в таких науках, как история, философия, политические дисциплины, экономика, религиоведение, культурология, демография, антропология и т.д. Произошли изменения в нашем понимании самой социологической работы, пользы ее результатов и роли в познании особого объекта исследования – общества. В западном мире социология все эти изменения переживала постепенно, поступательно, нам же пришлось освоить все быстро и сразу, в результате чего произошло смешение в сознании отечественных социологов американского, западноевропейского и своего (советского и нового постсоветского) социологического опыта. В этом процессе просматриваются негативные стороны для отечественной социологии (заимствование чужих социологических теорий, использование часто неподходящих для нашей действительности моделей объяснения социальных процессов и т.д.). Однако мы получили прекрасную возможность посмотреть на развитие социологии «свежим взглядом», выделить прошлые и настоящие тенденции развития, а также учесть ошибки и оценить достижения.

Сегодня мы с уверенностью констатируем: отечественная социология активно развивается как в теоретическом отношении, так и в сфере эмпирических исследований. Население уже привыкло воспринимать и пользоваться результатами деятельности профессиональных социологов. Однако следует отметить то, что во всем объеме информации, представляемой как социологическая, далеко не вся имеет право претендовать на такой статус. Если мы говорим о специалистах социологического профиля, то для них не составляет особого труда разделить информацию на два типа: достоверная и псевдосоциологическая. Большинство же населения не имеет социологической подготовки, и оно с готовностью абсолютно наивно воспринимает все за «чистую монету». Наша задача состоит в том, чтобы заложить основы социологического мышления хотя бы у той части нашего общества, которая получает высшее образование и в результате этого сможет претендовать на статус интеллектуальной элиты социума.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
   
Типовой тематический план курса «Социология»  
   
ЧАСТЬ 1. КУРС ЛЕКЦИЙ
   
РАЗДЕЛ 1. Общие вопросы теории и истории социологии  
   
Тема 1.Социология как наука: объект, предмет, категории, законы, структура и функции социологии. Взаимосвязь социологии с другими науками  
1.1. Социология как наука: объект и предмет социологии  
1.2. Социальные законы, виды социальных законов  
1.3. Специфические характеристики социальных законов  
1.4. Категории социологии  
1.5. Функции социологии  
1.6. Задачи социологии  
1.7. Структура социологического знания  
1.8. Взаимосвязь социологии с другими науками  
Тема 2.Основные этапы исторического развития социологической мысли  
2.1. Философско-теоретические предпосылки возникновения социологии  
2.2. Классические концепции теоретической социологии в ХІХ – начале ХХ в.  
2.3. Теоретические направления современной западной социологии  
2.4. Этапы становления социологии в России и в Беларуси  
   
РАЗДЕЛ 2. Проблема определения общества в социологии и его системно-структурная характеристика  
   
Тема 3.Проблема определения общества в социологии. Социальные институты, социальные организации и социальные общности как элементы социальной структуры общества  
3.1. Определение понятия «общество» в социологии  
3.2. Отличительные признаки общества  
3.3. Типология обществ в социологии  
3.4. Структурные компоненты общества  
3.5. Социальные институты: различные социологические трактовки понятия  
3.6. Признаки социального института  
3.7. Типы социальных институтов  
3.8. Взаимосвязь социальных потребностей и типов социальных институтов  
3.9. Свойства социальных институтов  
3.10. Функции социальных институтов  
3.11. Виды функций социальных институтов: явные и латентные  
3.12. Процесс институционализации: основные подходы к определению  
3.13. Этапы процесса институционализации  
3.14. Институциональный кризис  
3.15. Жизненный цикл социального института  
3.16. Социальная организация: определение и основные признаки  
3.17. Типологии социальных организаций  
3.18. Критерии классификации социальных организаций  
3.19. Социальная общность: определение и типология  
Тема 4.Группа как система и элемент социальной структуры общества. Теории социального взаимодействия  
4.1. Социальная группа: определение и основные характеристики  
4.2. Типологии социальных групп  
4.3. Критерии типологии социальных групп  
4.4. Социальное взаимодействие: определение, объективная и субъективная стороны взаимодействия  
4.5. Социологические теории социального взаимодействия  
Тема 5.Личность как элемент социальной структуры общества  
5.1. Основные понятия, используемые для определения наименьшего элемента социальной структуры: человек, индивид, личность  
5.2. Социальные качества личности  
5.3. Проблемы социологического изучения личности  
5.4. Социализация: определение, основные формы; десоциализация и ресоциализация  
5.5. Факторы социализации  
5.6. Этапы процесса социализации  
5.7. Модель интенсивности процесса социализации человека  
5.8. Основные агенты и институты социализации  
Тема 6.Социальное поведение личности: понятие, виды и различные подходы к его изучению  
6.1. Нормы: определение и структура социальных норм  
6.2. Методы социального регулирования и контроля, используемые в нормах  
6.3. Свойства социальных норм  
6.4. Классификация социальных норм  
6.5. Основные виды социокультурных норм  
6.6. Функции социальных норм  
6.7. Социальное поведение: определение и виды  
6.8. Средства социального контроля за поведением людей  
6.9. Классификации девиантного поведения  
6.10. Социальные характеристики девиации  
6.11. Методы социального контроля, применяемые для предотвращения девиации (Т. Парсонс)  
6.12. Функции девиантного поведения  
6.13. Концепции девиантного поведения  
6.14. Социологические теории девиантного поведения  
Тема 7.Понятие и теории социальной стратификации и социальной мобильности в социологии  
7.1. Социальный статус: определение и типология  
7.2. Социальная стратификация: определение и основные принципы  
7.3. Основные критерии социальной стратификации  
7.4. Типы стратификационных систем  
7.5. Теории социальной стратификации  
7.6. Социальная мобильность: определение и виды  
7.7. Механизмы и каналы социальной мобильности  
   
РАЗДЕЛ 3. Методология и методика проведения социологического исследования  
   
Тема 8.Социологические исследования: сущность, виды, этапы, программирование социологических исследований  
8.1. Структура социологической службы  
8.2. Социологическое исследование: определение и виды  
8.3. Этапы социологического исследования  
8.4. Программа социологического исследования: определение, разделы программы  
8.5. Генеральная совокупность. Выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.  
8.6. Способы построения выборки  
Тема 9.Основные методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов  
9.1. Основные методы сбора социологической информации  
9.2. Опрос как метод сбора социологической информации, виды социологических опросов  
9.3. Анкетный опрос: определение, виды  
9.4. Анкета: определение, структура анкеты  
9.5. Классификация вопросов анкеты  
9.6. Социологическое интервью: определение, виды  
9.7. Наблюдение как метод сбора социологической информации, виды социологического наблюдения  
9.8. Использование метода наблюдения в социологии  
9.9. Виды инструментария наблюдения  
9.10. Эксперимент как метод сбора социологической информации, виды социальных экспериментов  
9.11. Ограничения применения социального эксперимента  
9.12. Документ: определение, классификация документов  
9.13. Анализ документов: определение, методы анализа документов в социологии  
9.14. Предпосылки использования анализа документов в социологии  
9.15. Условия использования метода контент-анализа в социологии  
9.16. Этапы контент-анализа  
   
Список литературы по лекционной части курса «Социология»  
   
ЧАСТЬ 2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
   
РАЗДЕЛ 4. Специальные социологические теории  
   
Тема 10.Социология глобализации, экологическая социология и социальная демография  
Тема 11.Социология образования и воспитания. Социология науки  
Тема 12.Социология молодежи  
Тема 13.Гендерная социология  
Тема 14.Социология семьи и брака  
Тема 15.Социология культуры  
Тема 16.Социология религии  
Тема 17.Социология управления  
Тема 18.Экономическая социология  
Тема 19.Социология политики  
Тема 20.Социология девиантного поведения  
Тема 21Социология массовой коммуникации  
Тема 22.Социология рекламы  
   
Задания для промежуточного контроля знаний  
   
Приблизительный перечень вопросов к зачету по курсу «Социология»  
   
Приблизительный перечень вопросов к экзамену по курсу «Социология»  
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал