Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История нового времени стран Европы и Америки






Тематика семинарских занятий

ЧАСТЬ II (1848-1918)

Второй период истории нового времени хронологически и тематически охватывает историю европейских государств и США. Особенность этого исторического периода заключается в дальнейшем развитии и укреплении буржуазного общества, что находило многочисленные проявления в социально-экономической, политической и идейной сферах. Семинарские занятия по курсу «Новой истории часть II» помогут студентам проследить эволюцию развития европейских стран и США на пути к современному общественному устройству. Они призваны не только расширить знания фактического материала по периоду, но и должны продолжать развивать самостоятельность суждений студентов в приведении убедительных доказательств по предложенным проблемам. Именно на семинарских занятиях должно происходить обсуждение дискуссионных тем по истории нового времени, рассмотрение значимых для общества этого периода политических теорий и их трансформаций, изучение событий, повлиявших на историю Европы и Северной Америки. Многие исторические события неоднозначны в их интерпретации, они несут в себе как положительные, так и отрицательные черты. Задачей студентов как раз и является показать противоположные точки зрения, различные течения, проявления национальных и региональных особенностей, а также общего для стран Европы и США этого периода. Для осознания особого колорита этого времени, выявления взглядов исторических деятелей, студенты при подготовке к семинарским занятиям, должны привлекать исторические источники. Источники помогут сформировать собственную позицию по ряду дискуссионных вопросов. В помощь студентам приведен список источников и литературы по темам, что облегчит поиск литературы в библиотеках. Каждая тема семинарских занятий имеет перечень докладов, позволяющих более подробно раскрыть исторические сюжеты или показать роль личности в истории.

Для изучения значимых исторических процессов на семинарских занятиях были выделены несколько блоков, позволяющих рассмотреть и представить их роль и историческое место.

Первый блок (Тема №1-3) связан с развитием национально-государственных процессов и созданием современных государств в Европе и Северной Америке. Следует отметить, что трансформация основных структур и институтов нового буржуазного строя происходило в тесной связи с образованием новых государств, а такие важные компоненты современного буржуазного государства, как парламентская демократия, партийная система, идеология обладали национальными особенностями. Поэтому первостепенную важность имеет изучение истории тех стран, где эти процессы приобрели наиболее ярко выраженные формы. Объединение Италии и Германии, борьба за воссоздание США, внутриполитические и международные последствия этих событий - вот те основные сюжеты, которые предстоит изучить студентам в данном разделе. Основная задача, стоящая при изучении данных тем, заключается в том, чтобы проследить основные тенденции в развитии государства в странах Европы и США в изучаемый период. Эти сходные тенденции представлены формированием современных парламентских и партийных систем, закреплением в конституциях основных политических прав и свобод в результате либеральных реформ и революционных преобразований.

Во второй раздел включены темы, связанные с внутриполитическими процессами в западных странах в период развития монополистического капитализма в конце XIX - начале XX века. Образование национальных государств Европы и США способствовало росту партийной и политической борьбы, оформлению различных политических партий и общественных движений. Именно в это время наблюдается рост рабочего и фермерского движения в США, создание социалистических партий в Германии, Франции, Англии, Италии, распространение социалистических и коммунистических идей. Под влиянием этих факторов в большинстве государств намечается пересмотр классической либеральной доктрины, основанной на признании невмешательства государства в общественную жизнь. Нарождавшаяся новая идеология, напротив, стремилась обосновать необходимость наделения государства социальными функциями. Теория «социального государства», в основных своих чертах созданная либералами перед первой мировой войной получила в 20-х годах XX века свое дальнейшее развитие. Социальный реформизм, законодательство о социальном страховании и пенсионном обеспечении, бесплатном образовании – реальные достижения практики буржуазного реформизма в начале XX века в европейских странах и США. Его характерные черты и национальные проявления составляют предмет изучения в данном разделе.

В противовес буржуазному либерализму в рамках рабочего движения происходит разработка социалистической альтернативы капитализму в различных редакциях: от крайне радикальных до умеренно-реформистских. Под влиянием успехов в развитии буржуазного государства намечается пересмотр классической схемы социалистической революции в учении К. Маркса. Вокруг этого вопроса ведется острая полемика между К. Каутским и Эд. Бернштейном. В рамках «реформизма» начинается поиск идеологии, приемлемой для социалистической партии, действующей в рамках буржуазной демократии. Поэтому в раздел включена и тема идейной борьбы в марксизме.

Третий раздел посвящен предыстории первой мировой войны, которая стала закономерным итогом развития монополистического капитализма, интересы которого вышли за пределы национальных границ. Борьба за влияние в «стратегически важных» точках земного шара, за господство на мировых торговых путях, за перспективные рынки вложения капиталов и сырьевые запасы привела к образованию колониальных империй, к экономическому разделу мира. Вступление Германии и США на арену международной политики явившееся закономерным следствием их экономического лидерства, ставшего очевидным в конце XIX века, привели к возникновению серии локальных конфликтов в Африке, Центральной Америке, на Дальнем Востоке и на Балканах, которые послужили прелюдией мировой войны. Окончившаяся военной победой Антанты, война привела к росту экономического и политического и военного могущества США, которые с этого времени прочно заняли лидирующее положение на мировой арене. Война завершила процесс образования национальных государств в Европе. Модель буржуазного государства, сложившаяся в Европе накануне войны в той или иной мере была усвоена государствами Восточной Европы и Балтии. Тяжелые экономические и политические условия Версальского мира для Германии, во многом сходное положение в Итальянском королевстве стало питательной средой реваншистских и милитаристских настроений внутри страны.

 

Источники к семинару:

 

1. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII -XIX вв. М, 1967.

2. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870) / Сост. Е. Юровская. М.. 1990.

3. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870 - 1914. Учеб. пособие / Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989.

4. Хрестоматия по новой истории / Под. ред. А.А. Губера и др. В 2х тт. М., 1963-1965.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал