![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гласные звуки
Наибольшую трудность для ребенка представляет выделение в слове гласных звуков. Работа по определению и различению гласных звуков способствует предупреждению некоторых дисграфических ошибок в будущем: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове при письме. Для «узнавания» гласных звуков советуем воспользоваться жетонами разных цветов. В книге А. П. Журавлева «Звук и смысл» (М., «Просвещение», 1981) представлена рассчитанная на компьютере таблица звуко-цветового соответствия гласных: [А] (после твердых и мягких звуков) — красный; [О] (после твердых) — светло-желтый или белый; [О] (после мягких, что соответствует букве Ё) — желто-зеленый; [Э] (после твердых) — зеленоватый; [Э] (после мягких) — зеленый; [И] — синий; [У] (после твердых) — темно-синий, сине-зеленый, лиловый; [У] (после мягких) — голубоватый, сиреневый; [Ы] — темно-коричневый или черный. Некоторые цвета рекомендуем изменить в соответствии со звучанием. Например, [А] так и остается красным, но называть его в дальнейшем мы будем «алый», [О] — оранжевый, назовем «цвет осени», [Ы] — серый (коричневый мы используем в схемах), [И] — «изумрудный», т.е. зеленый (в таблице он синий), [У] — сине-зеленый (логично было бы использовать цвет ультрамарин, но не стоит перегружать ребенка сложными названиями, тем более синий цвет используем для обозначения мягких звуков в схемах), [Э] — белый. Желтый цвет — общий для всех гласных звуков. ЗВУК [А] 1. Звуковая мозаика. Лист 5x5. Жетоны красные («алые») и коричневые. Если в слове есть звук [а], клади жетон красного («алого») цвета. Если нет — коричневый. Слова: цапля, сад, цепи, чай, врач, куст, нос, свет, мама, шум, скала, полка, кит, баня, хвала, брошь, шелест, час, гусь, моль, май, шапка, мир, газ, задача. 2. Пуговицы. Прозрачная бутылочка с завинчивающейся пробкой, 10 мелких пуговиц. Придумай слова, которые начинаются со звука [а]. На каждое слово клади пуговицу в бутылочку. Если собрал все пуговицы, закрой бутылочку крышкой. 3. Пирамидка. Перед тобой разобранная пирамидка. Собирая ее, произноси слова, которые заканчиваются звуком [а]. Одно кольцо — одно слово. Сможешь справиться? 4. Оглянись вокруг. Скажи, в каких словах звучит [а]? 5. Выбери карточки с теми предметами, в названии которых есть звук [а]: утюг, пальто, брюки, стол, стул, тапки, флаг. 6. Это мешочек. Он мягкий. Это ящик. Он твердый. Это красные пуговицы, их 15. Слушай внимательно слова. Если звук [а] звучит после твердого звука, клади пуговицу в ящик. Если звук [а] Слова: пляж, гулять, жара, мять, маки, ужас, пуля, аист, дыня, корова, курица, пять, спать, мягкий, снять. 7. Зоопарк. Выбери из игрушек только те, в названии которых есть звук [а]. 8. Составь схемы слов. Звук [а] обозначай жетоном красного цвета: чай, мак, поляна, цапля. 9. Придумай 5 слов, в которых все гласные звуки — [а]. Гласных должно быть 2 или даже 3. 10. Назови имена сказочных героев, которые начинаются с [а]. ЗВУК [О] 1. Звуковая мозаика. Лист 5x5. Жетоны цвета «осени» (оранжевые) и коричневые. Слова: моль, смоль, лес, мир, сон, сом, слон, ноль, зима, метель, куст, мед, лед, стог, цель, врач, стул, горб, клен, лен, дом, дым, нос, нёс. Если в слове есть звук [о] — клади жетон цвета «осени», если нет — коричневый. 2. Выбери те предметы, в которых есть звук [о]: ручка, ложка, нож, стакан, краски, альбом, стол. (Можно использовать карточки). 3. Послушай считалочку и запомни слова, в которых звучит [о]: Шла изба по мостику и виляла хвостиком, зацепилась за перила, прямо в речку угодила. В речке шум, в речке звон! Кто не верит — выйди вон! Выучи наизусть считалочку. 4. А в твоем имени есть звук [о]? А в именах твоих друзей, знакомых, родственников? 5. Это не просто овал. Это чье-то лицо! Каким звуком оканчивается слово «лицо»? Поэтому овал «цвета осени», т. е. оранжевый. Дорисуй личико. Если в названии части лица, которую ты хочешь дорисовать, есть звук [о], рисуй его оранжевым, если нет — зеленым. 6. Назови 5 слов, которые начинаются с [о]. 7. Назови 5 слов, которые заканчиваются [о]. 8. Давай вспомним песенку «На лугу пасется ко...». 9. Жили-были пес и кот. Характер у пса был мягкий, и имя тоже мягкое. После мягкого звука в нем гласный [о] звучал. Как ты думаешь было его имя? (Лёня, например). Кот же был серьезный зверь, характер у него был твердый, и имя тоже. После твердого звука гласный звук [о] слышался. Как же его звали? (Боря, например). И все у них делилось так — у кота потверже, у пса — помягче. Угадай, чье это: пчелы, мед, горох, огород, батон, овес, бинокль, береза, клен, тополь, сосны, сойка, клест, осел, болонка. А кто из них сможет сделать это: полет, прыжок, клев, каток, учет, разгром. У кого любимый цвет черный? Желтый? 10. Составь схемы слов. Обозначь гласный [о] жетоном цвета «осени»: сойка, пчелы, соль, мед. ЗВУК [Ы] 1. Звуковая мозаика. Лист 5x5. Жетоны коричневые и серые. Если в слове есть звук [ы] — серый жетон. Слова: стол, стул, мышь, блин, клин, рис, дым, риск, мыло, рост, рысь, лось, волк, зебра, рыба, гном, прыжок, белка, грыжа, камин, мел, порт, рыжий, сахар, гром. 2. В зоопарке переполох. Сбежали из клеток звери! На листочках нарисованы «клетки» (рамки примерно 5x5 см) желтого и черного цветов. Если в названии животного есть звук [ы] — верни его Игрушки: бык, рыба, мышь, слон, бегемот, крокодил, лиса. 3. Третий лишний. Если в слове нет звука [ы] — это слово лишнее. Найди такое слово в каждой цепочке: крыса, крыша; Париж, Крым; гром, балык; бескозырка, дырка, нос; гнездо, алыча, пыж. 4. Разбери картинки на две группы: в конце слова звук [ы] или [и]. Примерный перечень: люди, птицы, столы, часы, звери, тучи, мячи, шары, сапоги, шкафы. 5. Мишень. Возьми 7 теннисных мячиков, поставь недалеко от себя ведерко. Кидая мячик в ведро, произноси слова с [ы]. 6. Найди на картинке и назови 9 слов с [ы]. (Две мышки катятся с горы на лыжах. На мышках шапки, варежки, валенки, штанишки, кофты, шарфы): штаны, кофты, мыши, хвосты, лыжи, уши, шарфы, носы, зубы. 7. Нарисуй цветик-семицветик теми фломастерами, в названии которых есть звук [ы]. (оранжевый, зеленый, красный, желтый, розовый, сиреневый, фиолетовый). 8. Попробуй придумать слово, которое начинается со звука [ы]. 9. Составь схемы слов: крыло, мысль, сливы, дымок. 10. Вспомни известные тебе фамилии разных людей. В каких из них встречается звук [ы]? ЗВУК [И] 1. Звуковая мозаика. Лист 4x4. Жетоны коричневые и зеленые («изумруд»). Если в слове есть звук [и], клади изумрудный жетон. Слова: люк, литр, пир, кефир, лифт, книга, шоссе, дом, миг, базар, рис, небо, доктор, ночь, тир, сила. 2. Угадай по схеме слово: Зеленый — коричневый — красный. Дерево. Синий — зеленый — коричневый — «осени» — коричневый. Очень кислый фрукт. Коричневый — коричневый — красный — коричневый — синий — Зеленый. Садовый инструмент. Зеленый — синий — зеленый — коричневый. Цветок и конфета. Коричневый — коричневый — красный — коричневый — синий — зеленый. То, чем рисуют. Зеленый — коричневый — коричневый — коричневый — черный. То, что из глаз летит, когда лбом стукнешься. Коричневый — красный — синий — зеленый — коричневый — красный. Очень сладкая ягода. Слова: ива, лимон, грабли, ирис, краски, искры, малина. 3. Составь цветную схему слова «мишка». Замени зеленый жетон на черный. Какое слово должно получиться? Какой жетон еще нужно заменить? 4. Назови птиц, названия которых ты знаешь. Встречается ли в этих словах звук [и]? А в названии деревьев, ягод? 5. Пальчики-мальчики. Положи свою левую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков — 5 мальчиков. Нарисуй им личики и дай имена. В каждом имени должен быть звук [и]. (Денис, Игорь, Иван, Николай, Илья, Миша...). 6. Пальчики-девочки. Положи свою правую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков — 5 девочек. Дай им имена со звуком [и] (Ирина, Инна, Нина, Людмила, Галина). 6. Складной метр. Возьми складной метр, разверни его. Складывай звенья, называя слова, которые начинаются с [и]. 7. Складывай в коробку пуговицу (жетон) зеленого цвета каждый раз, когда будешь произносить слово со звуком [и]. А теперь расскажи какое-нибудь стихотворение. Слушай себя и не пропусти ни одного слова. 8. Нарисуй самолет, поезд и человечка. Кто быстрее? Кто медленнее? Я буду называть слова, а ты раскладывай жетоны так: если звук [и] в начале слова — клади к самолету, если в конце — к человечку, если в середине — к поезду. Слова: избушка, изюм, иволга, бензин, миг, камин, конфетти, камни, люди. 10. Составь цветные схемы: камин, камни. ЗВУК [У] 1. Звуковая мозаика. Лист 5x5. Жетоны коричневые и бирюзовые (сине-зеленые). Если в слове есть звук [у], клади бирюзовый жетон. Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест. 2. Третий лишний. Цепочка слов составлена так: если после мягкого звука — звук [у], такие слова лишние. Мука — люк — уши, плюшка — мусор — ужас, кнут — тушь — клюв, туфли — плюш — утро, пуля — улей — салют. 3. Третий лишний. Цепочка слов составлена так: после мягкого звука — звук [у]. Другие слова лишние. Люстра — пушка — любовь; сушка — шлюпка — мука; курица — бюст — тюрьма; трюмо — трюфель — туча; тюльпан — куча — тюлень. 4. Третий лишний. Скажи, какое слово лишнее и почему: тюбетейка, туфли, тир (нет [у]); шапка, труд, шарф (есть [у], не вещь); Юрий, юбилей, Юлия (не имя); муж, внук, друг (не родственник). 5. Нарисуй улицу: все слова должны начинаться с [у], (улей, улитка, утка...) 6. Звери в клетках. Найди на рисунке тех животных, в названии которых есть звук [у]. Выпусти их на волю (сотри клетку, которая нарисована карандашом). Звери: ежик, курица, енот, обезьяна, слон, индюк, удав, лиса, кенгуру, барсук, заяц, змея. 7. Название какого животного заканчивается звуком [у]? 8. Назови части тела, в которых есть [у] (зуб, рука, ухо, губы, грудь, кулак, ступня). 9. Назови 5 слов, которые начинаются со звука [у] и в которых по четыре звука (утро, улей, ужас, удав, уксус, угорь, уголь, угол, учет...). 10. Составь схемы: уголь, клюв, любовь. ЗВУК [Э] 1. Звуковая мозаика. Лист 5x5. Жетоны коричневые и белые. Если в слове есть [э], клади белый жетон. Слова: цель, мост, герб, экран, штора, музыка, белый, этаж, алый, соль, шесть, железо, мэр, дело, сажа, коза, небо, лимон, песня, варенье, гусь, таблетка, белка, пламя. 2. Возьми белый длинный шнурок. Я буду рассказывать тебе присказку, а ты завязывай на шнурке узелки, когда услышишь звук [э]. Летела сова — веселая голова. Вот она летела, летела и села, Да хвостиком повертела, По сторонам посмотрела, и опять полетела... Сколько узелков у тебя? А у меня семь. 3. Возьми ручку и листок. Попробуй порисовать крестик (X) и галочку (V). Крестик ты будешь рисовать, если услышишь звук [э] после мягкого звука, галочку, если [э] прозвучит после твердого. Все значки пиши в строчку один за другим. Слова: левый, клей, женский, мелкий, серый, шесть, цепь, лес, прицеп, шея. Определи закономерность построения рисунка и продолжи строку. 4. Посмотри на эту картинку (медвежонок с букетом переходит по мосту через речку). Найди пять слов, в которых есть звук [э]. (букет, речка, медведь, шерсть, «Привет!»). 5. На листе бумаги столбик квадратиков (по три квадратика в каждой строчке). Строчка — одно слово. Первый квадратик — начало, второй квадратик — середина, третий — конец слова. Нужный квадратик заштрихуй, когда услышишь звук [э]. Слова: эхо, каратэ, кафе, сюжет, этика, ценный, экспорт, шелест, жемчуг, купе 6. Составь схемы слов: купе, кафе, сюжет, этика. 7. Обведи на рисунке предметы, в которых есть звук [э] фломастером фиолетового цвета. 8. Придумай предложение из трех слов, в каждом из которых есть [э]. 9. Лево — право. а) Если слово начинается с [э], поднимай левую руку, если нет — правую. Слова: качели, эль, смех, эльф, кольцо, Эля, хлеб, экстра, спорт, эму, страус, Эльза, Эмма, лебедь. б) Если слово заканчивается звуком [э], подними левую руку: каратэ, окно, макраме, радио, где, молоко, купе, пальто, гаде, каркадэ, тепло, гляссе. 10. Выучи считалочку: Эне, бене, рее, Квинтер, квантер, жес, Эне, бене, раба, Квинтер, квантер, жаба. На ком остановился счет, тот и говорит слово со звуком [э].
|