![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К вопросу о социальной поддержки пожилых людей
(на примере Филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» по Кабанскому району) Soshneva N.N. " East-Siberian State University of Technology and Management 'department of" social technology "
On the question of social support for older people Social support for older people - an essential attribute of life of any society.
Как известно, для социальной поддержки пожилых людей действует законы (далее ФЗ) «О ветеранах" (1995, в редакции 2012), " О реабилитации жертв политических репрессий" (1991), «О социальном обслуживании инвалидов и пожилых людей»(1995) и др. Они регулируют порядок и условия выплаты государственных пособий и другие источники финансирования государственной социальной помощи пожилым людям. Данные законы неоднократно изменялись и дополнялись как на федеральном, так и на региональных уровнях. Например, приняты постановления Правительства Республики Бурятия (далее РБ) от 21.11.2007 N 374 (ред. от 16.12.2011) " О финансировании социальных выплат и мер социальной поддержки, предоставляемых Министерством социальной защиты населения РБ и филиалами республиканского государственного учреждения " Центр социальной поддержки населения" за счет средств федерального и республиканского бюджетов", и «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат (09.11.2006 № 359 (ред. 24.11.2008 № 502). Согласно российского законодательства к группам пожилых людей, требующих первоочередной поддержки со стороны государства относятся следующие категории: - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; -одинокие граждане преклонного возраста; -малообеспеченные пенсионеры по старости. Основными видами социально-экономической поддержки являются: - пенсии по старости, инвалидности, за выслугу лет, социальные; -содержание и обслуживание, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях; - социальное обслуживание на дому; -профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, социальная помощь, льготы. Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Согласно базы данных [Пенсионного фонда РФ по Кабанскому району] на территории Кабанского района проживает 16253 граждан пожилого возраста, являющихся получателями пенсии по старости, в том числе они являются получателями льгот. Данные льготы включают меры социальной подеержки по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива и ежемесячные денежные выплаты следующим категориям пожилых людей: а) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий: – оплата в размере 50 % жилой площади и коммунальных услуг, в том числе совместно проживающими членами их семей, в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающим в домах без центрального отопления [Постановление Правительства РБ от 21.11.2007 N 374 (ред. от 16.12.2011) " О финансировании социальных выплат и мер социальной поддержки" ]. Так, например, в 2009 году количество получателей льгот по данной категории составляло 213 чел.; сумма полученных льгот 2519, 0 млн. руб.; в 2010 г., соответственно, 211, 2761, 2; в 2011 г. – 187, 2737, 9. [Годовой отчет ФРГУ «ЦСПН» по Кабанскому району за 2009-2011 гг. С 2-4]. Как видно, численность получателей льгот по данной категории уменьшилась на 26 человек, что связано демографическими изменениями: 15 чел. выбыло за пределы района, 10 чел. перешли в категорию инвалидов, 1 чел. умер. [Текущий архив базы данных «Персон» ФРГУ «ЦСПН» по Кабанскому району, социальный паспорт. 2009-2011 гг.]. б) участникам трудового фронта: - оплата в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы на гражданина, имеющего право на льготы (для одиноко проживающего человека – 33 кв.м, для члена семьи из двух человек – 21 кв.м, на одного члена семьи из трех и более человек – 18 кв.м), и распространяются на нетрудоспособных членов семьи труженика тыла, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; - оплата в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления, указанных услуг; проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению [ФЗ №5-Ф ред. от 16.10.2012, ст. 19]. Так, в 2009 г. количество получателей данной категории составляло 1879 чел., сумма полученных льгот - 8744, 3 млн. руб., в 2010 г., соответственно, 1834, 9626, 7; в 2011 г. – 1499; 6963, 3. [Годовой отчет ФРГУ «ЦСПН» по Кабанскому району за 2009-2011 гг., С 2-4]. Численность получателей данной категории уменьшилась на 380 чел., что также связано с демографическими изменениями: 153 чел. выбыли за пределы района, 172 чел. перешли в категорию инвалидов, 55 чел. умерли. [Текущий архив базы данных «Персон» ФРГУ «ЦСПН» по Кабанскому району, социальный паспорт. 2009-2011 гг.]. в) ветеранам труда: - оплата в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы на гражданина, имеющего право на льготы (для одиноко проживающего человека – 33 кв.м, для члена семьи из двух человек – 21 кв.м, на одного члена семьи из трех и более человек – 18 кв.м), и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; - оплата в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления, указанных услуг; проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению [ФЗ №5-Ф ред. от 16.10.2012 статья 19]. Так, например, в 2009 г. количество получателей данной категории составляло 6367 чел., сумма полученных льгот 40675, 3 млн. руб., в 2010 г., соответственно, 6327, 44777, 6; в 2011 г. – 5938, 45190, 2. [Годовой отчет ФРГУ «ЦСПН» по Кабанскому району за 2009-2011 гг., С 2-4]. Численность получателей данной категории уменьшилась по сравнению на 429 человек. Это связано с изменениями в демографической ситуации: 130 чел. выбыли за пределы района, 263 чел. перешли в категорию инвалидов, 36 чел. умерли [Текущий архив базы данных «Персон» ФРГУ «ЦСПН» по Кабанскому району, социальный паспорт. 2009-2011 гг.]. В современных условиях одной из определяющих задач общественного развития является обеспечение социального благополучия наиболее уязвимых категорий населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов. Реализация данной задачи становится возможной при функционировании эффективной системы социальной защиты населения, необходимость создания которой обусловлена не только социально-экономическим и социально-политическим развитием, но и воздействием демографических факторов. В настоящее время одной из актуальных проблем для Кабанского района, в частности, выступает рост числа людей пожилого возраста в составе населения. Более того, прогнозируется дальнейшее устойчивое увеличение численности пожилых людей. Учитывая данные факторы, необходимы исследовать и закономерные последствия, связанных с ростом социальных проблем, которые необходимо решать: рост потребностей в социальных услугах и, как следствие, развитие системы социального облуживания населения, поиск источников и ресурсов, в том числе финансовых, организационных, административных, технологических - для обеспечения эффективной деятельности данной сферы. Наметившаяся тенденция роста числа людей пожилого возраста и долгожителей, обусловила создание наиболее комфортных условий жизни граждан старших возрастов и обеспечение комплексной реабилитации пожилых людей и инвалидов. Все это, по сути, представляет собой актуальную и важную практическую задачу, стоящую на современном этапе перед органами социальной защиты населения. [.«Социальная поддержка пожилых граждан и инвалидов» URL: https://minsoc-buryatia.ru/.] С целью преобразований в сфере социального обслуживания был разработан комплексный подход к созданию сети учреждений, обеспечивающий для населения широкий спектр качественных услуг, при максимально эффективном расходовании бюджетных средств на ее содержание и развитие. При создании данной системы выделены несколько основных направлений: создание и совершенствование нормативно-правовой базы, модернизация и оптимизация сети учреждений, внедрение новых видов услуг и форм работы по предоставлению социального обслуживания на дому. Сегодня каждый третий житель Кабанского района обращается в органы соцзащиты по вопросам, связанным с предоставлением различных видов единовременных, ежемесячных и компенсационных выплат, пособий, субсидий и т.д. Гарантированными государством социальными льготами пользуется почти 60% пенсионеров. Новые управленческие, организационные и информационные технологии позволяют им в комфортных условиях оформить социальные выплаты с одним пакетом документов и без утомительных очередей. Безусловно, организация и осуществление деятельности по предоставлению отдельным категориям граждан социальных выплат, установленных федеральным и республиканским законодательством, – это важное направление работы органов социальной защиты Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат. Социальные выплаты обычно привязаны к потреблению конкретных благ, которые предоставляются их получателям, в том числе пожилым людям, либо бесплатно, либо со значительной скидкой. Таким образом, сначала выделяются социально значимые категории граждан, в первую очередь пожилые люди, инвалиды, а затем они наделяются пакетами насущных, по мнению политиков, благ. В качестве таковых благ фигурируют, прежде всего, услуги жилищно-коммунальных служб, транспорта, связи и здравоохранения. Таким образом, социальная защита пожилых людей являются важнейшей задачей нашего государства, как на федеральном уровне, так и на региональном и местном уровнях.
|