Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.






Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, про­дуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправлен­ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком­муникативному, познавательному и социальному развитиюрастущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

—целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, националь­ных стилей.

—умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

—уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

—развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

—реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Класс

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе является:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям

- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;

- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян. Балалайка);

- проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

- воспринимать музыку различных жанров;

- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов(быстро- медленно) динамики (громко- тихо)

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Содержание учебного предмета.

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира», Резерв. Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 ч)

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Раздел 2. «Музыка и ты» (17 ч)

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

К концу 1 класса обучающиеся научатся:

знать/понимать

- три кита музыки: песня, танец, марш;

- нотную запись, элементы нотной грамоты;

- интонация как выражение эмоций и мыслей;

- музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара;

- былины, сказки;

- образы родного края, образы защитников Отечества;

уметь:

- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях;

- подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке;

- воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества;

- инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.;

- составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

К концу 1 класса обучающиеся получат возможность научиться:

- наблюдать за музыкой в жизни человека;

- различать построения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций;

- исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре);

- сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

- осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике;

- инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок;

- участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов;

- знакомиться с элементами нотной записи;

- выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов;

- подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен;

- моделировать в графике особенности песен, танца, марша.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
1 класс (33 ч) Музыка вокруг нас (16 ч)
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно – музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Обобщающий урок 1 четверти. «Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник зимы. Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр. Балет. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал: Щелкунчик. Балет (фрагменты). П.Чайковский. Детский альбом. П.Чайковский. Октябрь(Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П.Чайковский. Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н.Римский – Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н.Римский – Корсаков. Гусляр Садко. В.Кикта. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1 – я часть «Орнамент» В.Кикта. Звезда покатилась. В.КикктТатаринова. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.В.Глюк. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.С.Бах. Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов. Пастушеская песенка. На тему из 5 – ой части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л.Бетховен, слова К.Алемасовой; Капельки. В.Павленко, слова Э.Богдановой; Скворушка прощается. Т.Попатенко, слова М.Ивенсен; Осень, русская народная песня и др. Азбука. А.Островский, слова З.Петровой; Алфавит. Р.Паулс, слова И.Резника; Домисолька. О.Юдахина, слова В.Ключникова; Семь подружек. В Дроцевич, слова В.Сергеева; Песня о школе. Д.Кабалевский, слова В.Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня, Пастушья, французская народная песня; Дударики – дудари, белорусская народная песня, русский текст С.Лешкевича; Весёлый пастушок финская народная песня, русский текст В.Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л.Книппер, слова А.Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира. Наблюдатьза музыкой в жизни человека. Различать построения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнятьпесни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвоватьв совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомитьсяс элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделироватьв графике особенности песен, танца, марша.
Музыка и ты (17 ч)
Сравниватьмузыкальные произведения разных жанров. Исполнятьразличные по характеру музыкальные сочинения. Сравниватьречевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально – поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощатьв рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвоватьв подготовке в проведении заключительного урока – концерта.  

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал