Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бог Творец
Одним из основных догматов христианства является учение о Боге-Творце, Который, в отличие от платоновского Демиурга, устраивающего космос из некоего первичного вещества, созидает Вселенную из ничего. Об этом так сказано в Ветхом Завете: " Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего" (2 Мак. 7: 28). Все существующее получило бытие благодаря свободной воле Творца: " Он сказал - и сделалось, Он повелел - и явилось" (Пс. 32: 9). В творении участвовали все три Лица Святой Троицы, о чем пророчески сказано уже в Ветхом Завете: " Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - вся сила их" (Пс. 32: 6). О творческой роли Бога Слова говорит апостол Иоанн в начале Евангелия: " Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть" (Ин. 1: 3). О Духе сказано в Библии: " Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1: 2). Слово и Дух, по образному выражению святого Иринея Лионского, суть " две руки" Отца.1 Речь идет о со -действии, совместном творчестве Трех: Их воля одна, но каждому присуще свое действие. " Отец есть предначинательная причина всего существующего, - говорит святитель Василий Великий. - Сын - причина созидательная, Дух Святой - причина совершительная, так что волею Отца все существует, действием Сына все приводится в бытие, присутствием Духа все совершается".2 Иными словами, в творении Отцу принадлежит роль скорее Первопричины всего, Сыну Логосу (Слову) роль Демиурга-Творца, а Святой Дух довершает, то есть доводит до совершенства, все созданное. Не случайно, говоря о творческой роли Сына, Отцы Церкви предпочитают называть Его Словом: Оно являет Отца, открывает Отца, и, как всякое слово, Оно обращено к кому-то, в данном случае ко всему творению. " Бога не видел никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем - Он явил" (Ин. 1: 18). Сын явил Отца тварному бытию, благодаря Сыну любовь Отца излилась на тварное бытие, и оно получило жизнь. Уже у Филона Александрийского Логос является посредником между Богом и тварью, а христианская традиция прямо говорит о созидательной силе Логоса. В этом же смысле толкуются слова из Книги пророка Исаии: " Слово Мое, Которое исходит из уст моих - Оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал Его" (Ис. 55: 11). Вместе с тем Логос - это тот замысел и закон, по которому все сотворено, то разумное основание вещей, благодаря которому все обладает целесообразностью, осмысленностью, гармоничностью и совершенством. Однако тварное бытие иноприродно Богу, оно не является эманацией - излиянием Божества. Божественная сущность в процессе сотворения мира не претерпела никакого разделения или изменения: она не смешалась с тварью и не растворилась в ней. Бог является Художником, а творение - Его картиной, в которой мы можем узнать Его " кисть", Его " руку", увидеть отблески Его творческого ума, но Художник не исчез в Своей картине: Он остался Тем, Кем был и до ее создания. По какой причине Бог сотворил все? На этот вопрос святоотеческое богословие отвечает: " по преизбытку любви и благости". " Как только благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости захотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из небытия в бытие и творит все", - пишет преподобный Иоанн Дамаскин.3 Иными словами, Бог захотел, чтобы было еще что-то, участвующее в Его блаженстве, причастное Его любви.
1 Цит. по: Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Waу. London-Oxford, 1979. P. 44. ^
| 2 PG 32, 136. ^
| 3 Точное изложение православной веры 2, 2. ^
|
Ангелы
" В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1: 1). В этих первых строках Библии указывается на сотворение Богом мира невидимого, духовного, умопостигаемого и мира видимого, материального. Как мы говорили, в библейском языке нет абстрактных понятий, и духовная реальность часто выражается словом " небо". Христос говорит о Царстве Небесном, и в молитве, которую Он дал, мы читаем: " Отче наш, Иже еси на небесех... Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли" (Мф. 6: 9-10). Речь здесь не идет о видимом материальном небе. Царство Божие - это духовное, а не материальное Царство, в котором Бог живет, будучи по природе Духом. И когда говорится " сотворил небо", речь идет о духовном мире со всеми населяющими его существами, то есть ангелами. Бог сотворил ангельский мир прежде видимой Вселенной. Ангелы - служебные духи, бесплотные, обладающие умом и свободной волей. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит о легкости, пламенности, пылкости, весьма большой проницательности и стремительности, с которой ангелы желают Бога и служат Ему, об их подвижности, постоянной устремленности вверх и свободе от всякой материальности. Он также называет ангелов " вторыми светами, имеющими свет от первого безначального Света".1 Находясь в непосредственной близости к Богу, они питаются Его светом и передают его нам. В Библии многократно упоминаются ангелы, однако отсутствуют подробные описания ангельского мира, нет рассказа о его сотворении (кроме упоминания о " небе"). К моменту сотворения видимого мира ангелы уже существовали: " Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои" (Иов. 38: 7, по переводу LXX). Сами же ангелы сотворены, как указывает преподобный Исаак Сирин, " в молчании", 2 потому что первое слово Бога - " да будет свет" относится к видимому миру. В молчании - то есть в тайне, прежде слов и прежде времени. Главным делом ангелов является непрестанное восхваление Бога. Пророк Исаия описывает видение Господа, вокруг Которого стояли серафимы и восклицали: " Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! " (Ис. 6: 1-3). Но ангелы являются также вестниками, посылаемыми от Бога людям (греч. aggelos означает " вестник"): они принимают живое и деятельное участие в жизни человека. Так, например, архангел возвестил Марии о рождении от Нее Иисуса (Лк. 1: 26-38), ангел объявил пастухам о рождении Мессии (Лк. 2: 8-20), ангелы служили Иисусу в пустыне (Мф. 4: 11), ангел укреплял Иисуса в Гефсиманском саду (Лк. 22: 43), ангел возвестил женам-мироносицам о воскресении Иисуса (Мф. 28: 2-7). У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который является его спутником, помощником и покровителем (см. Мф. 18: 10). Не все ангелы равны по своему достоинству и по своей близости к Богу: между ними существуют различные иерархии, находящиеся во взаимном соподчинении. В трактате " О небесной иерархии", приписываемом Дионисию Ареопагиту, его автор насчитывает три ангельских иерархии, каждая из которых делится на три чина. К первой и высшей иерархии относятся серафимы, херувимы и престолы, ко второй - господства, силы и власти, к третьей - начала, архангелы и ангелы.3 Все названия девяти ангельских чинов заимствованы из Священного Писания и имеют, по святому Исааку Сирину, следующие значения: " Серафимы - согревающие и сожигающие (букв. " огненные"), херувимы - обильные знанием и мудростью, престолы - Божья опора и Божий покой... именуются также господства как имеющие власть над всяким царством, начала - как устрояющие эфир (воздух), власти - как властвующие над народами и над каждым человеком, силы - как крепкие силою и страшные видением своим... архангелы - как бодрые стражи, ангелы - как посылаемые".4 О херувимах, кроме того, говорится, что они имеют много очей, а о серафимах - что у них шесть крыльев (вспомним Пушкина: " и шестикрылый серафим на перепутье мне явился").5 Крылья и очи, однако, нужно понимать в духовном смысле (как и " глаза", " лицо", " руки" у Бога), поскольку ангелы не имеют материальной плоти. В небесной иерархии высшие чины получают озарение Божественным светом и приобщение к тайнам Божества непосредственно от Самого Творца, а низшие - через посредство высших: " Каждый чин принимает (тайну) от другого чина с соблюдением строгого порядка и различения в сообщении от первого чина ко второму, пока тайна перейдет таким образом ко всем чинам. Но многие из тайн останавливаются на первом чине и не простираются на другие чины, потому что, кроме этого первого чина, все прочие не могут вместить в себя величие тайны. А некоторые из тайн, исходя от первого чина, открываются только второму чину, который сохраняет их в молчании... и некоторые тайны доходят до третьего и четвертого чина" (Исаак Сирин).6 Ангельская иерархия, по Дионисию, переходит в земную церковную иерархию (епископы, священники, диаконы), которая приобщается к Божественной тайне через посредство небесной иерархии. О количестве ангелов говорится обобщенно - их " тысячи тысяч" и " мириады мириад" (Дан. 7: 10). Их во всяком случае больше, чем людей: святитель Григорий Нисский в образе заблудшей овцы видит все человечество, а под девяносто девятью незаблудившимися (ср. Мф. 18: 12) понимает ангельский мир.7
1 Там же 2, 3. ^
| 2 Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]. ^
| 3 A. Louth. Denys the Areopagite. Wilton, CT (USA), 1989. Р. 35-37. ^
| 4 Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]. ^
| 5 А. Пушкин. Полное собрание сочинений в 6 томах. М. -Л., 1936. Т. 1. С. 464. ^
| 6 Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 325-326]. ^
| 7 См. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 234. ^
|
|