Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сигнальная функция






 

Когда прогресс развития становится достаточным для связывания чувств с идеями и аффекты начинают выполнять сигнальную функцию, ребенок начинает луч­ше контролировать и регулировать свои аффекты и уже не подпадает всецело под их власть. Исследователи уде-

 

– 204 –

 

ляли мало внимания эволюции развития этой функции в сравнении с патологическими состояниями, при кото­рых она отсутствует (см. клинические примеры, обсуж­даемые Hartmann, 1953; Ritva, 1981; Kernberg, 1984).

Мы считаем, что использование сигнальной функ­ции начинается с успешной интернализации и иденти­фикации с материнскими организующей и регулирую­щей функциями. Следовательно это может появиться только бок о бок и в соотношении с постоянством объекта либидо (R. Tyson).

Использование аффектов как сигналов подразуме­вает, что Эго способно опознать опасность при получе­нии аффекта и вызвать соответствующее поведение, что­бы защититься и пойти на компромисс. Следующий воп­рос: что облегчает или обеспечивает способность так вос­принимать, опознавать и применять защиты и компро­миссы. Вот что думал Фрейд по этому вопросу: «Есть общие опасности для человечества, они есть у каждого. Но мы нуждаемся и не можем уловить те факторы, от которых зависит способность некоторых людей субъек­тивировать аффект тревоги и, независимо от индивиду­альных способностей, нормально работать умом, в то время как другие люди решают, что обречены потерпеть неудачу (1926, стр. 150).

Топлин предположил, что способность использовать малые количества тревоги и других аффектов как внут­ренний сигнал конфликта или опасности начинается с материнской реакции на аффективное поведение ребен­ка (1971; также Ritvo, 1981). Структурализация и эффек­тивное оперирование сигнальной функцией, однако, га­рантируется только своевременной и содержательной ре­акцией матери на экспрессию чувств младенца и связы­вающим поведение с действием, уменьшающим стресс и обеспечивающим комфорт и безопасность, и, таким об­разом, поддерживающим чувствительность и саморегуля­цию функций Эго. Первый успех таких попыток матери становится очевидным, когда восьмимесячный младенец начинает утилизировать материнские аффективные сиг-

 

– 205 –

 

налы как индикатор опасности или безопасности в со­циально значимых отношениях.

Конфликт анально-воссоединительной фазы воз­буждает аффективное состояние и повышает потребность в матери, уравновешивающей фрустрации и удовлетворе­ния ребенка. Все больше и больше ребенок начинает чувствовать страхи объектных отношений, упоминаемых Фрейдом: страх потери объекта, страх потери любви объекта, страх быть наказанным объектом. Эти фанта­зии наделены общим предчувствием опасности, связан­ным с представлением о матери. Для ребенка безопас­ность зависит от внешнего ощутимого присутствия мате­ри. Итак, он считает, что она способна предотвращать состояние всеохватывающую беспомощность является источником стабильности.

Если мать не охвачена требованием ребенка или стрессом, она может ответить на его смещение чувств таким образом, чтобы установить баланс между терпи­мостью по отношению к удовлетворению влечений и подходящим компромиссом. Таким образом, регулирова­ние баланса редуцирует стресс, обеспечивает формирова­ние терпимости по отношению к фрустрации и самоко­пирующий механизм, уверяет ребенка в стабильности материнской любви, благоприятствует интернализации, и вносит свой вклад в развитие способности контролиро­вать аффект. Без периодических вмешательств, материн­ской эмпатии, регулирующих реакций, в которых есть потребность, как в высшем Эго, тревога может разру­шить функционирование Эго и создаст состояние беспо­мощности и ощущение потери либидной связи с объек­том (например — вспышки капризов ребенка) (York & Weisberd, 1976). Таким образом, мы полагаем, что всеох­ватывающая беспомощность — это проявление травмати­ческой тревоги, как первоначально писал Фрейд.

Катан (1961) обращал внимание на важный аф­фект — регулирующую функцию языка. Если слова мо­гут быть наложены на аффективный опыт, что-то, что обозначает родительские чувства, ребенок начинает рас-

 

– 206 –

 

познавать, внимать, увеличивать понимание своих чувств. Сообщение, что данный поступок более приемлем в дру­гое время, дает возможность отложить его. Желаемое общение может быть установлено, и эго-мастерство и самоконтроль будут сосуществовать благодаря чувству гордости. Если ребенок не сумеет научиться адекватной вербализации аффектов, может развиться несоответствие между силой и сложностью аффективных состояний и способностями их выражения. Если нет нужных слов, ребенок может положиться на действия или на другие формы выражения; в таких условиях существует минимум возможностей отложить импульсивное действие, что подрывает эго-мастерство, усиливает конфликт с окру­жением и развивает, а не предупреждает состояние, в котором ребенок склонен повторно впадать в беспомощ­ность и подпадать под власть аффектов.

Если мать успешно выполняет роль высшего Эго, ребенок будет способен идентифицироваться с ее отно­шением к либидным и агрессивным влечениям и с под­ходящей регулирующей реакцией на аффективное состо­яние. Другими словами, чтобы превозмочь свою беспо­мощность в отсутствие матери, ребенок нуждается в по­стоянном внутреннем присутствии матери и ее интерна­лизированных способностей регулировать и сохранять безопасность. Успешная интернализация убеждает, что ребенок имеет необходимые ресурсы для независимого регулирования аффектов. Образ объекта, его любовь, функция поддержания комфорта становятся внутренни­ми ресурсами, которые, как предполагала Малер, прихо­дят с постоянством объекта либидо (Mahler et al., 1975), тогда функция соответствия аффективному сигналу с использованием регулирующей и организующей активно­сти становится эго-функцией ребенка. Следовательно, ребенок способен распознавать свое собственное аффек­тивное состояние и утилизировать его как сигнал, в со­ответствии с его внутренней организацией, регуляцией и защитной активностью. Способность эффективно утили­зировать сигнальную функцию зависит от успешности

 

– 207 –

 

интернализации и обычно появляется с приобретение некоторой степени постоянства объекта либидо.

Возвращаясь к вопросу Фрейда (1926), мы предпо­лагаем, что не обречен потерпеть неудачу в управлении тревогой тот, кто детерминирован важной саморегулиру­ющей способностью, полученной с интернализацией и тот, кто приобрел постоянство объекта либидо. Сигналь­ная функция аффекта усиливает способность Эго выдер­живать давление конфликтов развития, особенно в Эди­повом комплексе. Способность реагировать в соответ­ствии с растущим требованием конфликта и, таким об­разом, сдерживать болезненность аффектов в пределах границ послушания зависит от того, будут ли аффекты функционировать согласованно, как сигналы, организу­ющие функционирование Эго.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал