Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции Суперэго






 

Суперэго функционирует для поддержания внутрипсихической и межперсональной гармонии и облегчения социальной адаптации. По Фрейду, для того, чтобы осу­ществить эту задачу оно «наблюдает за Эго, отдает рас­поряжения, выносит суждения и наказывает — в точно­сти как родители, чье место оно занимает» (1940, стр. 205). Судя по этим и другим комментариями кажет­ся очевидным, что Фрейд определяет базовую функцию Суперэго как самонаблюдение и запуск защитных меха­низмов, а также вынесение самосуждений, что ведет либо к одобрению и вознаграждению, либо к упрекам и кри­тике в свой адрес и наказанию (1914, стр. 95; 1917, стр. 247; 1921, стр. 109, 110; 1923а, стр. 36, 37; 1933, стр. 65).

 

– 269 –

 

Помехой в различении функций Суперэго является то, что их нельзя наблюдать непосредственно, а прихо­дится выводить из мыслей, идей, эмоций, фантазий, дей­ствий и чувств в отношении чего-либо или кого-либо (Barace, I958). Более того, функции Суперэго непросто отличить и от функций Эго. Фактически, сознательный и бессознательный контроль за собственными мыслями и действиями правильнее рассматривать в качестве фун­кции Эго, служащей целям Суперэго. Это самонаблюде­ние осуществляется с целью предотвратить или откор­ректировать такое поведение, которое отклоняется от стандартов Суперэго (Freud, 1914, стр. 95; 1921, стр. 105; 1940, стр. 205). Когда аффектам приходится выполнять сигнальную функцию, воспоминания о прошлых собы­тиях вносят вклад в восприятие ситуаций, которые мо­гут приводить к нарушению стандартов Суперэго. Тогда чувство вины служит сигналом к запуску защитных ме­ханизмов. Фрейд указывает на то, что Суперэго согласу­ется с наблюдением и критикой родителями; когда ро­дительский запрет остается действенным и в их отсутствие, это знаменует собой важный для развития шаг (1914, стр. 96; 1940, стр. 205). Необходимо также помнить и о том, что функционирование Суперэго может вмеши­ваться в наблюдение за собой, приводя к заблуждениям в отношении себя и внешнего мира (Hartmann & Loewenstein, 1962, стр. 58).

Суперэго также выполняет функцию вынесения суждений о себе, сравнивая поведение человека с иде­альным поведением и оценивая степень сходства. Если между действительным представлением о себе и внут­ренним стандартом или идеалом имеется значительное расхождение, то это сопровождается агрессивно окрашен­ной самокритикой, упреками и наказанием, обычно в форме болезненных аффектов вины, стыда, тревоги, деп­рессии и чувства неполноценности, что ведет к утрате самоуважения (Jacobson, 1946). Поэтому наказание со стороны Суперэго может быть столь же категоричным и иррациональным, как и любой импульс Ид. Фрейд (1933)

 

– 270 –

 

заключил, что цель терапевтического анализа (также как и поздних этапов развития, в особенности подростково­го возраста) состоит в ослаблении влияния Суперэго на функционирование Эго.

С другой стороны вынесение суждений о себе мо­жет вызвать и одобрение. В этом случае родительскую роль берут на себя идентификации с родительскими по­ощрениями, похвалой и гордостью за ребенка, и в итоге ребенок сам себя вознаграждает. Чувства гордости, соб­ственного достоинства и возросшее самоуважение явля­ются следствием приверженности внутренним стандартам.

Фрейд подчеркивает важность функционирования Суперэго для поддержания нарциссического равновесия: «Но по большей части чувство неполноценности проис­ходит из отношения Эго к собственному Суперэго; ана­логично чувству вины, оно является выражением напря­женности между ними... трудно отделить чувство непол­ноценности от чувства вины» (1933, стр. 65-66). Фрейд также пишет: «Муки, вызываемые упреками совести, в точности соответствуют детскому страху потерять любовь, страху, на место которого заступила мораль. С другой стороны, если соблазн сделать что-либо нежелательное с точки зрения Суперэго, Эго успешно преодолевает, то самоуважение растет, а чувство гордости усиливается» (1940, стр. 206).

В аналитической литературе чаще подчеркиваются садистские компоненты Суперэго и меньше внимания уделяется его гуманным свойствам: защите, любви и за­боте. Нюнберг в числе первых обсуждает концепцию мягкого Суперэго, полагая, что его истоки лежат в доэ­диповых отношениях матери и ребенка (1932, стр. 145). Крамер подробно изучает идею интернализации доэди­повой любящей матери. Он считает, что когда этот под­держивающий и направляющий аспект Суперэго не раз­вивается, Эго остается беззащитным перед Ид, что при­водит к патологическим последствиям (1958). Сходным образом Шафер указывает на «любящую и любимую» сторону Суперэго. Она представляет любимых и любя-

 

– 271 –

 

щих, защищающих, утешающих и руководящих доэдипо­вых и эдиповых родителей, которые «даже наказывая, дают необходимую заботу, тепло и ласку» (1960, стр.186).

Эти функции заботы, покровительства и любви (наряду с наказывающей ролью родителей) ребенок ин­тернализует, идентифицируясь с ними, что является ча­стью успешного утверждения либидного постоянства объекта. Идентификация с «объектом в создающей ком­форт роли» (Furer, 1967) в конечном счете дает ребенку возможность любить, защищать, утешать и руководить с чувством гордости за себя.15 Поэтому успешное ста­новление Суперэго дает мощный потенциальный источ­ник благополучия. Это позволяет ребенку с каждым годом все меньше зависеть от внешних источников «нар­циссической поддержки», предоставляя возможность из­бегать разочарования и фрустрации пользуясь интерна­лизованными идеалами и стандартами, чему способству­ют родители.

Одной из характерных черт Суперэго является то, что оно никогда не становится гомогенным; это позво­ляет разнообразным идеалам внутри Эго-идеала возни­кать и существовать. Способность человека сохранять самоуважение может, таким образом, быть показателем гармоничности или же дисбаланса и конфликта во внут­рисистемном конфликте (Hartmann, 1950). Хронически заниженное самоуважение может свидетельствовать о кон­фликте между идеалами. По описанию одного пациента, его мать боялась, что он может стать неотесанным муж­ланом и поэтому способствовала его художественным и интеллектуальным упражнениям, отец же не хотел, что­бы он стал размазней, и поощрял грубость и агрессив­ные игры. Жалобы пациента состояли в том, что он не может одержать победу на интеллектуальном поприще, которое его привлекало; у него было заниженное само­уважение, так как он сомневался, настоящий ли он муж­чина. Гармонизация идеалов внутри Эго-идеала является еще одной задачей развития, особенно актуальной в под­ростковом возрасте.

 

– 272 –

 

Теперь мы обращаемся к развитию данной психи­ческой системы. В очередной главе нами прослеживает­ся развитие Суперэго, начиная с формирования катего­рий «можно и нельзя» и вплоть до структуры этой сис­темы, функционирующей не только для внушения бо­лезненных аффектов стыда, вины и низкого самоуваже­ния, но и для обеспечения приверженности морально-нравственным стандартам без дополнительной внешней поддержки.

 

– 273 –

 

Глава 13

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал