Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь 15 страница






2) Шакти-таттва: энергия. Соответствует бинду, свету, причине формы (точнее, Парабинду, первичному ядру). Это таттва Парамешвары, Первич­ной Души, Бога-Отца-и-Матери, третьего совершенства Шивы, который после махапралайи остается на месте в глубоком самадхи, пока снова не эманирует вселенную из Себя посредством Своего Космического Танца.

3) Садашива-таттва: энергия милости откровения. В этой сфере энергии знания и действия находятся в совершенном равновесии. Это сфера ананда-майя-коши.

4) Ишвара-таттва: энергия милости сокрытия. Энергия действия преоб­ладает над энергией знания, чтобы вызвать космическую активность в ее тон­кой форме.

5) шуддхавидья-таттва: чистое знание, дхарма. Это уровень проявления, на котором энергия знания преобладает над энергией действия. Шуддхавидья-таттва включает три других энергии или аспекта Шивы. Это Рудра (разру­шение), Вишну (сохранение) и Брахма (сотворение).

ШУДДХАШУДДХА-ТАТТВЫ: Актинодическая, или духовно-магнетичес­кая, энергия. Семь mammв от майи до пуруши, составляющие сферу шуддхашуд-дхи (чистого-нечистого).

6) майя-mammвa: магическая энергия, " материальная" причина " нечистой сферы". Категория майи дает начало как своим непосредственным помощни­кам следующим пяти таттвам, известным как " пять оболочек", паньча-кань-чука, индивидуальной души, пуруши. Все вместе они составляют виджняна-майя-кошу, или ментальное тело.

7) кАла-mammea: феномен времени, которое делит весь опыт на прошлый, настоящий и будущий.

8) нияти-maттвa: кармическая судьба; необходимость; порядок; закон причины и следствия; сдерживание.

9) калА-таттва: созидательность, способности; энергия, которая влечет душу к духовному знанию. Ее энергия частично удаляет завесу анавы, которая скрывает собой внутренние энергии души.

10) видья-таттва: ограниченное знание, сила, дающая душе практическое знание в соответствии с ее настоящим жизненным опытом.

11) рага-таттва: привязанность, появление желания, без которого невоз­можно никакое восприятие объективного мира.

12) пуруша-таттва: тождественность души; душа, связанная с субъектив­ностью. Через отождествление с пятью вышеперечисленными " оболочками" душа, атман, становится пурушей, или связанной душой, которая способна вос­принимать высшую антарлоку, как ограниченный индивидуум. Эта пятерич­ная оболочка называется паньча-каньчука или виджнянамайя-коша (менталь­ное тело).

АШУДДХА-ТАТТВЫ: Одическая, или магнетическая, энергия. Эти 24 ка­тегории составляют " мир" ашуддха- (нечистой) майи. Это сфера астрального и физического планов, в которых души функционируют через маномайя-, прана-майя- и аннамайя-коши, в зависимости от уровня воплощения.

13) пракрити-mammвa: первичная природа, грубая энергия, из которой формируются все низшие таттвы. Пракрити, также называемая прадхана, выражается в трех гунах (качествах) — саттве, раджасе и тамасе. Они прояв­ляются как свет, активность и инерция соответственно, а на тонком уровне как удовольствие, сожаление и заблуждение. Эти гуны доминируют над душевны­ми энергиями знания, действия и желания (джняна, крияи иччха) и формируют «гунное» тело, маномайя-кошу.

антахкарана: ментальные способности.

14) буддхи-таттва: суждение, интеллект, различение.

15) ахамкара-таттва: эго, чувство внешней формы как " это — я". Это фундаментальный принцип индивидуальности.

16) манас-таттва: инстинктивный ум, воспринимающее и управляющее звено между внешними чувствами и внутренними способностями.

джнянендрии: пять органов восприятия, саттвических по природе, каж­дый из которых имеет тонкий и физический аспект.

17) шротра-таттва: слух (уши).

18) твак-таттва: осязание (кожа).

19) чакшус-таттва: зрение (глаза).

20) расана-таттва: вкус (язык).

21) гхрана-таттва: обоняние (нос).

кармендрии: пять органов действия, раджасических по природе, каждый из которых имеет тонкий и физический аспект.

22) вак-таттва: речь (голос).

23) пани-таттва: хватание (руки).

24) пада-таттва: ходьба (ноги).

25) паю-таттва: выделение (анус).

26) упастха-таттва: размножение (гениталии).

танматра: пять тонких элементов, тамасических по природе.

27) шабда-таттва: звук.

28) спарша-таттва: ощущение.

29) pyna-таттва: форма.

30) раса-таттва: вкус.

31) гандха-таттва: запах.

Это тонкие характеристи­ки следующих пяти грубых элементов.

паньчабхута: пять грубых элементов.

32) акаша-таттва: эфир или пространство.

33) вайю-таттва: воздух.

34) теджас-таттва: огонь.

35) anac-таттва: вода.

36) притхиви-таттва: земля. См.: антахкарана, гуна, коша (а также Таблицы).

Таттва-пракаша. " Освещение категорий". Текст из 76 стихов царя-философа Бходжи Парамары, который систематизировал и свел воедино монистическую шайва-сиддханту в XI веке.

таттва-трайя. " Сущностная триада". Первичные категории шиваитских и шак-тистских философских школ: Пати (Бог), пашу (душа) и паша (мир или узы). См.: падартха, Пати-пашу-паша.

Таюманавар (ок. XVII в.). Тамильский йог-шиваит, преданный, мистик, поэт и свя­той, сочинения которого представляют собой гармоничный сплав философии и набожности. В своей поэме Чинмайянанда-гуру Таюманаварпомещает себя в ли­нию Риши Тирумулара.

теизм. Вера в то, что Бог существует как реальное, сознательное, личностное Вер­ховное Существо, творец и правитель вселенной. Теизм не исключает веры и во многих богов.

теради (тамил.). " Сарай для колесницы". Строение, в котором хранится храмовая колесница (тер) для церемониального вывоза парадного божества, утсава-мур-ти, в праздничные дни.

теология ( рус. богословие). Исследование религиозных догм, особенно касающих­ся природы Бога, души и мира. См.: метафизика.

тилак(а). Метка, наносимая на лоб глиной, пеплом или сандаловой пастой как знак принадлежности к определенной секте и гордости за свою веру (и тем самым сопоставимая с крестом у христиан или ермолкой у иудеев). Вишнуиты наносят глиной вертикальную U-образную тилаку. Шиваитская тилака, трипундра, сос­тоит из трех горизонтальных полос священного пепла, часто с точкой между бровей. Тщательно прорисованные тилаки индуисты носят сегодня в основном во время религиозных праздников или в паломничестве. Многие индуисты даже в обычном обществе носят простую точку (бинду) на лбу, подчеркивая свою при­надлежность к этой религии. См.: бинду, трипундра.

тиробхава. " Сокрытие", то же, что тиродхана. См.: Натараджа, тиродхана-шак-ти.

тиродхана-шакти. " Сила сокрытия". Скрывающая милость или сила Бога, кото­рая заслоняет божественную природу души. Тиродхана-шакти — это частная энергия Шивы, которая связывает душу тройными путами анавы, кармы и майи. Это намеренное ограничение сознания дает душе возможность расти и созревать в ходе переживания мира. См.: эволюция души, милость.

тиртхаятра. " Путешествие к святому месту". Паломничество. Одна из пяти свя­щенных обязанностей индуиста (паньча-нитья-карма) — периодически совер­шать путешествие к одному из многочисленных святых мест Индии или других стран. Совершаемое после периода поста и воздержания, паломничество являет­ся временем аскезы и очищения, когда все мирские заботы отставляются в сторо­ну и Бог становится единственным фокусом внимания. Потоки благочестивых паломников ежедневно достигают многих древних святых мест (тиртх) в Ин­дии. Во время праздников у некоторых тиртх собираются десятки тысяч па­ломников. См.: паньча-нитья-карма, паньча-шрадха.

тиру (тамил.). " Святой, священный". Тамильский эквивалент санскритского шри. Женская форма — тирумати. См.: шри.

 

Тируваллувар (ок. 200 г. до н. э.). " Святой ткач". Тамильский святой, домохозяин-ткач, автор классического шиваитского этического сочинения Тирукурал. Жил вместе со своей женой Васуки, прославившейся замечательными добродетелями и верностью, в районе современного Мадраса. Там его великие стихи высечены на мраморе в мемориальном парке Валлувар Коттам. См.: Тирукурал.

Тирувасагам. " Святые изречения". Лирическое тамильское писание святого Ма-никкавасагара (ок. 850 г.). Считается одним из самых глубоких и красивых бхак-тистских произведений на тамильском языке. Обсуждает фазы духовного пути от сомнения и боли до совершенной веры в Бога Шиву, от земных переживаний до отношений «гуруученик» и свободы от перерождений. Работа частично авто­биографическая, описывает, как Маниккавасагар, первый министр царя Пандь-яна, отрекся от мира, получив необычайное видение Шивы, сидящего под дере­вом. 658 гимнов Тирувасагам и 400 гимнов Тируковайяра того же автора составля­ют восьмой раздел шайва-сиддхантистского писания Тирумурай.

Тирукурал. " Святые куплеты". Сокровище индуистской этической мысли и шедевр тамильской литературы, написанный шиваитским святым Тируваллуваром (ок. 200 г. до н. э.) недалеко от современного Мадраса. Его универсальная мудрость была воспринята христианами, мусульманами, джайнами и даже атеистами. Текст сосредоточен в основном на первых трех целях жизни — артхе (богатстве), дхарме (праведном поведении) и каме (желании), но также включает 13 глав о дхарме отречения, которая связана с четвертой целью жизни, мокшей (освобож­дением). В предельно компактной стихотворной форме поэт представляет 133 темы, по 10 стихов на каждую. Один из древнейших этических текстов в мире, Тирукурал вполне можно считать библией добродетели для всего человеческого рода. Примечательно, что в южноиндийских судах на нем присягают, как на Биб­лии в западном мире. См.: Тируваллувар.

Тирумантирам. " Святое воспевание". Древнейшее тамильское писание Нандина-тха-сампрадайи. Написано ок. 200 г. до н. э. Риши Тирумуларом. Это самая ран­няя книга из свода Тирумурай, кладовая эзотерического йогического и тантричес­кого знания. Содержит мистическую суть раджа-йоги и сиддха-йоги и фундамен­тальные учения 28 Агам шайва-сиддханты, которые, в свою очередь, являются наследием древних, доисторических традиций шиваизма. Поскольку сами Агамы ныне частично утрачены, Тирумантирам является ценнейшим источником пол­ной агаманты (собрания агамического знания). Его 3047 стихов были, согласно легенде, написаны довольно необычным способом. Перед написанием каждого стиха Тирумулар медитировал по целому году и затем подводил итог своей меди­тации в четырехстрочном тамильском стихе. Он делал это, следовательно, более 3000 лет! Суть этой аллегории в том, что в одной этой книге уместилось трехты-сячелетнее знание. Текст делится на девять частей, которые называются тант­рами. Их содержание вкратце таково: 1) основные правила религиозной морали; 2) аллегорические объяснения шиваитских мифов; 3) полное исследование ра­джа-йоги; 4) мантры и тантры; 5) существенные качества религии Шивы; четыре формы шиваизма, четыре стадии, неортодоксальные пути; поступки, которых следует избегать; 6) Шивагуру, милость, отречение, грех, искупление, джняна, бла­гоприятные и неблагоприятные люди; 7) сиддха-йога, мудры, управление идой и пингалой, миры, достигаемые различными классами йогов после смерти, тонкости йоги, садгуру, 8) фундаментальная теология: пять оболочек, одиннадцать состо­яний, три падартхи (Пати- пашу-паша), 36 таттв, четыре состояния сознания, три малы, три гуны, десять каран и т. д.; 9) плоды реализации, освобождение, джняна, танцы Шивы, встреча с гуру. См.: Тирумурай, Тирумулар.

 

Тирумулар (ок. 200 г. до н. э.). Великий сиддха-йог и риши из Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, который пришел с Гималаев в Тамилнад и составил Тирумантирам. В этом писании он зафиксировал принципы шиваизма в форме кратких и точных стихов, основанных на его собственных реализациях и на вер­ховном авторитете Шайва-агам и Вед. Тирумулар был учеником Махарши Нанди-натхи. См.: Тирумантирам, Кайласа-парампара, веданта.

Тирумурай. " Святая книга". Двенадцатикнижный свод гимнов и писаний южноин­дийских шиваитских святых, составленный святым Намбияндаром Намби (ок. 1000 г.), а также каждая из этих книг в отдельности. Книги 1 — 3 содержат гимны святого Тируджняны Самбандара (ок. 600 г.). Книги 4 — 6 — гимны святого Ти-рунавукарасу (Аппара), современника Самбандара. Книга 7 содержит гимны свя­того Сундарамурти (ок. 800 г.). Книга 8 — два текста святого Маниккавасагара (IX век) — Тирувасагам и Тируковайяр. Книга 9 состоит из двух текстов: Тирувисайппа и Тируппалланду, в которые входят труды девяти святых. Книга 10 — это Ти­румантирам святого Тирумулара (ок. 200 г. до н. э.). Книга 11 содержит гимны десяти святых, в том числе святого Наккирара и Намбияндара Намби, состави­теля. Книга 12 — это Перийя-пуранам святого Секкилара (XI век) с жизнеопи­саниями 63 шиваитских святых- наянаров. Первые семь книг также известны как Дэварамы.

титхи. Лунный день, примерно одна тридцатая того времени, которое требуется Луне, чтобы обойти вокруг Земли. Длительность титхи может варьировать вследствие различия угла долготы между положениями Солнца и Луны. В каждом полумесяце насчитывается по 15 титхи. Они называются пратхама (новолуние), двития, трития, чатуртхи, паньчами, шаштхи, саптами, аштами, навами, да-шами, экадаши, двадаши, трайодаши, чатурдаши и, наконец, либо пурнима (пол­нолуние), либо амавасья (новолуние). Перед названиями титхи иногда ставятся указатели темной половины месяца, т. е. когда луна убывает, или светлой полови­ны, т. е. когда луна растет (соответственно Кришна или шукла). Дата проведения большинства индуистских праздников рассчитывается на основе системы ти­тхи.

То (санскр. Тат). При написании с заглавной буквы это местоимение указывает на Предельный, Неописуемый и Неназываемый Абсолют. Бог-«Я», Парашива. На­пример, Тат твам аси — " Ты есть То".

тонкое тело. Сукшма-шарира, нефизическое, астральное тело, которым душа обле­кается, чтобы функционировать в антарлоке, или тонком мире. В тонкое тело входят пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши, когда душа физически во­площена. Оно состоит только из маномайи и виджнянамайи после смерти, когда пранамайя-коша распадается. И оно состоит только из виджнянамайя-коши, когда маномайя-коша отбрасывается непосредственно перед перерождением или когда происходит переход на более высокие планы эволюции. Кроме того, частью тон­кого тела являются: антахкарана (ментальная способность: интеллект, инстинкт и эго — буддхи, манас и ахамкара), пять джнянендрий (агентов восприятия: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния) и пять кармендрий (агентов действия: речи, хватания, движения, выделения и размножения). См.: джива, коша.

 

транс. В широком смысле — измененное состояние сознания, сопровождающееся потерей или недостатком осознавания физического окружения; состояние ни бодрствования, ни сна. В религиозном смысле — состояние интенсивного сосре­доточения, интроспекции или медитации. В таком состоянии, называемом в ин­дуизме самадхи, сознание тела полностью утрачивается по мере того, как энергия вытягивается вверх по позвоночнику в сахасрара-чакру, находящуюся в макушке головы. Великие пророки входили в транс и изрекали предсказания будущего, а позднее, в обычном бодрствующем состоянии, не помнили, о чем они говорили. В спиритизме трансом называется такой феномен, когда индивидуум покидает свое физическое тело, а развоплощенное существо входит в это тело или уста­навливает над ним контроль, часто при этом выдавая словесные послания людям, собравшимся на спиритический сеанс Транс может быть произвольным и не­произвольным. См.: самадхи.

 

трансцендентный. Находящийся за пределами опыта или проявленной формы. Противоположный имманентному. В шайва-сиддханте — качество Бога Шивы как Абсолютной Реальности, Парашивы, высшего " Я".

 

трезубец. Копье с тремя остриями. См.: тришула.

третий глаз. Психоэнергетический центр, известный как аджня-чакра, располо­женный в межбровье. Активизация этого центра приводит к " открытию третьего глаза" и связанными с этим совершенствами (сиддхи), что происходит при подъ­еме кундалини и при интенсивной садхане. Полное " раскрытие третьего глаза" происходит у тех, чье сознание полностью погружено в Шиву. См.: чакра.

трика-шасана. " Три учения". То же, что трика-шастра. Одно из названий каш­мирского шиваизма, основанное на том, что в его философии имеются различные триады: Шива, Шакти и нара (связанная душа); Пати, пашу и паша; пара, апара и парапара (высшая, низшая и промежуточная энергии); три корпуса священных писаний и др. См.: кашмирский шиваизм.

трикона. ''Треугольник". Символ Бога Шивы как Абсолютной Реальности. Также представляет элемент огня.

трилока. " Три мира". Физический, астральный и причинный планы бытия (бхур-лока, антарлока и Шивалока). См.: лока, три мира.

трипундра. " Три отметины". Знак принадлежности к шиваитской секте, состоя­щий из трех горизонтальных полос на лбу, нанесенных священным пеплом, часто в сочетании с точкой (бинду) между бровей, на месте " третьего глаза", или аджня-чакры. Три линии символизируют три вида уз для души: анаву, карму и майю. Священный пепел напоминает о временной, преходящей природе физического тела и о необходимости стремиться к духовным достижениям и близости к Богу. См.: бинду, тилака.

Тримурти. Классическое представление Бога как Божественной Троицы — Брах­мы, Вишну и Рудры.

три мира (санскр. трилока). Первичное иерархическое деление космоса. 1) Бхурло-ка: " земной мир", физический план. 2) Антарлока: " внутренний или промежуточный мир", тонкий или астральный план. 3) Шивалока: " мир Шивы", а также богов и высокоразвитых душ; причинный план, также называемый караналока.

Космологию трех миров легко найти в индуистских писаниях. В основных Упанишадах Вед содержится множество соответствующих указаний с интерес­ными вариациями. Стих 1.5.17 Брихадараньяка-упанишад утверждает: «Итак, есть, воистину, три мира, мир людей (манушьялока), мир отцов (питрилока) и мир богов (девалока)». Ниже, в стихе 6.2.15, упоминаются два высших мира — девалока и Брахмалока. Катха-упанишад (стих 2.3.8), не упоминая мир людей, называет питрилоку, гандхарвалоку (мир гениев или элементалов) и Брахмалоку (мир Бога). Другая точка зрения на три мира представлена в Прашна-упанишад 3.8, где называются мир добра (пуньялока), мир зла (папалока) и мир людей (ма-нушьялока).

Писания предлагают и несколько других космологических моделей, из кото­рых особенно важны семь высших миров (сапта урдхвалока) и семь низших ми­ров (сапта адхолока), соответствующие 14 чакрам и составляющие " мир-яйцо Бога", вселенную, называющуюся Брахманда. Семь высших миров —это бхурло-ка, бхуварлока, сварлока, махарлока, джаналока, таполока и сатьялока. Второй, третий и четвертый миры составляют тонкий план. Высшие три мира — при­чинный план. Семь нижних миров, известные под общим названием нарака или патала, это (сверху вниз): пут, авичи, самхата, тамисра, риджиша, кудмала и какола.

В шайва-агамической системе 36-ти таттв сфера чистоты, шуддха-майя, — первые пять таттв — подразделяется на 33 плана бытия. Сфера " чистоты-не­чистоты", шуддхашуддха-майя, — семь таттв от майя-таттвы до пуруши — содержит 27 планов бытия. Сфера ашуддха (" нечистоты") — из 24-х таттв — состоит из 56-ти планов бытия. См.: лока, нарака, таттва, чакра и статьи по отдельным локам.

 

тришула. Трезубец, атрибут Господа Шивы, символизирующий три фундамен­тальных шакти, или энергии, Бога — иччха-шакти (желание, волю, любовь), крия-шакти (действие) и джняна-шакти (мудрость).

Трьямбака. " Трехглазый". 1) Имя Рудры-Шивы, одного из Одиннадцати Рудр. Его эмблемы — сосуд для воды, чакра, барабан, лук, стрекало, змея и трезубец. Ми­лость Трьямбаки призывается в знаменитой Мритьюньджая-мантре, или Шива-гаятри. 2) Ученик Дурвасаса, распространявший адвайту. См.: Гаятри-мантра, Дурвасас.

Тукарам (1598—1649). Очень широко читаемый и любимый святой-поэт из Маха­раштры. Писал страстные песни о поиске преданным милости Господа Вишну.

Тулсидас (Туласидаса) (ок. 1532—1623). Вишнуитский поэт-санньясин, чья поэма Шри-Рамачаритаманаса (1574—1577), пересказ на языке хинди санскритского эпоса Вальмики Рамаяна, считается одним из величайших литературных произ­ведений мира. Она также способствовала распространению культа Рамы на севере Индии. См.: Рамаяна.

турмерик. Индийское растение Curcuma longa из семейства имбирных, растертый корень которого употребляется в качестве приправы, а также как желтый кра­ситель. Обладает богатыми аюрведическими свойствами, используется в святых ритуалах и для приготовления кумкумы.

тьяга. " Освобождение, отстранение, отречение". Непривязаность к плодам своих действий. В Бхагавад-гите называется основным принципом карма-йоги. См.: жертвоприношение, санньяса, вайрагья.

тьяф. Специальный алфавит, используемый для написания молитв, которые затем передаются во внутренние миры путем сжигания в священном огне. См.: лекхап-рартха-хавана.

У

Уджджайн. Город на реке Сипра, один из семи священных городов индуизма. Тра­диционное святое место шиваизма. См.: Рудрашамбху.

 

ум (индивидуальный). На микрокосмическом уровне индивидуальных душ ум — это сознание и его способности памяти, желания, мышления и познания. Инди­видуальный ум называется читта (ум, сознание), а его тройственное выражение называется антахкарана, " внутренняя способность", и состоит из 1) буддхи (" ин­теллекта, мотивации, логики", т. е. высшего ума), 2) ахамкары (чувства " я", эго), 3) манаса (низшего ума, инстинктивно-интеллектуального, сферы желаний). С точки зрения 36-ти таттв (категорий бытия), каждый из них является таттвой и развивается из предыдущего. Т.е. из буддхи появляется ахамкара, а затем манас. Манас, буддхи и ахамкара суть способности маномайя-коши (астральной, или ин­стинктивно-интеллектуальной, оболочки). Состояние ума, соответствующее ви-джнянамайя-коше (ментальной, или интуитивно-познающей, оболочке), называ­ется анукарана-читта, подсверхсознание, знающий ум. Аспект ума, непосредст­венно соответствующий анандамайя-коше (причинному телу), называется кара-на-читта, сверхсознание. См.: ахамкара, антахкарана, буддхи, манас, ум (универсальный), читта.

 

ум (пять состояний). В философии шайва-сиддханты ум рассматривается как сос­тоящий из пяти частей: 1) Сознательный ум: джаграт-читта (" бодрствующее сознание"). Обычное, бодрствующее, мыслящее состояние ума, в котором боль­шинство людей пребывает большую часть дня. 2) Подсознательный ум: самска-ра-читта (" ум впечатлений"). Часть ума " ниже" сознательного уровня, храни­лище или запись всего опыта (помним мы его или нет), всех прошлых впечат­лений, реакций и желаний. Сфера непроизвольных психологических процессов. 3) Подподсознательный ум: васана-читта (" ум подсознательных наклоннос­тей"). Область подсознательного ума, образующаяся, когда две мысли или пере­живания одной и той же интенсивности посылаются в подсознание в разное вре­мя и, смешиваясь, дают новую и совершенно отличную частоту вибрации. Это подсознательное образование позже заставляет внешний ум реагировать на си­туации в соответствии с этими накопленными вибрациями — позитивными, не­гативными или смешанными. 4) Сверхсознательный ум: карана-читта. Ум све­та, всезнающий разум души. Также обозначается психологическим термином ту-рия, " четвертое", что означает состояние за пределами состояний бодрствования (джаграт), сновидения (свапна) и глубокого сна без сновидений (сушупти). На глубочайшем уровне сверхсознательное — это Парашакти или Саччидананда, Божественный Ум Бога Шивы. В санскрите есть множество терминов для обозна­чения различных уровней и состояний сверхсознательного, например вишва-чай-танья (" космическое сознание"), адвайта-чайтанья (" недвойственное созна­ние"), адхьятма-четана (" духовное сознание"). 5) Подсверхсознательный ум: анукарана-читта. Сверхсознательный ум, функционирующий через сознатель­ное и подсознательное состояния и вызывающий интуицию, ясность ума и спон­танное видение. См.: васана, сознание, Саччидананда, читта.

ум. (три фазы). В философии шайва-сиддханты выделяется ум инстинктивный, интеллектуальный и сверхсознательный. 1) Инстинктивный ум: манас-читта, сфера желаний и управитель сенсорных и моторных органов. 2) Интеллектуальный ум: буддхи-читта, способность мышления и разумность. 3) Сверхсозна­тельный ум: карана-читта, уровень интуиции, благих склонностей и духовной пищи. Его тончайшая сущность есть Парашакти или Саччидананда, вездесущее, всезнающее сознание, трансцендентный, светящийся разум, общий для всех душ. См.: сознание, ум (пять состояний).

ум (универсальный). В самом глубоком смысле ум есть сумма всех вещей, всех энергий и проявлений, всех форм, тонких и грубых, сакральных и мирских. Это внутренний и внешний космос. Ум — это майя. Это материальная матрица. Это все, кроме Того, внутреннего " Я", Парашивы — вневременного, бесформенного, беспричинного, внепространственного, познаваемого только после Самореали­зации. Ум в его тончайшей форме — это недифференцированное Чистое Созна­ние, первосубстанция (Парашакти или Саччидананда), из которой появляются бесчисленные формы бытия, как психического, так и материального. См.: читта, сознание, майя, таттва, мир.

Ума. " О, не надо! " Одно из имен Шакти, происходящее, согласно Шива-пуране, от восклицания, адресованного Парвати ее матерью, просившей ее не практиковать аскетизма.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал