Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и проблемы творческого развития лиц с ОВЗ в возрасте от 18 до 30 лет

 

На сегодняшний день в России существует некоторое количество государственных и некоммерческих учреждений, которые занимаются организацией досуга детей и подростков с ОВЗ, хотя этого явно недостаточно для того, чтобы в полной мере создавать максимально приближенную к необходимому уровню инклюзивную среду.

Но практика показывает, что перед государством встает серьезная проблема, которая связана с тем, как оказывать помощь тем людям с ОВЗ, которые вышли из школьного возраста, ведь для таких лиц нет никаких возможностей.

Выходя из коррекционных учреждений, они фактически остаются без присмотра тех или иных организаций, им приходится сидеть дома. Развитие умений и навыков таких людей останавливается, т.к. родители уже, в силу возраста и психологической усталости, не способны заниматься досугом своих взрослых детей с ОВЗ.

Поэтому актуальность творческого развития лиц с ОВЗ, достигших 18-летнего возраста, очень высока.

Программы творческого развития для детей и подростков с ОВЗ по таким направлениям как «Вокал», «Танец», «Иконопись», «Музыкальный театр», «Изобразительное искусство», «Литературный театр» могут стать основой для работы со взрослыми инвалидами, но они должны быть тщательно скорректированы с учетом возрастных особенностей, которые оказывают влияние на психологический компонент обучения и развития.

Инвалид, который еще вчера был ребенком и чувствовал заботу и поддержку не только со стороны собственной родительской семьи, остается один на один со своими ограничениями. Происходит определенная перестройка психологического состояния.

Естественно, что в силу сложившихся обстоятельств, инвалидности и отсутствия эффективной социализации, такой человек остается ребенком и после 18 лет. Но такой «ребенок» попадает в сложные жизненные условия, которые, прежде всего, определяются эмоциональной и социальной депривацией, отсутствием достаточных социальных связей.

Очень большие проблемы инвалиды, начиная с 18 лет, начинают испытывать в коммуникативной сфере – во время учебы они привыкли взаимодействовать с такими же как они, у них сложился определенный круг общения.

После окончания учебного заведения часто такие знакомства теряются, а завести новые человек с ОВЗ зачастую не имеет возможности. Поэтому в основе творческого развития лиц с ОВЗ в возрасте от 18 до 30 лет должна лежать конструктивная и беспрепятственная коммуникация.

Адаптация детско-подростковых программ творческого развития в ситуации наличия ОВЗ должна быть основана на следующих принципах:

1. Учет таких возрастных особенностей обучающихся, которые связаны со стандартизированностью и стереотипностью мышления. В отличие от детей и подростков, у взрослых лиц с ОВЗ уже накоплен определенный социальный и эмоциональный опыт, их психика менее динамична, способности и ограничения становятся более определенными и устойчивыми.

2. Принятие парадигмы о том, что в этом возрасте люди вне зависимости от типа и выраженности ОВЗ ищут социальных контактов, им может не быть интересно индивидуальное творчество. Кто-то из учащихся в процессе обучения может стремиться наладить свою личную жизнь, найти себе друзей.

3. Каждое творческое направление, которое реализуется в процессе обучения, может обусловить выбор профессии для взрослого человека с ОВЗ. Кроме того, необходимо отметить, что у некоторых учащихся уже есть предварительная подготовка по тому или иному творческому направлению, которая была проведена в детском или подростковом возрасте, что также определяет необходимость высокого уровня проведения занятий.

4. Для лиц с ОВЗ, которые проходят обучение по различным творческим направлениям, необходимо организовывать большее количество практических занятий на реальной базе (например, в художественных или иконописных мастерских).

В силу сложившихся у взрослых людей с ОВЗ социальных, коммуникативных и эмоциональных стереотипов, зачастую в ходе обучения могут возникнуть следующие проблемы:

1. Конфликты с педагогами и вспомогательным персоналом: взрослые люди с ОВЗ могут не согласиться с преподавательским составом относительно методов обучения или построения коммуникации, стараться высказать свое мнение. Некоторые учащиеся данной категории могут отказываться выполнять задания, особенно если их эмоциональная сфера затронута основным заболеванием.

2. Конфликты между учащимися с различными типами заболеваний. Такие конфликты могут быть вызваны соперничеством в каком-то направлении творческого развития, желанием лидерства у каждого из учащихся, которое не всегда обусловлено психологическими особенностями того или иного индивида.

3. Отказ от предлагаемых норм поведения, который вызван устоявшимися привычками, семейным воспитанием. Часто может встречаться неуважительное поведение к педагогу, которое становится серьезным барьером для обучения и творческого развития.

Адаптация программ творческого развития для лиц с ОВЗ от 18 до 30 лет должна учитывать также и тот факт, что родители взрослых лиц с ОВЗ иначе относятся к занятиям своего «ребенка». Они часто требуют от педагогов быстрого результата, т.к. считают, что их ребенок уже достаточно взрослый и научить его гораздо проще, чем детей или подростков.

Кроме того, имеющаяся база, которую он получил в прошлом, обязательно должна способствовать более быстрому обучению. Именно поэтому в каждую программу творческого развития, адаптированную для лиц с ОВЗ от 18 до 30 лет, обязательно включается психологическая работа с родителями.

Рассмотрим отдельно принципы реализации каждого творческого направления в рамках обучения лиц с ОВЗ в возрасте 18–30 лет.

Самым сложным творческим направлением, которое может быть реализовано в группах лиц с ОВЗ от 18 до 30 лет, является иконопись.

Моторные нарушения, которые фиксируются у лиц с некоторыми формами ОВЗ во взрослом возрасте, уже более устойчивы, чем у детей и подростков, что говорит о необходимости предварять занятия по иконописи мероприятиями по АФК для развития мелкой моторики. Это связано с тем, что написание иконописи требует способности держать тонкие кисти в руках, наносить ими рисунок, что не всегда доступно при нарушении мелкой моторики.

С другой стороны, взрослым лицам с ОВЗ иконопись может быть более интересна, чем детям и подросткам, поскольку они имеют большее представление о церкви, духовном мире и иконе в частности, т.е. их деятельность более осознана и мотивирована.

При работе со взрослыми людьми, имеющими ОВЗ по направлению «Вокал», нужно учитывать, что предварительная работа по постановке дыхания, голоса, ритма и слуха может быть затруднена отсутствием предыдущего опыта пения или наличием негативного.

Поэтому в программу по данному направлению, адаптированную под категорию взрослых, необходимо включить большее количество часов на предварительную работу, которая должна начинаться с диагностики навыков и умений в области вокала.

Адаптация под категорию взрослых лиц с ОВЗ программы по направлению «Изобразительное искусство» должна, прежде всего, осуществляться с учетом заболевания.

Рисование или декоративно-прикладное искусство основано на восприятии действительности, которое у взрослых, также как и у детей и подростков с ОВЗ, разнится в зависимости от тех или иных нарушений работы органов чувств. Нужно учитывать, что у взрослых учащихся эти нарушения уже окончательно сформированы, что является некоторым барьером для эффективного обучения. Но, тем не менее, в процессе обучения изобразительному искусству данной категории лиц можно добиться очень высоких результатов при правильном психологическом сопровождении учащихся.

Психологическая работа в данной ситуации должна проводиться в направлении повышения мотивации и самооценки лиц в возрасте от 18 до 30 лет, имеющих различные виды ОВЗ. Могут быть организованы специальные тренинги, а также индивидуальные консультации, которые должны назначаться по результатам диагностики, проводимой перед началом учебного процесса.

Театральная деятельность, которая представлена в виде направлений «Музыкальный театр» и «Литературный театр» обычно представляет большой интерес именно для взрослой категории учащихся с ОВЗ. Это связано с тем, что им давно наскучили их привычные социальные роли, хочется попробовать себя в каких-то других образах, потому мотивация у таких обучающихся обычно бывает высокой.

Но и здесь существуют некоторые проблемы, которые необходимо учитывать при организации педагогического процесса.

Дело в том, что взрослые люди, примеривая на себя чужие образы, при наличии сложностей в выражении эмоций могут вкладывать собственное отношение к жизни, что усложняет репетиционный процесс. Взрослым людям с ОВЗ сложнее найти общий язык друг с другом, особенно если они уже успели испытать социальную депривацию.

На этой почве в творческом коллективе могут возникать конфликты, недопонимания, педагог не всегда имеет возможность вовремя показать тот или иной спектакль в силу различных форс-мажорных обстоятельств, связанных с психологическими особенностями лиц с ОВЗ в возрасте от 18 до 30 лет.

Поэтому при реализации данных направлений также принципиально важна постоянная работа психолога, который должен проводить профилактику таких ситуаций, проводить тренинги для повышения сплоченности творческого коллектива. Эти моменты должны отражаться в адаптированных для данной категории учащихся программах.

Методические особенности обучения лиц в возрасте от 18 до 30 лет, имеющих ОВЗ, танцевальному искусству связаны с тем, что при реализации данного направления группы могут сформировываться по двум критериям.

Первый вид групп должен состоять из тех учащихся, которые имеют первичные танцевальные навыки, имеют возможность полноценно двигаться, чувствуют музыку.

Второй вид групп – это новички, чаще всего имеющие некоторые двигательные нарушения. Обучение инвалидов-колясочников танцу во взрослом возрасте не рекомендуется по причине повышенной травмоопасности, а также высокого уровня сложности данного направления.

Таким образом, творческое развитие лиц с ОВЗ в возрасте от 18 до 30 лет – это сложное, но чрезвычайно актуальное и перспективное направление деятельности, которое фактически не имеет аналогов, в частности, на территории России. Работа с данной категорией обучающихся имеет свои особенности и проблемы, которые, прежде всего, связаны с возрастными психологическими особенностями учащихся.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мастер не несет ответственности за осложнения возникшие после процедуры по моей вине. | Главы Российского Императорского Дома
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал