Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Общее количество часов — 35, в неделю — 1час.
дата
| № уро
ка
| Тема урока
| Основы
учебно-исследовательской деятельности
| Основное содержание темы, термины и понятия
| Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)
|
|
предметные
| метапредметные
УУД
| личностные
| Д\З
|
| Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)
|
|
|
| Строение семян двудольных растений
| Лабораторная работа№1
Изучение строения семян двудольных растений
| Строение семян Особенности строения семян двудольных растений
.
| Определяют понятия «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»
| Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану
| умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
| §1
|
|
| Строение семян однодольных растений
| Лабораторная работа№2
Изучение строения семян однодольных растений
| Особенности строения семян однодольных растений
| Определяют понятия «однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»
| Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними
Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян
Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме
| умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
| §1
|
|
| Виды корней. Типы корневых систем
| Лабораторная работа№3
Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
| Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.
| Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.
| Познавательные УУД:
Анализируют виды корней и типы корневых систем
Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
| Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает,
| §2
|
|
| Строение корней
| Лабораторная работа№4
Корневой чехлик и корневые волоски
| Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.
| Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения».
| Познавательные УУД:
. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, р
Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря
Коммуникативные УУД
умение работать в составе групп
| осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях
| §3
|
|
| Условия произрастания и видоизменения корней
|
| Приспособления корней к условиям существования.
Видоизменения корней
| Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».
| Познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Регулятивные УУД:
Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней
Коммуникативные УУД
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
| умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
| §4
|
|
| Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега
| Лабораторная работа№5
Строение почек. Расположение почек на стебле
| Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.
| Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».
| Познавательные УУД:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..
Регулятивные УУД:
Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега
Коммуникативные УУД
умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
| осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе
| §5
|
|
| Внешнее строение листа
| Лабораторная работа№6
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
| Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.
| Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование
| Познавательные УУД:
Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют
увиденное
Регулятивные УУД:
Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев
Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его
| Эстетическое восприятие природы
| §6
|
|
| Клеточное строение листа. Видоизменение листьев
| Лабораторные работы №7
Строение кожицы листа
Клеточное строение листа
| Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа.
| Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».
| Познавательные УУД:
. Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют
увиденное
Регулятивные УУД:
Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты
Коммуникативные УУД У
умеют слушать и слышать друг друга
| умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
| §7, 8
|
|
| Строение стебля. Многообразие стеблей
| Лабораторная работа №8
Внутреннее строение ветки дерева
| Строение стебля. Многообразие стеблей
| Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».
| Познавательные УУД:
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Регулятивные УУД:
Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты
Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга
| формирование бережного отношения к окружающей природе
| §9
|
|
| Видоизменение побегов
| Лабораторная работа №9
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)
|
Строение и функции видоизмененных побегов
| Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».
| Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей
Регулятивные УУД:
Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты
Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
| осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях
| §10
|
|
| Цветок и его строение
| Лабораторная работа №10
Изучение строения цветка
| Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.
| Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».
| Познавательные УУД:
: умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Регулятивные УУД:
Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты
Коммуникативные УУД
Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
| Эстетическое восприятие природы
| §11
|
|
| Соцветия
| Лабораторная работа №11
Ознакомление с различными видами соцветий
| Виды соцветий. Значение соцветий
|
| Познавательные УУД:
Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий
Регулятивные УУД:
Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой
Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
| Эстетическое восприятие природы
| §12
|
|
| Плоды и их классификация
| Лабораторная работа №12
Ознакомление с сухими и сочными плодами
| Строение плодов. Классификация плодов.
| Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».
| Познавательные УУД:
Знакомятся с классификацией плодов
Регулятивные УУД:
Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды
Коммуникативные УУД
Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
| Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья
| §13
|
|
| Распространение плодов и семян
|
| Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения
|
| Познавательные УУД:
Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе
Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.
Регулятивные УУД:
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Коммуникативные УУД
Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»
| Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| §14
|
|
| Контрольная работа №1
по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний
| Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами
| Учатся применять полученные на уроке знания на практике
|
|
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
|
|
| Минеральное питание растений
|
| Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвеннымпитанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений.
| Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».
| Познавательные УУД:
.Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.
Регулятивные УУД:
Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
Коммуникативные УУД Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.
| Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды
| §15
|
|
| Фотосинтез
|
| Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза..
| Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза
| Познавательные УУД:
.Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.
Регулятивные УУД:
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
Коммуникативные УУД
Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы
| Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека
| §16
|
|
| Дыхание растений
|
| «транспирация», «устьица»
| Дыхание растений, его сущность
Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
| Познавательные УУД:
Выделяют существенные признаки дыхания
Регулятивные УУД:
Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.
Коммуникативные УУД
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
| Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
| §17
|
|
| Испарение воды растениями. Листопад
|
| Листопад, условия, влияющие на испарение, значение испарения
| Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев
| Познавательные УУД:
Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений
Регулятивные УУД:
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Коммуникативные УУД
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
| умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
| §18
|
|
| Передвижение воды и питательных веществ в растении
| Лабораторная работа №13
Передвижение веществ по побегу растения
| Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.
Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений
| Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений
| Познавательные УУД:
Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.
Регулятивные УУД:
Анализируют информацию о процессах протекающих в растении
Коммуникативные УУД
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции
| Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.
| §19
|
|
| Прорастание семян
| Лабораторная работа №14
Определение всхожести семян растений и их посев
| Роль семян в жизни растений..
| . Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков
| Познавательные УУД:
. Объясняют роль семян в жизни растений
Регулятивные УУД:
Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.
Коммуникативные УУД
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
| Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ
| §20
|
|
| Способы размножения растений
|
| Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение.
| Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
| Познавательные УУД:
Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.
Регулятивные УУД:
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,
Коммуникативные УУД
| Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
| §21
|
|
| Размножение споровых растений
|
| Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий».
| Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений
| Познавательные УУД:
Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений
Регулятивные УУД:
умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД
умение слушать учителя, высказывать свое мнение
| Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.
Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету
| §22
|
|
| Размножение семенных растений
|
| Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян
| Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».
| Познавательные УУД:
Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.
Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении
| Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода
| §23, 24
|
|
| Вегетативное размножение покрытосеменных растений
| Лабораторная работа№15
Вегетативное размножение комнатных растений
| Способы вегетативного размножения.
| Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».
| Познавательные УУД:
. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком
Регулятивные УУД:
Составляют план и последовательность действий
Коммуникативные УУД
Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
| Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы
| §25
|
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
|
|
| Систематика растений
|
| Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений
| Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».
| Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений
Регулятивные УУД:
развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
Коммуникативные УУД
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии
| сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
| §26
|
|
| Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные
|
| Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные
| Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные
| Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками
Регулятивные УУД:
Определяют растения по карточкам
Коммуникативные УУД
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии
| Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки
изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.
| §27
|
|
| Семейства Пасленовые и Бобовые
|
| Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые
| Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые
| Познавательные УУД:
сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Регулятивные УУД:
Определяют растения по карточкам
Коммуникативные УУД
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии
| Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки
изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.
| §28
|
|
| Семейство Сложноцветные
|
| Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные
| Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные
| Познавательные УУД:
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Регулятивные УУД:
Определяют растения по карточкам
Коммуникативные УУД
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии
| Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки
изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.
| §28
|
|
| Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.
|
| Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные
| Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные
| Познавательные УУД:
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Регулятивные УУД:
Определяют растения по карточкам
Коммуникативные УУД
умение работать в составе творческих групп
| Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки
изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.
| §29
|
|
| Важнейшие сельскохозяйственные растения
| Защита проектов
|
Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком
|
| Познавательные УУД:
Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями,
Коммуникативные УУД Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников
| формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками,
| §30
|
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
|
|
| Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе
|
| Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе
| Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».
| Познавательные УУД:
. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе
Регулятивные УУД:
Устанавливают причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
| формирование личностных представлений о целостности природы
| §31
|
|
| Развитие и смена растительных сообществ
|
Экскурсия Природное сообщество и человек
| Правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания
| Определяют понятие «смена растительных сообществ»
| Познавательные УУД:
Смена растительных сообществ. Типы растительности родного края
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Коммуникативные УУД Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)
| Узнавать и различать растения различных экологических групп
| §32
|
|
| Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир
| Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Адыгея»
| Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране и Республике Адыгея Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование
| Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».
| Познавательные УУД: Обсуждают отчет по экскурсии
Регулятивные УУД:
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении Выбирают задание на лето
| формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
| §
|
| 1- час резерв
|
|
|
|
| | | | | | | | | |