Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование в Древней Руси, в Украине и России

Тэма_4

Зарождение образовательной практики в Древней Руси. Викинги (варяги) называли Древнюю Русь «Гардарика» – «страна городов». Идя по торговому пути «из варяг в греки», они видели, что города этой страны красивы и богаты, а многие купцы и даже простые люди – грамотны. Но особенно много грамотных было среди монахов. Со времен Крещения Руси (988) именно монастыри стали центрами учености и просвещения на землях восточных славян. Известными монастырями были Киево-Печерский в Киеве, Юрьевский и Антониев в Великом Новгороде, Спасо-Ефросиниевский в Полоцке (он был основан в начале XII в. внучкой полоцкого князя Всеслава Чародея Ефросинией).

Ефросиния Полоцкая (ок. 1101 – 1167) в12-летнем возрасте добровольно стала монахиней и посвятила всю свою жизнь служению Богу и просвещению народа. Она была одной из самых образованных женщин Европы того времени: знала труды Платона и Аристотеля, католических и византийских богословов, «Повесть временных лет». С юных лет Ефросиния (в миру Предслава) переписывала рукописи и занималась переводами с греческого и латинского языков. После пострига в монахини она учредила в Полоцке мужской и женский монастырь (позднее его назовут Спасо-Ефросиниевским). В этих монастырях игуменья Ефросиния открыла скриптории – мастерские по переписыванию книг, а также монастырские школы, где учились не только дети князей и бояр, но и простых горожан. Ефросиния Полоцкая, прославившаяся среди современников также как справедливый судья, добрая советчица и миротворец, причислена православной церковью к лику святых. Сегодня она почитается и как покровительница образования на землях Беларуси.

Далеко за пределами Древней Руси славились в XI – начале XIII в. также монахи-просветители Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Авраамий Смоленский. Возглавляемые ими монастыри стали крупными культурными центрами, где трудились переписчики и летописцы, вместе обучались дети бояр и простых горожан, юноши и девушки. Вместе с православием Русь охотно и очень быстро перенимала от Византии и её богатейшее культурное наследие. Не случайно дочь Ярослава Мудрого Анна, став королевой Франции, удивила Париж не только своей красотой, но и образованностью.

Татаро-монгольское нашествие превратило древнерусские города в руины, уничтожило очаги культуры и отбросило культурное развитие на столетия назад. Оно внедрило в менталитет восточных славян раболепное преклонение перед властью, что изначально противоречило духу университета.

Начало высшего образования на украинских землях Великого княжества Литовского. В XIV в. на территории Руси сформировались два центра объединения славянских земель: Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ) и Великое княжество Московское. Уже в XVI в. ВКЛ, не знавшее монгольского ига, в своем социально-политическом и культурном развитии далеко опередило Московскую Русь. Именно на землях Великого княжества Литовского возникли первые высшие учебные заведения в Восточной Европе.

Одна из самых ранних попыток создать православную высшую школу связана с именем князя В. К. Острожского, известного государственного деятеля и мецената. В 1576 г. в своем родовом городе Остроге на Волыни (ныне Ровенская область Украины) он основал православную Острожскую школу. Обучение в ней было организовано по западным стандартам (изучали семь свободных искусств, а также философию, медицину и теологию). Кроме того, в программе преподавания были церковнославянский, греческий, латинский, польский и еврейский языки. Создание Острожской школы стало первой попыткой объединить две культуры: византийскую и западноевропейскую.Именно с этого времени начинаетсярасцвет собственно украинской культуры.

Богатство и высокое положение князя В. К. Острожского в короткий срок превратили Острожскую школу в один из главных центров образования ВКЛ, который современники прозвали академией. При ней действовала типография Ивана Федорова, где издавали греческие и славянские азбуки (в том числе первый украинский букварь, 1578 г.), религиозные книги. В 1581 г. там же была напечатана первая славянская Библия на кириллице – знаменитая Острожская Библия. При её подготовке был использован опыт работы Ф. Скорины.

Первым ректором Острожской школы-академии стал религиозный деятель, поэт и педагог Г. Д. Смотрицкий. В академии преподавали Д. Наливайко (брат известного казачьего атамана); получивший ученую степень в Падуанском университете грек Кирилл Лукарис, ставший позднее патриархом Константинопольским; математик и астроном Ян Латош (также выпускник Падуи); поэт и прозаик Андрей Рымша, печатник Гринь Иванович и другие восточноевропейские интеллектуалы.

За 60 лет деятельности Острожской школы в ней прошли обучение не менее 600 человек, многие из которых стали известными деятелями украинской и белорусской культуры. Среди её выпускников – гетман П. Коношевич-Сагайдачный, первый ректор Киевской братской школы И. Борецкий, архимандрит Киево-Печерской лавры Е. Плетеневский. Сын первого ректора – Милетий Смотрицкий, также учившийся в академии, издал первую славянскую грамматику (1619), которую М. В. Ломоносов назовет «Вратами знаний».

Однако наследники князя В. К. Острожского изменили вере предков, перешли в католичество и отвернулись от академии. С 30-х гг. XVII в. преподаватели и учащиеся Острожской академии стали подвергаться гонениям со стороны иезуитов и, в конце концов, были разогнаны. В 1636 г. это учебное заведение закрылась, а его помещения и имущество были переданы иезуитскому коллегиуму. Но образовательные традиции Острожской школы не исчезли: переместились в Киев, а затем в Молдавию и Москву.

Киево-Могилянская академия. С начала XVII в. центром православного образования на восточнославянских землях становится Киев. В 1615 г. при типографии Киево-Печерского монастыря была основана Киевская братская школа, которая затем объединилась со школой Киево-Печерской лавры (1632). Новое учебное заведение получило название Киево-Братского коллегиума. Его руководителем и опекуном стал митрополит Киевский и Галичский Петр Могила. Учащиеся Киево-Братского коллегиума воспитывались в православном духе, но все преподавание велось на латыни и было построено по образцу западноевропейских университетов. Это объяснялось тем, что в условиях XVII в. православному духовенству ВКЛ приходилось выдерживать серьезнейшую конкуренцию со стороны других конфессий, что требовало хорошего образования, умения публично дискутировать с идейными оппонентами и противниками (в том числе с такими искусными, как иезуиты).

Первоначально коллегиум, где училось 160 человек, имел семь классов: подготовительный, три низших и три высших. В низших классах изучали славянский, греческий, латинский и польский языки. В старших классах преподавали «семь свободных искусств», а также философию, историю и географию. В Киево-Братский коллегиум принимали юношей всех сословий, без возрастных ограничений. Воспитанники (в младших классах их называли студиоскалами, а в старших – студентами) каждую субботу упражнялись в диспутах. Студентов не наказывали и не отчисляли за плохую учебу, если это было вызвано тяжёлым материальным положением или болезнью. Им предоставлялась возможность оставаться на второй и даже на третий год в том же классе, а общая продолжительность обучения могла составлять до 12 лет и более.

Преподавателей – в младших классах их называли дидаскалами (учителями), а в старших профессорами – вначале готовили в университетах Европы, затем в стенах самого коллегиума. П. Могила лично обеспечивал преподавателей и неимущих студентов средствами и за свой счет выстроил новое каменное здание для занятий. Умирая, он завещал коллегиуму большую часть своего имущества, а также личную библиотеку (более 2100 книг). В честь П. Могилы Киево-Братский коллегиум позднее станет именоваться Киево-Могилянским. В 1689 г. был открыт восьмой (богословский) класс, что подняло коллегиум на уровень высшего учебного заведения.

Официальный статус «высшей школы» Киево-Могилянский коллегиум получал дважды: в 1658 г. по Гадячскому договору – от правительства Речи Посполитой, и после присоединения Левобережной Украины к России. В 1701 г. указом Петра I Киево-Могилянскому коллегиуму были присвоено не только звание «Академии», но и предоставлены соответствующие права. В начале XVIII в. появились и новые предметы: немецкий, французский и древнееврейский языки, архитектура, экономия и медицина. В 1724 г. академия насчитывала 1234 учащихся и 20 преподавателей. В XVII – XVIII вв. она была крупнейшим образовательным, научным и просветительским центром восточных и южных славян. Здесь готовили учителей не только для украинских и белорусских школ, но и для Сербии, Болгарии и России (в том числе для московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии).

Из стен Киево-Могилянской академии вышли 14 гетманов Украины (И. Выговский, П. Дорошенко, И. Мазепа, И. Самойлович и др.), многие канонизированные церковью митрополиты (Д. Туптало, П. Конюшкевич, И. Максимович), философ Г. Сковорода, ученый, церковный деятель и литератор Ф. Прокопович, белорусский поэт и церковнослужитель Симеон Полоцкий и др. В академии учились и россияне: М. В. Ломоносов, К. Истомин (автор первого иллюстрированного русского «Букваря» и «Малой грамматики»), К. Зотов (военный деятель, автор первой русской книги по кораблевождению), сподвижник Петра І фельдмаршал Б. Шереметьев. Выпускники Киево-Могилянской академии основали церковные школы и духовные семинарии в большинстве городов России и на белорусских землях Речи Посполитой. Воспитанник, а затем ректор Киево-Могилянской академии Георгий Конисский, ставший впоследствии архиепископом Могилевским, открыл в 1756 г. Могилевскую духовную семинарию – один из центров православного образования в Беларуси.

После основания Московского университета (1755), значение академии снизилось, а с 1784 г. начался её упадок. Именно тогда российские власти запретили читать в Киево-Могилянской академии лекции на «сельском диалекте», то есть по-украински. Единственным языком преподавания стал русский. Попытки превратить академию в университет, создав дополнительные факультеты права, медицины и математики, встретили отказ правительства Екатерины ІІ. Открытие Харьковского университета (1805) окончательно лишило Киево-Могилянскую академию прежней роли. В 1817 г. она была закрыта, а в 1819 г. преобразована в Киевскую духовную семинарию (позднее академию) – сугубо богословское высшее учебное заведение. В этом качестве она существовала до 1917 г.

Зарождение высшего образования в Московской Руси. Первым высшим учебным заведением Московской Руси (а во второй половине XVII в. это уже было сформировавшееся на ее основе российское государство) стала Cлавяно-греко-латинская академия в Москве (такое название закрепилось за ней позднее – уже во второй половине XVIII в.). Следует отметить, что к XVII в. Россия все еще не смогла создать собственную образовательную систему и наладить «правильное» обучение. Образованность и ученость на Московскую Русь приходили в основном из украинских и белорусских земель ВКЛ и Речи Посполитой. Так, украинское православное духовенство, начиная со времен Петра I и вплоть до Екатерины II, играло главнейшую роль в организации духовных семинарий. Эти семинарии, которые условно можно считать средними учебными заведениями, стали наиболее распространенными «регулярными» школами России середины XVII – первой половины XVIII в. Уже к началу царствования Елизаветы Петровны в России было около 30 духовных семинарий. Одновременно создавались и светские учебные заведения: «навигацкие», «цифирные» и другие начально-профессиональные школы.

Cлавяно-греко-латинская академия была основана по проекту выпускника Киево-Могилянской академии, известного белорусского просветителя Симеона Полоцкого (Петровского-Ситниановича). В 1680 г. он составил «Академический привилей» – устав нового заведения, который в 1682 г. подписал царь Федор Алексеевич. Главная цель академии, писал С. Полоцкий – «Обучать наукам гражданским и духовным, как в западных университетах». Планировалось, что академию возглавит Сильвестр Медведев – игумен московского Заиконоспасского монастыря, сторонник латинского образования и ученик С. Полоцкого. Именно он поднес «Академический привилей» царевне Софье уже после смерти своего учителя. Но С. Медведев оказался втянутым в политическую борьбу и в 1691 г был казнен Петром I.

Эллино-греческая академия (так она называлась вначале) открылась в 1687 г. При московском Богоявленском монастыре для нее было построено специальное двухэтажное кирпичное здание. Возглавили академию братья Иоанникий и Софроний Лихуды – греческие монахи, получившие образование в Падуанском университете. Преподавание проходило на греческом языке, отчасти на латыни. В академии, соединявшей черты средней и высшей школы, действовало три класса (низший, средний, высший). В программе преподавания значились славянский, греческий и латинский языки, «семь свободных искусств» и богословие. Однако братья Лихуды успели поработать в академии только семь лет. По навету патриарха Иерусалимского Досифея они были обвинены в «латинстве» и отстранены от преподавания. Правда, Лихуды успели составить учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике, которыми учащиеся академии пользовались в дальнейшем.

После изгнания Лихудов академия несколько лет пребывала в упадке. Её возрождение началось с 1701 г., когда Петр I приказал: «Завесть в Академии учения латинские». Под руководством Палладия Роговского и Стефана Яворского в ней были произведены реформы (по образцу Киево-Могилянской академии), а сама она стала называться Славяно-латинской академией. Среди предметов появились немецкий и французский языки, медицина, физика и философия, а само преподавание стало осуществляться в основном на латыни.

До создания Московского университета академия была главным центром интеллектуальной жизни России. В ней обучались юноши всех сословий, среди учащихся было немало иностранцев: украинцев и белорусов, грузин, греков, македонцев. Первоначально в академии училось только 100 человек, но к началу XVIII в. число учащихся увеличилось до 600, а в начале XIX в. – до 1600. Академия не только готовила образованных людей для государственной службы и церкви, но и осуществляла цензуру религиозной литературы и суд над отступниками от православия.

Из стен Славяно-греко-латинской академии (это название она получила в 1775 г.) вышло большинство руководителей Русской православной церкви, а также такие выдающиеся деятели русской культуры XVII – XVIII вв., как К. Истомин, В. К. Тредиаковский. П. В. Постников, Л. Ф. Магницкий, первые профессора Московского университета Н. Н. Поповский и А. А. Барсов. В 1731 – 1735 гг. в академии учился М. В. Ломоносов. Первый русским, получившим степень доктора философии, стал выпускник академии Петр Постников. Окончив академию в 1694 г., он был послан на два года в Падуанский университет, где и удостоился этой высокой степени. П. Постников стал одним из сподвижников Петра I, участвовал в конце XVIII в. в «Великом посольстве» российского царя в Европу, а затем был назначен послом во Франции.

С середины XVIII в. Славяно-греко-латинская академия стала терять свое значение как общеобразовательное учебное заведение, постепенно превратившись в высшую богословскую школу. В 1814 г. она была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

Начало российского университета. Зарождение высшего светского образования в России связано с именем Петра I. Во время путешествий по Западной Европе он решает создать в Петербурге Академию наук, включив в ее состав гимназию и университет. Помощь в разработке новой модели высшего научного и образовательного центра Петру I оказал знаменитый немецкий математик и философ Г. В. Лейбниц. Для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете в Петербург был приглашен ряд крупных европейских ученых (математики Н. Бернулли, Я. Герман и Ф.-Х. Майер, астроном И. Н. Делиль, физик Г. Бюльфингер и др.).

Петербургский академический университет был открыт в декабре 1725 г., уже после смерти Петра I. Проект оказался неудачным: профессора-иностранцы не знали русского языка и читали лекции только на латыни, которую, в свою очередь, плохо понимали студенты. Отыскать же в России достаточное количество молодых людей, владевших латынью, в то время было довольно сложно. Поэтому студентов набирали принудительно из детей священнослужителей и солдат (в том числе из воспитанников Славяно-латинской академии). Петербургский академический университет быстро пришел в упадок. В 50-х гг. XVIII в. в нем обучалось всего 16-20 студентов и к этому времени он смог подготовить только несколько десятков специалистов с высшим образованием.

В 1736 г. в Петербургский академический университет был зачислен М. В.Ломоносов – один из лучших учеников Славяно-латинской академии. Природные способности и колоссальная работоспособность позволили ему стать выдающимся ученым и педагогом своей эпохи. Уже осенью 1736 г. М. В. Ломоносов был направлен для продолжения образования в Германию, а в 1745 г. стал профессором химии и был избран в члены Академии наук. Научная деятельность первого русского академика успешно сочеталась с педагогической работой. В 1746 г. он впервые в России стал читать публичные лекции для студентов Петербургского академического университета на русском языке, а в 1758 г. стал его ректором.

Однако усилий одного М. В. Ломоносова оказалось недостаточно, чтобы вдохнуть жизнь в угасающий университет. Не находя поддержки среди коллег – в основном немцев, перешедших на российскую службу – М. В. Ломоносов разработал проект нового учебного заведения и подал его графу И. И. Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны. Этот проект и послужил основой для создания Московского университета – первого полноценного высшего светского учебного заведения России.Петербургский же академический университет после смерти М. В. Ломоносова (1765) – он находился на посту ректора до конца жизни – окончательно захирел и в конце XVIII в. был закрыт.

Основание и деятельность Московского университета. 25 января 1755 г., когда православная церковь отмечает день св. Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. С тех пор Татьянин день стал главным праздником российского студенчества.

Бессменным куратором Московского университета со дня основания на протяжении 42 лет был граф И. И. Шувалов. Он же назначал директора университета, который осуществлял текущее руководство. В соответствии с планом М. В.Ломоносова, в Московском университете были образованы три факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали обучение на философском факультете, где им давалась фундаментальная подготовка по естественным и гуманитарным наукам. Затем они продолжали свое образование, получая специальные знания на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, Московский университет не имел богословского факультета, потому что в России существовали специальные высшие богословские заведения (академии).

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Уже в указе об учреждении университета отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать юноши из всех сословий, за исключением крепостных крестьян (девушек в университеты России до начала XX в. не принимали). В то же время, за вторую половину XVIII в. из 26 русских профессоров Московского университета только трое были выходцами из дворян. Это объяснялось тем, что до начала XIX в. звание преподавателя было унизительно для дворянина. Разночинцами были и большинство студентов Московского университета.

Становление университета проходило трудно. Численность студентов росла медленно – в 1758 г. их насчитывалось лишь 100 человек. Только 30 из них были т. н. «казеннокоштными», то есть получали казенные стипендии (40 руб. в год). Остальные жили на собственные средства и зачастую не могли обзавестись даже учебниками. Но обучение в университете открывало перед разночинцами блестящие перспективы. Заканчивая полный курс университета, его выпускник получал младший офицерский чин, что в соответствии с Табелем о рангах означало присвоение личного дворянства. Кроме того, лучшие студенты награждались маленькими позолоченными шпагами и внеочередными офицерскими званиями.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более, что первоначально со студентов не взималась плата за обучение (в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов). Поэтому огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е. Р. Дашкова и др.). Они покупали и дарили Московскому университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции, профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них – богатейшие коллекции И. М. Снегирева, П. Я. Петрова, Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева, Ф. И. Буслаева и др.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 г. при университете открылись книжная лавка и типография, положив начало российскому книгоизданию. Там начали издаваться первая в стране неправительственная газета «Московские ведомости» и первый литературный журнал «Полезное увеселение».

В 1756 г. для читателей открылась библиотека Московского университета. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве публичной библиотеки. Просветительская деятельность университета привела к созданию Казанской гимназии (с 1804 г. – Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 г. – в ведении Московского университета), Малого театра и др. В XIX в. при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности. За первые полвека своей деятельности Московский университет превратился в крупнейший научный и образовательный центр России, воздействие которого на культурную жизнь страны росло с каждым годом.

В 1804 г. был принят первый устав, и Московский университет получил значительную автономию. К этому времени сеть российских университетов расширилась: появились Казанский (1804) и Харьковский (1805) университеты, а Главная Виленская школа была преобразована в Виленский университет (1803). На начало XIX в. вместе со старейшим в Прибалтике (но основанным на полвека позже, чем Виленская иезуитская академия) Дерптским университетом в России действовало пять высших светских учебных заведений.

Согласно университетскому уставу 1804 г. ректора и деканов факультетов начали не назначать, а избирать из числа профессоров. Первым выборным ректором Московского университета стал профессор истории и словесности Х. А. Чеботарев. Появился Совет профессоров – высший орган университета, который решал все вопросы университетской жизни, присуждал ученые звания. Книги, печатаемые с одобрения Совета в университетской типографии, освобождались от цензуры.

К 1804 г. в Московском университете действовало четыре факультета (отделениях, как их тогда называли): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось три года. Лучшим выпускникам университета присваивалась степенькандидата наук, остальным – звание «действительный студент». Усиливалась и преемственность различных ступеней образования. По Уставу 1804 г. за каждым из российских университетов была закреплена обширная территория – учебный округ. Московский университет возглавлял Московский учебный округ и осуществлял общее руководство всеми средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.

Резюме. Таким образом, на земли восточных славян высшее образование пришло на три-четыре, а то и пять столетий позже, чем в Западную Европу. Причин тому было много: и татаро-монгольское нашествие, и постоянные войны между братьями-славянами, и более суровые, чем в Западной Европе, климатические условия, и религиозные распри. Мешали развитию образования также отсутствие крупных городов, деспотизм царской власти и своеволие магнатов, особый, рабский менталитет холопов и крепостных. Но когда, с огромным опозданием, университеты всё-таки появились на восточно-славянских землях, оказалось, что славяне не просто способны к ученью, но могут творить чудеса. Сыновья разночинцев, священников, казаков и «вольных хлебопашцев» сумели не только освоить азы университетской науки и обучиться иностранным языкам, но и достойно представлять свою страну в Европе, опровергая высокомерные заявления иностранцев о том, что славяне ленивы и неспособны к образованию.

Конечно, интеллектуалам в первом поколении было очень трудно: ведь за ними не стояли вековые традиции и опыт именно умственной работы многих поколений. Но благодаря упорству, труду и природной сообразительности они смогли преодолеть все трудности и стать если не выдающимися учеными, то просвещенными и честными людьми, хорошо понимавшими свое дело и любящими свою страну. Уже через столетие после основания первых российских университетов, то есть через три-четыре поколения, по уровню развития науки Россия смогла вплотную приблизиться к самым развитым европейским странам, а кое в чем и обойти их.

Но университеты в истории России значили гораздо больше, чем просто научные центры, притягивающие творческие силы страны. В России они всегда были не только учебными и научными заведениями, но средоточием культурной и общественной жизни. Именно в университетах шло становление нового типа личности, новых отношений между людьми. Это стало особенно важно для России, где не было политических свобод, а городской быт изобиловал предрассудками и косностью. Поэтому университеты были одним из немногих мест, где формировалась свободная человеческая личность и зарождались элементы гражданского общества.

Характеризуя качества «университетского человека», один из выпускников Московского университета спустя многие годы писал: «…студенты этого учреждения, вступившие на государственную службу, отличаются некоторою высотою характера, принципами честности, мягкости – столь редкими в подобной сфере < …>. Если среди подкупной толпы начальников, вероломных судей, которые тяготеют над Россией, случайно встречается какой-нибудь честный и просвещенный чиновник, то почти всегда можно быть уверенным, что он учился в Московском университете…»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь | Введение. В вашей практике вы могли пересекаться и с другими системами, например китайским фэн-шуй, в котором главными стихиями считаются Земля
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал