![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развиваем эмоциональную речь через театрализованную игруСтр 1 из 2Следующая ⇒
Одним из условий полноценного развития ребёнка и важным моментом при овладении им письменной речью является развитие её лексической стороны, в т.ч. эмоциональной лексики. В статье объясняется, каким образом театрализованные игры способствуют речевому развитию дошкольников и младших школьников. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в познании окружающего мира, а низкий уровень знаний, в свою очередь, тормозит развитие речи и мышления ребёнка. Поскольку слово – это исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, развитие лексической стороны речи, в том числе эмоциональной лексики, является одним из условий полноценного развития ребёнка и важным моментом при обучении в школе. Чем же характеризуется уровень развития эмоциональной лексики у первоклассников? Прежде всего, если у ребёнка присутствует общее недоразвитие речи, для него характерно недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Дети испытывают затруднения в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы. Таким образом дети с различными нарушениями речи обладают пониженной способностью творчески использовать элементы родного языка для построения речевого высказывания. Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: § ограниченность словарного запаса; § неточное употребление слов; § трудности актуализации словаря. Дети понимают значение многих слов, однако употребление их в активной речи вызывает большие затруднения. Эмоциональная лексика играет очень важную роль в жизни ребёнка, а также в его психоэмоциональном развитии. Приемлемый уровень развития эмоциональной лексики позволяет ему избежать трудностей во взаимоотношениях с окружающими, а впоследствии предупреждает возникновение так называемых вторичных нарушений, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Организованная соответствующим образом работа по развитию эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи способна не только обогатить эмоциональный опыт ребёнка, но и смягчить и даже полностью устранить описанные выше проблемы. В числе основных принципов коррекционной работы отметим следующие: § развитие творческого воображения; § формирование осмысленной моторики; § формирование способности к содействию и сопереживанию. В данном контексте особо подчеркнём значение театрализованной игры. Она настолько естественно вписывается в жизнь детей, что способна осуществлять позитивные изменения в различных сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создаёт благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации и речевого развития. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребёнок с нарушением речи непроизвольно обогащается способами выражения эмоций. Помимо прочего, театрализованная игра выполняет психотерапевтическую функцию, которая заключается в том, что она может изменить отношение ребёнка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Причём, одна и та же театрализованная игра (сюжетно-ролевая, игра-драматизация) для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать тонизирующий эффект, для третьего – являться уроком коллективных отношений. Общие принципы варианта игровой коррекции с помощью театрализованной игры таковы: § безоговорочная симпатия к ребёнку; § минимальное количество ограничений; § активность самого ребёнка. Необходимо понимать, что владение способами эмоциональной лексики – важное условие налаживания отношений между детьми в игре. В заключении отметим, что многочисленные исследования и накопленный педагогический опыт коррекционной работы в данном направлении дают основание считать, что игротерапия, направленная на развитие эмоциональной лексики у ребёнка с общим недоразвитием речи, способствует устранению препятствий в межличностных отношениях детей, а также умение управлять эмоциональным состоянием. Не стоит забывать о том, что при неблагополучии или отсутствии межличностных отношений, у ребёнка с речевыми нарушениями возникает внутренний эмоциональный дискомфорт и нарушается полноценное речевое развитие личности. Ведь благополучие отношений вашего ребёнка со сверстниками непосредственно формирует не только психологические структуры личности (эмоции, мотивы, самосознание, личностную активность и инициативу), но прежде всего эмоциональную лексику. Нужно помнить, что спонтанное развитие эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи не может привести к удовлетворительным результатам. И только целенаправленное формирование эмоциональной речи способствует правильному пониманию и называнию определённого эмоционального состояния, выражению своих и чужих переживаний, чувств, влияет на познавательные процессы. Остаётся фактом, что чувства, вызванные художественным произведением, могут стать основой отношения к вещам и людям. Формирование эмоциональной лексики не только будет способствовать повышению уровня развития устной речи, но и станет важным помощником вашему ребёнку в процессе адаптации к школьному обучению.
|