Кто
| Когда
| плюсы
| минусы
|
Представитель службы персонала
| Используется реже, чем предыдущие, или в сочетании с ними. Например, если отсутствует непосредственный руководитель, или для компании с матричной структурой, или при командной работе. Идеально при оценке психологического климата.
| Подходит, когда нет другого варианта: например, компания работает, создавая команды под проекты, и каждый сотрудник взаимодействует с разными руководителями и коллегами в процессе работы.
| Очень сильная зависимость от квалификации представителя службы персонала.
|
Самооценка
| Сотрудник сам себя оценивает. Используется при сравнении различных аспектов своей собственной деятельности. Используется редко, чаще является элементом системы.
| Помогает избежать субъективного отношения оценщиков. Если используется как часть системы, сравнение результатов самооценки и оценки руководителя может стать отправной точкой аттестационного интервью.
| Самостоятельное применение крайне ограничено из-за возможности переоценки и неадекватного восприятия.
|
Оценка равными (коллегами)
| Используется не очень часто из-за психологических проблем. Если используется, оценка осуществляется группой, результаты усредняются.
| У коллег более ясное понимание того, как оцениваемые выполняют работу.
| Коллеги могут не захотеть оценивать работу друг друга (воспринимается как «донос»).
|
Оценка подчиненными
| Используется редко. Лучше всего подходит для цели «Потенциал».
| Показывает вышестоящим руководителям возможности оцениваемого и управленческие способности. Может использоваться для планирования карьеры или корректировки деятельности оцениваемого.
| Подчиненные знают не все аспекты работы руководителя. Руководители могут возражать против оценки из-за боязни подрыва авторитета. Подчиненные опасаются, что их оценки идентифицируют и последуют репрессии.
|
Центр оценки (ассесмент)
| Используется для цели «Потенциал». Оцениваются преимущественно руководители.
| Позволяет учитывать больше факторов, чем при сравнении со стандартами выполнения работы. Очень хорошо для решения о продвижении.
| Дорого. Не всегда в компании есть специалисты должной квалификации (предполагается участие нескольких «оценщиков»). Привлечение внешних консультантов.
|